Ю.А. Головин, кандидат философских наук,
заведующий кафедрой журналистики, профессор МГУКИ
РОССИЙСКИЙ ТОЛСТЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Осмысление
сущности
и
специфики
российского
литературно-
художественного журнала как уникального, единственного в своем роде
культурного явления, в рамках теории культуры представляется актуальным в
связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и
книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды
является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой
культуры, глобализации и мирового кризиса вопрос о человеке как субъекте
культурного творчества является одним из важнейших в проблематике
современной культуры.
экономическая
и
События последнего времени подтвердили, что
cоциальная
дифференциация
российского
общества,
девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и
общественных идеалов, развенчание
традиционных культурных ценностей
оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры
общества в целом. <...> В результате, в частности, резко снизилось воздействие
литературно-художественных
журналов
на
формирование
общественного
сознания, на позитивное моделирование картины мира гражданина, его
становление в мире ценностей культуры, формирование целостного потенциала
личности. <...> Изменения в социальной структуре общества, трансформация
постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили
проблему культурной идентификации человека. <...> Но ведь во все эпохи
идентичность
личности
являлась
необходимым
условием
консолидации
общества. <...> Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между
потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как
инструмента
осуществления
государственной
культурной
политики,
межпоколенной трансляции социального опыта, механизма, способствующего <...>
Российский_толстый_литературно-художественный_журнал_как_социокультурный_феномен_.pdf
Ю.А. Головин, кандидат философских наук,
заведующий кафедрой журналистики, профессор МГУКИ
РОССИЙСКИЙ ТОЛСТЫЙ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
ЖУРНАЛ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Осмысление сущности и специфики российского литературнохудожественного
журнала как уникального, единственного в своем роде
культурного явления, в рамках теории культуры представляется актуальным в
связи с тем, что социальная ответственность средств массовой информации и
книгоиздания в условиях глобальной трансформации социальной среды
является одной из актуальных проблем научной рефлексии, а в эпоху массовой
культуры, глобализации и мирового кризиса вопрос о человеке как субъекте
культурного творчества является одним из важнейших в проблематике
современной культуры. События последнего времени подтвердили, что
экономическая и cоциальная дифференциация российского общества,
девальвация духовных ценностей, размытость ценностных ориентиров и
общественных идеалов, развенчание традиционных культурных ценностей
оказали негативное влияние на общественное сознание, на состояние культуры
общества в целом. В результате, в частности, резко снизилось воздействие
литературно-художественных журналов на формирование общественного
сознания, на позитивное моделирование картины мира гражданина, его
становление в мире ценностей культуры, формирование целостного потенциала
личности. Изменения в социальной структуре общества, трансформация
постсоветских национальных систем и процессы глобализации обострили
проблему культурной идентификации человека. Но ведь во все эпохи
идентичность личности являлась необходимым условием консолидации
общества.
Между тем, практика выявляет наличие существенного разрыва между
потенциальными возможностями литературно-художественных журналов как
инструмента осуществления государственной культурной политики,
межпоколенной трансляции социального опыта, механизма, способствующего
1
Стр.1
формированию общественного мнения, выстраиванию социальной адекватности
и идентичности личности, достигнутого в свое время уровня эффективного
функционирования литературно-художественных журналов - и проблемным
положением данного сегмента журнальной периодики на современном этапе.
Современные тенденции в глобальной экономике и политике напрямую
повлияли на функционирование литературно-художественных журналов.
Одновременно они привели и к существенным социальным изменениям,
свидетельствующим о появлении у современного общества новых качеств. К
примеру, изменения характера способов общения, стимулированные цифровой
революцией, способствовали усилению индивидуализации социальных практик,
изменению соотношения между сферами общественной и частной жизни,
прежде всего в пользу последней. Возросшая сложность социальной жизни,
сопровождающаяся интенсификацией процессов обмена информацией и
повышением потребности людей в ней, привела к появлению у современного
человека различных, иногда конфликтующих, идентичностей и новых статусов.
Всѐ это потребовало от него новых коммуникативных навыков, необходимых не
только для успеха и функционирования, но и просто для выживания в
современном обществе. И здесь трудно переоценить традиционную роль
литературно-художественных журналов. Особенно в регионах, где толстый
русский журнал и сегодня продолжает быть центром межкультурного общения
людей, охранителем культурного пространства и традиций (ростовский «Дон»,
краснодарская «Кубань», крымский «Брега Тавриды» и т.д.). Использование
литературно-художественных журналов, как средства воздействия на массовое
сознание и формирование общественного мнения, на индивидуальную
позитивную мотивацию, на явления современной жизни в условиях
социализации личности может представлять не только теоретический, но и
практический интерес. Толстые литературно-художественные журналы в
настоящее время продолжают оставаться важной составляющей частью
отечественной культуры – понимание их роли в формировании единого
культурного пространства постсоветской России особенно важно в условиях
2
Стр.2