Шлыкова О.В.,
профессор, доктор культурологии
Создание электронных ресурсов по экологии: инициативы и
проекты Московского государственного университета
культуры и искусств
Глобализация и информационно-коммуникационные технологии, являясь признаками нового времени,
способны изменять не только виды доступа, хранения, обработки, представление данных, но и затрагивать сами
знания, способы их транслирования и использования. На фоне больших перемен, технологическая и
экономическая глобализация имеет тенденцию привносить однородность в окружающий мир, нивелировать
национальные, исторические различия, стирать признаки наследственной памяти, касаются ли они объектов
культурного наследия (памятники, исторические городские центры и т.д.) или его носителей, например языка и
т.д.
В настоящее время мы наблюдаем изменение не только парадигмы социальной жизни, но и изменение
парадигмы образования.
Экологическое образование – это процесс получения и усвоения экологических знаний, умений и навыков,
целенаправленно организованный и систематически осуществляемый в организациях образования, просвещения и
воспитания, или получения этих знаний самостоятельно 1(С.769)..
Экологическое воспитание – это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования
эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм
поведения в окружающей среде.
Экологическое просвещение подразумевает под собой распространение экологических решений, информации о
состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе
основ экологической культуры.
Экологическое воспитание ставит задачу формирования экологического поведения человека в
окружающей природной среде. Целью экологического образования является формирование экологического
мышления и экологической ответственности личности. Это предполагает не только накопление знаний, но и
принятие экологически правильных, обоснованных решений, требующих понимания сложных взаимных связей,
существующих в окружающей природной среде.
Экологическое образование и экологическое воспитание нераздельны и составляют основу формирования у
населения экологического мировоззрения, т.е. осознания необходимости сохранения оптимальной для жизни среды
обитания человечества.
Сегодня уже совершенно очевидно, что для создания электронного ресурса в области экологии культуры,
сайта или какого-либо мультимедийного проекта важно иметь не только опыт в области компьютерных
технологий, но и в области прикладной культурологии, экологии и т.д. Многие кандидаты обладают широкими
теоретическими знаниями (от основ HTML и до тонкостей цифрового монтажа), но им не хватает
профессионализации, практики, при прохождении которой они могли бы углубить и расширить свои умения и
навыки.
Так, по данным компании e-Skills (Великобритания), проводившей исследование, более половины
британских специалистов по информационным технологиям не справляется со своими обязанностями из-за
слабого уровня профессиональной подготовки. При этом год от года число некомпетентных технических
специалистов увеличивается. Количество менеджеров, недовольных ИТ-специалистами, возросло до 57% против
46%, имевших претензии к
квалификации подчиненных
в прошлом году
(http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml/2003/08/08/147235). Эта проблема усилилась в конце 2006 г.
Мультимедийная технология служит перспективным и надежным средством, позволяющим создателю
учебного текста (рекламного ролика и т.д.) предоставить массивы информации в большем объеме, чем это может
ожидать пользователь; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук,
анимацию, видео и т.п.; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике
познания и темпам восприятия конкретного пользователя.
Мультимедиа, будучи формой творчества (не только художественного) стимулирует роль научного
знания как источника нововведений и инновационных решений, предполагает возможность
самоподдерживающегося технологического роста и создание новой интеллектуальной технологии, позволяющей
информационному сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы, обладать
большим постоянно развивающимся креативным потенциалом, находить самые разнообразные и действенные
формы и методы самореализации личности.
Поиски новых и эффективных форм обучения и подготовки кадров информационного профиля для
учреждений культуры, прежде всего, должны осуществляться совместно в системе – учреждение-заказчик-вуз, в
том числе и на основе развития корпоративных проектов.
1 Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Неосфера», 2002.
Стр.1