Ю.Н.Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Двойной юбилей,
или Устраним изъяны
в историографии российского библиотечного образования
- Где наш отец? – выспрашивал упрямо
Сын-червячок у Мамы-Червяка. <...> С.В.Михалков
В российском библиотековедении установилась точка зрения, что стабильное
(регулярное) библиотечное образование зародилось в годы Советской власти и датируется
1918-м годом. <...> Однако есть основания отодвинуть эту границу в 1913 год, когда были открыты
Библиотечные курсы при Московском городском народном университете им. <...> От этих Курсов ведёт своё летоисчисление Московский государственный университет
культуры и искусств, который, таким образом, является старейшим высшим учебным
заведением по подготовке библиотечно-информационных кадров. <...> В 2008 году система
российского высшего и среднего специального образования в области библиотечнобиблиографической подготовки кадров, а также Московский государственный университет
культуры и искусств – её старейший представитель и на протяжении многих десятилетий
флагман – отмечают своё 95-летие. <...> Главным идеологом концепции зарождения и развития российского/
советского библиотечного образования является, как известно, Константин
Иванович Абрамов (1920 –
2001). <...> Именно его взгляды, изложенные в двух
изданиях учебника по истории библиотечного дела в СССР/России, других
книгах и многочисленных статьях, определили методологическую установку в
отечественной историографии. <...> А.Л.Шанявского были
2
эпизодическим явлением; Московский библиотечный институт возник в 1930 г.
на пустом месте, без предшественников. <...> Инициатива создания института, согласно К.И.Абрамову, зародилась в
1929 г. и принадлежит Центральной библиотечной комиссии Главполитпросвета
под председательством М. <...> (2001)
исследования
данного
вопроса
какой-либо
связи
между
Московского библиотечным институтом и Библиотечными курсами, Институтом
библиотековедения при Государственной библиотеке <...>
Двойной_юбилей,_или_Устраним_изъяны_в_историографии_российского_библиотечного_образования.pdf
Ю.Н.Столяров,
доктор педагогических наук, профессор
Двойной юбилей,
или Устраним изъяны
в историографии российского библиотечного образования
- Где наш отец? – выспрашивал упрямо
Сын-червячок у Мамы-Червяка.
Он на рыбалке! – отвечала мама…
Как полуправда к Истине близка!
С.В.Михалков
В российском библиотековедении установилась точка зрения, что стабильное
(регулярное) библиотечное образование зародилось в годы Советской власти и датируется
1918-м годом. Однако есть основания отодвинуть эту границу в 1913 год, когда были открыты
Библиотечные курсы при Московском городском народном университете им. А.Л.Шанявского.
От этих Курсов ведёт своё летоисчисление Московский государственный университет
культуры и искусств, который, таким образом, является старейшим высшим учебным
заведением по подготовке библиотечно-информационных кадров. В 2008 году система
российского высшего и среднего специального образования в области библиотечнобиблиографической
подготовки кадров, а также Московский государственный университет
культуры и искусств – её старейший представитель и на протяжении многих десятилетий
флагман – отмечают своё 95-летие.
Главным идеологом концепции зарождения и развития российского/
советского библиотечного образования является, как известно, Константин
Иванович Абрамов (1920 – 2001). Именно его взгляды, изложенные в двух
изданиях учебника по истории библиотечного дела в СССР/России, других
книгах и многочисленных статьях, определили методологическую установку в
отечественной историографии.
В соответствии с этой установкой систематическое высшее и среднее
библиотечное образование в России началось после Октябрьской революции 1917
года; основные установки по его содержанию разработаны Н.К.Крупской1;
библиотечные курсы при Народном университете им. А.Л.Шанявского были
Стр.1