Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 509898)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Физическая культура. Раздел: Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп (160,00 руб.)

0   0
Первый авторПогадаев М. Е.
АвторыПоскрякова Ю. А.
ИздательствоУГАЭС
Страниц152
ID143859
АннотацияУчебное пособие может быть использовано в качестве дидактического материала к дисциплине «Физическая культура» в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии с учетом современного состояния вопроса раскрываются формы, средства и методы проведения учебных занятий по физической культуре со студентами, имеющими хронические заболевания, а также даются рекомендации по оптимизации физических нагрузок во время занятий.
Кем рекомендованоУчебно-методическим советом УГАЭС
Кому рекомендованоДля студентов вузов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительным и специальным медицинским группам, а также для преподавателей кафедр физического воспитания вузов.
ISBN978-5-88469-415-6
УДК613.71-057.87
ББК74.58я73
Погадаев, М.Е. Физическая культура. Раздел: Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Ю.А. Поскрякова, М.Е. Погадаев .— Уфа : УГАЭС, 2009 .— 152 с. — ISBN 978-5-88469-415-6 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/143859

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Кафедра «Физическое воспитание» ПОГАДАЕВ М.Е. <...> ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Раздел: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС Уфа – 2009 УДК 613.71-057.87 ББК 74.58я73 П 43 Рецензенты: д-р биол. наук, проф. кафедры «Медико-биологические основы физического воспитания и физиологии» Башкирского государственного педагогического университета им. <...> Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп: Учебное пособие / М.Е. Погадаев, Ю.А. Поскрякова. <...> ISBN 978-5-88469-415-6 Учебное пособие «Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп» предназначено для студентов вузов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительным и специальным медицинским группам. <...> Данное пособие может быть полезно также преподавателям кафедр физического воспитания высшего профессионального образования, работающим со студентами специальных медицинских групп. <...> ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ………….. <...> Влияние физических упражнений на организм студентов специальных медицинских отделений………………………………………………………….. <...> Организация занятий по физической культуре студентов специального медицинского отделения…………………………………………………………. <...> Методы физического воспитания студентов специального медицинского отделения………………………………………………. <...> Врачебный контроль за физическим воспитанием в специальном медицинском отделении………………………………………………………... <...> Контроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями студентов специального медицинского отделения…………………… <...> В высшие <...>
Физическая_культура._Раздел_Оздоровительная_физическая_культура_студентов_специальных_медицинских_групп.pdf
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Кафедра «Физическое воспитание» ПОГАДАЕВ М.Е. ПОСКРЯКОВА Ю.А. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Раздел: ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУПП Учебное пособие Рекомендовано учебно-методическим советом УГАЭС Уфа – 2009
Стр.1
УДК 613.71-057.87 ББК 74.58я73 П 43 Рецензенты: д-р биол. наук, проф. кафедры «Медико-биологические основы физического воспитания и физиологии» Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Хисамов Э.Н.; доцент кафедры «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» Уфимской государственной академии экономики и сервиса, канд. биол. наук Яхина М.Р. Погадаев М.Е., Поскрякова Ю.А. Физическая культура. Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп: Учебное пособие / М.Е. Погадаев, Ю.А. Поскрякова. – Уфа: Уфимская государственная академия экономики и сервиса. 2009. – 152 с. ISBN 978-5-88469-415-6 Учебное пособие «Оздоровительная физическая культура студентов специальных медицинских групп» предназначено для студентов вузов, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительным и специальным медицинским группам. Учебно-методическое пособие может быть использовано в качестве дидактического материала к дисциплине «Физическая культура» в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. В пособии с учетом современного состояния вопроса раскрываются формы, средства и методы проведения учебных занятий по физической культуре со студентами, имеющими хронические заболевания, а также даются рекомендации по оптимизации физических нагрузок во время занятий. Данное пособие может быть полезно также преподавателям кафедр физического воспитания высшего профессионального образования, работающим со студентами специальных медицинских групп. ISBN 978-5-88469-415-6 © Погадаев М.Е., Поскрякова Ю.А., 2009 © Уфимская государственная академия экономики и сервиса, 2009 2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………....……….. 5 ГЛАВА 1. ЗДОРОВЬЕ – КЛЮЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА… 7 1.1. Здоровье – важнейший жизненный приоритет социального развития… 7 1.2. Здоровье и двигательная активность……………………..…………...….. 12 ГЛАВА 2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА……………….………..…..... 15 2.1. Закономерности физического развития лиц юношеского возраста…….. 15 2.2. Психологические особенности развития в юношеском возрасте……..... 21 2.3. Психофизиологическая характеристика основных видов деятельности студентов……………………………………………………………………….… 2.3.1. Особенности умственного труда лиц юношеского возраста………....… 27 2.3.2. Характеристика физического труда лиц юношеского возраста…...…… 30 2.3.3. Взаимосвязь умственного и физического труда……………………..…... 32 ГЛАВА 3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ…..... 34 3.1. Организм как биологическая система……………….…………………..... 34 3.2. Двигательная активность как биологическая потребность организма..... 38 3.3. Влияние двигательной активности на органы и системы организма… 40 ГЛАВА 4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ…………………………….………………….…………… 57 4.1. Основы физической культуры в вузе…………...………….………...……. 57 4.2. Принципы физической культуры в вузе………...……………………...…. 60 4.3. Основные направления и формы физической культуры в вузе……..…... 63 4.4. Основные средства физической культуры в вузе…...………………...….. 66 4.5. Формы организации физической культуры в вузе……...…………...…… 70 ГЛАВА 5. ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ…………..…………… 74 5.1. Состояние здоровья современной студенческой молодежи………..……. 74 5.2. Краткие сведения о наиболее распространенных среди студентов 27 заболеваниях……………………..……………………………………………… 5.3. Комплектование групп для занятий в специальном медицинском отделении………………………………………………………………………………… 5.4. Влияние физических упражнений на организм студентов специальных медицинских отделений………………………………………………………….. 5.5. Организация занятий по физической культуре студентов специального медицинского отделения…………………………………………………………. 5.6. Структура, содержание и интенсивность учебных занятий по физической культуре студентов специальных медицинских отделений……….… 5.7. Методы физического воспитания студентов специального 75 92 94 98 медицинского отделения……………………………………………….………. 5.8. Особенности методики проведения занятий по физической культуре студентов специальных медицинских отделений при некоторых заболеваниях …116 …100 ....105 3
Стр.3
ГЛАВА 6. КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В СПЕЦИАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОТДЕЛЕНИИ……………………… 123 6.1. Врачебный контроль за физическим воспитанием в специальном медицинском отделении………………………………………………………... 6.2. Врачебно педагогические наблюдения за физическим воспитанием в специальном медицинском отделении………………………………………. 6.3. Контроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями студентов специального медицинского отделения…………………… 6.4. Зачетные требования в физическом воспитании студентов специального медицинского отделения…………………………………….…………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 137 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ……………………………………………………….. 139 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………… 150 123 129 131 134 4
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов. В высшие учебные заведения наряду со здоровыми студентами поступают лица, имеющие различные отклонения в состоянии здоровья. При проведении медицинского обследования они, как правило, направляются в специальную медицинскую группу. По данным различных авторов 30 % студентов относятся к специальной медицинской группе, а в ряде высших учебных заведений этот процент значительно выше (до 50 %). В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление их здоровья, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов; профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности; приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учетом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Многие студенты специального медицинского отделения не в полном объеме готовы к выполнению нагрузок, предусмотренных стандартной учебной программой. Таким студентам трудно выполнять программу учебных занятий, построенных в рамках тренировочных режимов (в соответствии с физиологически обоснованными стандартами для данной возрастной группы). Это связано с несоответствием нормативных тестов состоянию здоровья (не учитывается степень и многообразие заболеваний) и физической подготовленности значительного числа студентов. Положение усугубляется отсутствием у большинства студентов с ослабленным здоровьем необходимой мотивации к занятиям физической культурой. Такие студенты нередко пассивны на практических занятиях, они не в состоянии выполнить элементарные упражнения, избегают физических нагрузок, не проявляют настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма. Остается важной задача активизации физической деятельности таких студентов. Организация и методика учебного процесса таких студентов имеет свои особенности. Занятия физическими упражнениями со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, способствуют укреплению организма, повышению его сопротивляемости заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем организма в их сложном взаимодействии. Однако для 5
Стр.5
многих студентов, отнесенных к специальной медицинской группе, физкультурно-спортивная деятельность не является насущной потребностью, не вызывает устойчивого положительного отношения к ценностям физической культуры. Отсутствие понимания значения двигательной активности для укрепления здоровья и несформированность положительного отношения к физической культуре и спорту является негативной проблемой данной категории студентов. Пассивность в отношении физкультурнооздоровительной деятельности обусловлена тремя основными причинами: ее недооценкой, серьезными проблемами в семейном и школьном воспитании, слабостью методического обеспечения преподавателей физической культуры в работе с данной категорией студентов. В конечном счете, это приводит к тому, что у части студентов формируется безразличное или негативное отношение к двигательной активности – одному из главных оздоравливающих факторов. Широкий спектр различных методик оздоровительной физической культуры, разработанных на сегодняшний день позволяет специалистам, работающим в области физического образования и физического воспитания вовлекать студенческую молодежь, имеющую те или иные отклонения в состоянии здоровья, в занятия физической культурой. Данное учебное пособие раскрывает вопросы организации занятий физической культурой у студентов специального медицинского отделения, позволяет повысить уровень своего здоровья, физического развития и решать вопросы оздоровления на протяжении всего срока обучения в высшем учебном заведении. 6
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически