Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 472963)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Пушкинские осколочки

0   0
Первый авторАмфитеатров Александр Валентинович
Страниц4
ID1553
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Амфитеатров, А.В. Пушкинские осколочки : Эссе / А.В. Амфитеатров .— 1937 .— 4 с. — Публицистика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» . <...>
Пушкинские_осколочки.pdf
Александр Амфитеатров Пушкинские осколочки Оригинал здесь: Русские творческие ресурсы Балтии. Единственный знакомый мне здесь, в Италии, японец говорит и пишет по русски не хуже многих кровных русских. Человек высоко образованный, по профессии, как подобает японцу в Европе, инженернаблюдатель, а по натуре, тоже как европеизированному японцу полагается, эстет. Большой любитель, даже знаток русской литературы и восторженный обожатель Пушкина. Превозносить "Солнце русской поэзии" едва ли не выше всех поэтических солнц, когда либо где либо светивших миру. Способен беседовать о Пушкине часами и безошибочно читает наизусть его стихи страницы за страницами. При этом, - давно заметил я, - питает особенное пристрастие не к знаменитым пьесам и строфам, которыя обычно у всех на в памяти и на устах, как неизбежная рекомендация и поэтический паспорт Пушкина; но цитирует, по преимуществу, мало известные отрывки, черновые наброски, неоконченныя стихотворения, - вообще, какое-нибудь такое мелкое "незаконченное", что и не во всяком полном собрании сочинений Пушкина найдется; а уж издатели так называемых "избранных произведений" почти всегда подобными "пустяками" пренебрегают. - И очень неразумно поступают, - говорит японец, - это все равно, что, найдя на улице драгоценный алмаз, оставит его валяться в пыли, потому что он не похож на шлифованные и граненые брильянты, которые вы видели в театре или на балу в колье модной красавицы. Пушкина нельзя делить на "великаго Пушкина" и "Пушкина маленькаго". Он всегда, везде, во всем велик и многозначителен. Помните? - Ты любишь с высоты Скрываться в тень долины малой. Ты любишь гром небес, и также внемлешь ты Журчанью пчел над розой алой... В Пушкине вот именно такое мировое звуко-слитие от грома в небесах до журчанья пчел над алой розой, - и везде он одинаково прекрасен. Все внял: и неба содроганье, и горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, и дольней лозы прозябанье. Знаете, конечно, знаменитый дифирамб Пушкину поэта Полонскаго? - Мало, что знаю: некогда имел удовольствие собственными ушами слышать, как Полонский читал его на знаменитом торжественном заседании Общества Любителей Российской Словесности при открытии московскаго памятника Пушкину. Читал, хотя на костылях, но с великим пафосом - "голосом влюбленнаго тигра", как потом безжалостно сострил Михайловский. Старый поэт имел огромный успех - и заслуженный, потому что искренне до слез, и впрямь влюбленно волновался радостью пушкинскаго апофеоза. Но стихи то, по правде сказать, всетаки неважные. Как почти всегда у Полонскаго, смесь энтузиазма с опасением, что "не поймут", а, отсюда, в разсудочном стремлении растолковать, вторжение рифмованной прозы. - Да, бывают и лучшие стихи, но идея всеобъемности Пушкина Полонским выражена верно, точно и широко. Он понял поэтическую вездесущность Пушкина, дает в простодушном житейском перечне осязать ту его вселенность, которую так величественно и законоположно "огромными словами", установил Достоевский. Пушкин - как Дух Божий: веет, где хочет. И чего коснулось его веяние, возвышается в совершенство. Вы, вот, удивляетесь моему пристрастию к неоконченным стихотворениям Пушкина. А, по моему, неоконченных произведений у Пушкина нет. - Как? А "Русалка"?, а "Галуб"?, а "Египетския ночи"?, а "Арап Петра Великаго"? Да и, пожалуй, даже "Евгений Онегин", наконец? - Это произведения, мнимо неоконченныя. - То есть? - Лишь формально прерванныя смертью поэта или житейскими препятствиями, сильнейшими его воли. Внешне приостановленное нельзя считать неоконченным. Во всем, что вы назвали, отсутствие конца - случайность, независимая от поэта. А совершенство этих пьес, поскольку оне до нас дошли, свидетельствует как раз обратное: что оне были Пушкиным выношены до полной законченности, так что им недоставало только механическаго процесса - перелива вдохновения из головы и сердца - рукою - на бумагу. А каково совершенство якобы "неоконченнаго", лучше всего показуется неудачами всех позднейших опытов его "докончить". Их, ведь, было множество, и брались за них не только самонадеянные дилетанты - рифмоплеты, мечтавшие, будто, легко и звонко владея стихом, можно
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически