1
Московский государственный университет культуры и искусств
О.Е. Коханая
Т Е А Т Р Д Л Я Д Е Т ЕЙ И М О Л О Д Е Ж И :
Т Р А Д И Ц И И И С О В Р Е М Е Н Н О С Т Ь
Монография
Москва
2004
Стр.1
2
Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом
Московского государственного университета культуры и искусств
Рецензенты: В.И.Козловский, доктор философских наук, профессор
В.М.Кириллин, доктор филологических наук, профессор
Коханая О.Е. Театр для детей и молодежи: традиции и
современность: монография. – М, 2004.
В монографии анализируются функции театра для детей и молодежи, его
специфические особенности в соотнесении с театром «для взрослых» и с
экспериментальным театром; определено место театра для детей и молодежи в
современной социокультурной ситуации, предпринята попытка воссоздания как бы
идеальной модели театра для детей и молодежи, основанной тем не менее на
достижениях прошлых десятилетий развития искусства для детей, исходя из
потребностей дня сегодняшнего. Автор обратился к теоретическому наследию
русского философа и педагога начала ХХ века К.Н. Вентцеля и его теории
«свободного развития личности».
Данная работа является результатом проведенного исследования и может
быть использована в практике работы детских и молодежных театров при
организации и деятельности различных альтернативных структур образования
(лицеи, колледжи, школы, курсы и другие институты гуманитарного направления),
а также при чтении проблемных лекций о детском театре, о его природе и путях
развития, при подготовке спецкурсов для студентов, аспирантов театральных
вузов, вузов культуры, гуманитарных факультетов.
© Коханая О.Е., 2004
Стр.2
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1.
Функции театра для детей и
молодежи……………………….………………………………………….14
1.1. Аксиологические и гносеологические функции театра для детей и
молодежи……………………… ……………………………………………… 14
1.2. Сущность коммуникативно–игровой и творческой функции театра
для детей и молодежи……………………………………………….. 52
Глава 2.
Театр для детей и молодежи в контексте современной культуры..81
1.1.Специфика функционирования театра для детей и молодежи на
современном этапе………………………………………………………………. 81
2.2. Содержательность смыслового и функционального
совершенствования жизнедеятельности театров для детей и
молодежи…………………………………………………………………………..127
Литература…………………………………………………………… 153
Стр.3
153
Литература
1. Акимов Н.П. Театральное наследие. Л., 1978. В 2-х кн..
2. Алексеев А.М., Божков О.Б., Дмитриевский В.Н., Докторов Б.З.,
Кисельман Л.Е. Зритель в театре: Социологические исследования
театральной жизни. М., 1981.
3. Аристотель. Политика. Поэтика.// Мыслители Греции: От мифа к
логике. М.-Харьков. 1999.
4. Баткин Л.М. Культура всегда накануне себя.// Красная книга
культуры. М., 1989.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
6. Берлянд Е.И. Игра как феномен сознания. Кемерово. 1992.
7. Бестужев-Лада И. Перспективные социальные проблемы театра.//
Вопросы социологии театра. М., 1982.
8. Бодрияр Ж. Прозрачность зла. – М., 2000.
9. Вентцель К.Н. Из пережитого
–
передуманного,
перечувствованного и сделанного: Автобиографический очерк.
Рукопись. 1932. 484с.
10. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный
детский сад.// Общедоступные курсы по дошкольному
воспитанию. М., 1919.
10. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. В 2-х
тт. М., 1911.
11. Викторов В. Наталия Сац и детский музыкальный театр. М.,
1993.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1987.
13. Гвоздев А.А. О смене театральных систем.// О театре. Л., 1926.
Вып.1.
14. Гвоздев А.А., Пиотровский А. История европейского театра. М.Л.,
1931.
15. Гозенпуд А.Н. О педагогической природе ТЮЗа.// Искусство и
эстетическое воспитание молодежи. М., 1981.
16. Гозенпуд А.Н. Центральный детский театр (1936 – 1961).
Дисс… канд искусств. М., 1965.
17. Горбачев Ю.А. Искусство и игра: Принципы исследования и их
взаимосвязь.// Диалектика взаимодействия природы и общества.
Л., 1977.
18. Гращенкова И. Публика в системе художественной культуры.//
Вопросы социологии театра. М., 1982.
19. Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по
мировой художественной культуре. М., 2001.
Стр.153
154
20. Гулыга А.В. Искусство в век науки. М., 1978.
21. Гулыга А.В. Принципы эстетики. М., 1987.
22. Гулыга А.В. Что такое современность? // Вопросы философии. –
1988.- № 12.
23. Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как
тип мировосприятия или социальная болезнь: Критический
анализ. М., 1980.
24. Дадамян Г.Г. Актуальные проблемы изучения театра как
социально-культурного института.// Вопросы социологии театра.
М., 1982.
25. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – М.-СПб.,1998.
26. Дискуссия о проблемах ТЮЗов.// Театр, №2. 1987.
27. Добринская Е.И. Связь искусства и игры в культуре.// Искусство
в системе культуры. Л., 1987.
28. Добромыслова И.Г. Молодежная культура как культурноэстетический
феномен II половины ХХ века. Дисс…канд.
философ. М., 2000.
29. Евреинов Н.Н. История русского театра. Нью-Йорк. 1955.
30. Евреинов Н.Н. Театр как таковой. СПб., 1912.
31. Заорска М. Из опыта театрального образования в Польше.
Дисс… канд. искусствоведения. СПб., 2001.
32. Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителей.
М., 1982.
33. Зиновьев А. На пути к сверхобществу. – М., 2000.
34. Зоркая И.М. Зрелищные формы художественной культуры.
М.:Знание, №10. 1981.
35. Иконникова С.Н. «Массовая культура» и молодежь: вымыслы и
реальность. – М., 1980.
36. Искусство в мире духовной культуры. Киев. 1985.
37. Искусство в системе культуры: Социологические аспекты. Л.,
1981.
38. Искусство и общение. Л., 1984.
39. Каган М.С. Культура – философия – искусство. М., 1988.
40. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
41. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.
42. Казин А.Л. Искусство и духовная культура.// Искусство в
системе культуры. Л., 1987.
43. Кант И. Сочинения, в 6 т.т. М., 1966. Т.5.
44. Клявина Т.А., Хршановская С.П. В поисках зрителя: итоги
опроса руководителей театра РСФСР.// Социологические
исследования, №3. 1988.
45. Клявина Т.А., Хршановская С.П. Мне бы шляпку да перчатки, я
б красавицей была…// Театр, №3. 1989.
Стр.154
155
46. Козловский В.И.
47. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.
48. Кон И.С. Равноправный собеседник театра. // Театр, №12. 1986.
49. Кон И.С. Ребенок и общество. М.,1988.
50. Конорская М. Детский театр, его вред и польза. СПб.-М., 1901.
51. Корогодский З. Концепция детства.// Современная драматургия,
№2. 1983.
52. Коханая О.Е. Диалектика взаимосвязи современного театра и
молодежной зрительской аудитории.// Материалы к обсуждению
на заседании совета НИРС. М., 1987.
53. Коханая О.Е. Использование взглядов К.Н. Вентцеля для
понимания специфики детского театра. М., 1993.
54. Коханая О.Е. Массовая культура и СМИ: современный этап.//
Журналистика 2003: Обретения и потери, стратегии развития. В
3 ч.ч. Часть 1.М., 2004.
55. Коханая О.Е. Новое «старое» в современной теории воспитания
(к 90-летию публикации теории свободного гармонического
развития жизни и сознания К.Н.Вентцеля).// Созидительная
миссия культуры. Сборник статей молодых ученых. Выпуск 3.
М., 2003.
56. Коханая О.Е. Нравственный закон как выражение культуры
общества.// ХХ1 век: духовно-нравственное и социальное
здоровье человека. М., 2001.
57. Коханая О.Е. Театр юного зрителя как специфический
социокультурный институт: Дисс…канд.философ.. М., 1995.
58. Крымова Н.А. О детях в театре и о театре для детей.// Малыши
и музы. М., 1972.
59. Культура в свете философии: под ред. Чавчавадзе. Тбилиси.
1979.
60. Кучмаева И.К. Культурное наследие: Современные проблемы.
М., 1987.
61. Лебон Г. Психология толп. – М., 1998.
61. Лири Т. Семь языков Бога. – М., 2002.
62. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989.
63. . Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999
64. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.
65. Маркарян Э. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
66. Мартынов В.Ф. Философия красоты. Минск. 1999.
67. Матвеев В.С. Элитарная и массовая культура внутренне близки.
// Общественные науки и современность. М., №1. 1991.
68. Мейерхольд В. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1968.
Стр.155
156
69. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие.
Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М., 1985.
70. Мельвиль А.Ю., Разлогов К.Э. Контркультура и «новый
консерватизм». М., 1991.
71. Моисеев Н.Н. Гуманизм – заслон против надвигающегося
средневековья // Здравый смысл. – 1997.- № 5.
72. Молодежь и культура: Под ред. С.Н. Иконниковой. Л., 1977.
73. Молчанов В.В. Миражи массовой культуры. Л., 1984.
74. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
75. Мяло К.Г. Под знаменем протеста: Очерки по истории и
психологии молодежного протеста 1950-1970-х годов. М., 1985.
76. Некоторые тенденции развития западного театра 80-х годов.//
Зрелищные искусства. Обзор. инфор. Вып.2. М., 1986.
77. Неоконсервативные тенденции развития культуры в
альтернативных движениях ФРГ.// Зрелищные искусства. Обзор.
инфор. Вып.1. М., 1986.
78. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в
США: традиции и современность. СПб.,1993.
79. Обидная С. Н. Зарубежный опыт воспитания детей средствами
театрального искусства.// Проблемы эстетического воспитания в
современном обществе. М., 1988.
80. Опыт работы педагогической части Ленинградского театра
юных зрителей: Справка. Вып.9. М., 1981.
81. Паламарчук С.В. Театр и процесс социализации молодежи.
Дисс…канд. искусствоведения. М., 1985.
82. Панова Ж. «Синяя птицаяяяяяяя2 – музыка модерна. // Театр,
№5. 1993.
83. Периль Б. Театральная деятельность как объект
социологического изучения. // Вопросы социологии театра. М.,
1982.
84. Петрушин В. Перестройка духовной жизни и искусство:
Социально-этические проблемы. // Искусство, №5. 1988.
85. Плавинский А. Принудительное взросление. // Детская
литература, «4. 1988.
86. Платон. Апология Сократа. Пир. Государство. // Мыслители
Греции. От мифа к логике. М.-Харьков. 1999.
87. Погинагиди Ф.Ф. Эстетическая культура как фактор духовнонравственного
воспитания молодежи. Дисс… канд. пед. наук.
Ставрополь. 2001.
88. Поздняков Э.А. Философия культуры. М., 1999.
89. Поиски новой модели театра для юных зрителей в ФРГ:
проекты, эксперименты, оценки.// Зрелищные искусства. Вып.2.
М., 1988.
Стр.156