Шлыкова О.В.,
доктор культурологии,
зав. кафедрой виртуальных коммуникаций МГУКИ
Сохранение культурного наследия в электронном виде:
методологические и технологические аспекты
Тема сохранения культурного наследия в электронном виде очень
непростая. <...> Во-первых, она требует глубокого осмысления того, что такое
культурное наследие и что нужно оцифровывать для будущих поколений? <...> Традиционно под культурным наследием понимают (и это закреплено
в документах ЮНЕСКО) – памятники культуры, произведения искусства,
книги и др. культурные ценности, наделенные общественной значимостью. <...> Вместе с тем, ученые справедливо относят к культурному наследию и
систему образования, язык и т.д. <...> Нельзя не отметить, что главным
достоянием национального культурного наследия является сама
культурология – наука, аналог которой трудно найти в перечне дисциплин
зарубежных стран ( культурная антропология cultural anthropology, например,
явно отличается по своему содержательному наполнению). <...> В этом смысле,
грядущие перемены в связи с Болонским процессом требуют при вхождении
в мировое культурного пространства все же бережного отношения к тому,
что составляет ядро отечественного наследия. <...> С легкостью сегодня
закрывают в ряде вузов специальность «Культурология», аргументируя тем,
что такой дисциплины нет за рубежом. <...> Однако, понимая и осознавая, каким
достоянием обладает наша отечественная культура, мы должны отстаивать
право на существование культурологии, равно как и национальной модели
образовании в общемировом образовательном пространстве, т.к. справедливо
заключение: мы не столько получили наследство от наших
предшественников, сколько взяли его взаймы от будущих поколений. <...> В настоящее время происходят существенные смещения в
парадигмальной системе координат ценностно-онтологических ориентаций. <...> Ситуация "стремительно прибывающего будущего" (Тоффлер), описанная
теоретиками ХХ века, интенсивно трансформирует культурные <...>
Сохранение_культурного_наследия_в_электронном_виде_методологические_и_технологические_аспекты_.pdf
Опубл. : Культурное наследие – свет миру: Междунар. конф./Междунар. Академия информатизации.–
М.: Инфориздат, 2007. – C.129-135.
Шлыкова О.В.,
доктор культурологии,
зав. кафедрой виртуальных коммуникаций МГУКИ
Сохранение культурного наследия в электронном виде:
методологические и технологические аспекты
Тема сохранения культурного наследия в электронном виде очень
непростая. Во-первых, она требует глубокого осмысления того, что такое
культурное наследие и что нужно оцифровывать для будущих поколений?
Традиционно под культурным наследием понимают (и это закреплено
в документах ЮНЕСКО) – памятники культуры, произведения искусства,
книги и др. культурные ценности, наделенные общественной значимостью.
Вместе с тем, ученые справедливо относят к культурному наследию и
систему образования, язык и т.д. Нельзя не отметить, что главным
достоянием национального культурного наследия является сама
культурология – наука, аналог которой трудно найти в перечне дисциплин
зарубежных стран ( культурная антропология cultural anthropology, например,
явно отличается по своему содержательному наполнению). В этом смысле,
грядущие перемены в связи с Болонским процессом требуют при вхождении
в мировое культурного пространства все же бережного отношения к тому,
что составляет ядро отечественного наследия. С легкостью сегодня
закрывают в ряде вузов специальность «Культурология», аргументируя тем,
что такой дисциплины нет за рубежом. Однако, понимая и осознавая, каким
достоянием обладает наша отечественная культура, мы должны отстаивать
право на существование культурологии, равно как и национальной модели
образовании в общемировом образовательном пространстве, т.к. справедливо
заключение: мы не столько получили наследство от наших
предшественников, сколько взяли его взаймы от будущих поколений. Значит,
мы ответственны за то, от какого наследства мы отказываемся и какое
наследство сохраняем.
В настоящее время происходят существенные смещения в
парадигмальной системе координат ценностно-онтологических ориентаций.
Ситуация "стремительно прибывающего будущего" (Тоффлер), описанная
теоретиками ХХ века, интенсивно трансформирует культурные реалии и
стереотипы жизни.
“Ценности открываются в истории, и с процессом культуры они,
подобно звездам на небе, одна за другой вступают в горизонт человека. Это
не старые ценности, не новые ценности, это просто ценности” (цит. по
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб, 1911. С.195).
1
Стр.1