ИНИМ РАО
О моделях доступа к российской педагогической периодике
Современный этап развития информационной отрасли характеризуется сложной
комбинацией использования различных моделей предоставления доступа к
информационным ресурсам вообще и периодике в частности. <...> Эти модели могут быть
основаны на различных сочетаниях электронных и традиционных форм представления
информации, а также коммерческих и бесплатных бизнес-моделях. <...> Рассмотрим ситуацию подробнее применительно к периодике в области педагогики
и психологии, поскольку излагаемое исследование было проведено в рамках разработки
концепции развития отраслевой системы
научно-педагогической информации,
реализуемой в Российской академии образования. <...> Нами был проведен анализ имеющихся в этой отрасли российских периодических
изданий. <...> Первой проблемой была выработка критериев, по которым
периодическое издание может быть отнесено к рассматриваемой отрасли. <...> Издание было отнесено к педагогическому, если оно было отнесено к
рубрикам Педагогика или Психология (или аналогичным) в одном из рубрикаторов
рассмотренных каталогов <...> Издание было отобрано создателями одного из специализированных
порталов по педагогике или психологии <...> Всего в результате было отобрано 756 названий периодических изданий. <...> Нужно
отметить, что это количество существенно превышает число изданий, собранных на
специализированных образовательных порталах. <...> Так, в трех перечнях образовательной
периодики,
представленных в системе образовательных порталах в ГНИИ ИТТ
«Информика» (см Приложение), перечислено соответственно 154, 50 и 20 наименований
журналов. <...> С другой стороны, эта цифра близка к статистике периодической печати
Российской книжной палаты, которая определяет количество периодических изданий всех
видов (журналы, газеты, сборники, продолжающиеся издания) в 2008 г.приблизительно в
800 наименований. <...> Общая статистика выпуска специализированной литературы по
образованию <...>
О моделях доступа к российской.pdf
А.Б. Антопольский
Д.т.н., проф., гл. науч. сотр. ИНИМ РАО
О моделях доступа к российской педагогической периодике
Современный этап развития информационной отрасли характеризуется сложной
комбинацией использования различных моделей предоставления доступа к
информационным ресурсам вообще и периодике в частности. Эти модели могут быть
основаны на различных сочетаниях электронных и традиционных форм представления
информации, а также коммерческих и бесплатных бизнес-моделях.
Рассмотрим ситуацию подробнее применительно к периодике в области педагогики
и психологии, поскольку излагаемое исследование было проведено в рамках разработки
концепции развития отраслевой системы научно-педагогической информации,
реализуемой в Российской академии образования.
Состояние российской педагогической периодики.
Нами был проведен анализ имеющихся в этой отрасли российских периодических
изданий. С этой целью были проанализированы источники, приведенные в Приложении.
Конечно, перечень источников не является исчерпывающим, но он достаточно
представительный. Первой проблемой была выработка критериев, по которым
периодическое издание может быть отнесено к рассматриваемой отрасли. В результате
были сформулированы следующие критерии
1.
Издание было отнесено к педагогическому, если оно было отнесено к
рубрикам Педагогика или Психология (или аналогичным) в одном из рубрикаторов
рассмотренных каталогов
2.
раздел педагогика или психология;
3.
Педагогика или Психология;
5.
порталов по педагогике или психологии
4.
«Образование, обучение» или аналогичную;
6.
Политематическое издание (типа вестника университета) включает
Издание было отобрано создателями одного из специализированных
Издание учитывается при защите диссертаций по специальностям
При регистрации учредители определяли тематику издания как
В аннотации к изданию имеется указание на тематику педагогика
или психология.
Всего в результате было отобрано 756 названий периодических изданий. Нужно
отметить, что это количество существенно превышает число изданий, собранных на
специализированных образовательных порталах. Так, в трех перечнях образовательной
периодики, представленных в системе образовательных порталах в ГНИИ ИТТ
«Информика» (см Приложение), перечислено соответственно 154, 50 и 20 наименований
журналов. С другой стороны, эта цифра близка к статистике периодической печати
Российской книжной палаты, которая определяет количество периодических изданий всех
видов (журналы, газеты, сборники, продолжающиеся издания) в 2008 г.приблизительно в
800 наименований. Общая статистика выпуска специализированной литературы по
образованию, педагогике и психологии по данным РКП за 2006-2008 гг приведена на
табл. 1.
Правда, достоверность некоторых данных недостаточно. Так, если издание
представлено в реестре СМИ как зарегистрированное, это еще не означает что оно
реально выходит. Для довольно многих изданий (около 100) не было найдено
подтверждений о наличии подписки на это издание или его доступности в электронном
виде. Но, насколько нам известно, статистика Российской книжной палаты в части
периодики также строится на основе официального реестра зарегистрированных СМИ, а
1
Стр.1