Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Мультимедиа технологии (190,00 руб.)

0   0
АвторыВласов А.П.
ИздательствоИвановский государственный химико-технологический университет
Страниц97
ID142165
АннотацияУчебное пособие посвящено изучению основ построения современных мультимедиа технологий. Рассмотрены основные проблемы построения мультимедиа технологий, даны основные понятия и термины. Подробно рассмотрены основные базовые технологии, а также указаны принципы для их модернизации и совершенствования в рамках сложных корпоративных информационных систем. Рекомендуется для студентов, обучающихся по направлению Информационные системы, а также будет полезно для желающих познакомиться с основными принципами построения современных мультимедиа технологий.
Мультимедиа технологии : Учебно-методическое пособие / А.П. Власов .— Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет, 2011 .— 97 с. — Кафедра информатики и вычислительной техники .— URL: https://rucont.ru/efd/142165 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

А.П. Власов Мультимедиа технологии Учебное пособие Иваново 2011 УДК 681.3 Власов А.П. <...> Тем самым подразумевается, что мультимедиа технологии должны использовать разнообразные средства и носители, хотя из данного дословного перевода совершенно необязательно следует обязательность использования графической, анимационной, видео и звуковой информации. <...> К сожалению ни в Федеральном законе [1], ни в ГОСТ [2] не дается определения ММТ. <...> Многие авторы, в работах которых приводится определение ММТ, по разному трактуют этот термин, что приводит к довольно серьезному разночтению. <...> В [3] приводится следующее определение «ММТ – одновременное использование различных форм представления информации (числовой - Ч, текстовой - Т, графической – Г, звуковой – З, анимационной - А, видео - В)». <...> Найдите другие определения ММТ, встречающиеся в других источниках и дайте им формальное описание. <...> Таким образом, статистический график - это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. <...> Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. <...> Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. <...> Для выполнения вышеперечисленных требований каждый График должен включать ряд основных элементов: графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; экспликацию графика. <...> Графический образ (основа графика) - это геометрические знаки, т. е. совокупность <...>
Мультимедиа_технологии.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Мультимедиа_технологии.pdf
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет А.П. Власов Мультимедиа технологии Учебное пособие Иваново 2011
Стр.1
УДК 681.3 Власов А.П. Мультимедиа технологии: учеб. пособие / Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2011. – 97 с. Учебное пособие посвящено изучению основ построения современных мультимедиа технологий. Рассмотрены основные проблемы построения мультимедиа технологий, даны основные понятия и термины. Подробно рассмотрены основные базовые технологии, а также указаны принципы для их модернизации и совершенствования в рамках сложных корпоративных информационных систем. Рекомендуется для студентов, обучающихся по направлению «Информационные системы», а также будет полезно для желающих познакомиться с основными принципами построения современных мультимедиа технологий. Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского государственного химико-технологического университета. Рецензенты: главный инженер «Энергосервисной Компании», к.т.н., доцент, Коротков В.В.: генеральный директор БФ «Родной город», к.т.н., Иоффе А.Я. © Власов А.П., 2011 © Ивановский государственный химико-технологический университет, 2010 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Дословно Multimedia переводится как «много» и «носитель» («средства»). Тем самым подразумевается, что мультимедиа технологии должны использовать разнообразные средства и носители, хотя из данного дословного перевода совершенно необязательно следует обязательность использования графической, анимационной, видео и звуковой информации. Термин мультимедиа можно с таким же успехом применить для обозначения множества устройств ввода информации (клавиатура, перфоленты, перфокарты, световое перо, сканер штрихкодов, всевозможные датчики и т.п.), для множества методов, обеспечивающих достоверность информации (визуальный контроль, контрольное суммирование, контроль по модулю 13, двойной ввод и т.п.) и др. Но этот термин уже прочно вошел в обиход именно как совокупность методов и средств для обработки цифровой, текстовой, графической, анимационной, видео и звуковой информации. Первые ЭВМ (электронно-вычислительные машины) обрабатывали преимущественно цифровую информацию и только в очень ограниченном объеме текстовую. То же самое можно сказать и о периферийных устройствах. Преобладали чисто цифровые клавиатурные устройства ввода, чисто цифровые литерные устройства печати. Затем появились принтеры, позволяющие воспроизводить графическую информацию. По мере развития ЭВМ они начали «осваивать новые профессии»- обработка графической, анимационной, видео и звуковой информации. В настоящий момент непросто провести водораздел между информационными технологиями, использующими мультимедиа средства, и информационными технологиями без мультимедиа средств. Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Информационные системы» и интегрировано в учебный процесс, в частности связано с обучением по таким дисциплинам, как корпоративные информационные системы и маркетинг информационных продуктов. 3
Стр.3
Мультимедиа 1 ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ (ММТ) технологии являются безусловно подмножеством информационных технологий (ИТ), которые изучаются студентами направления «Информационные системы». К сожалению ни в Федеральном законе [1], ни в ГОСТ [2] не дается определения ММТ. Многие авторы, в работах которых приводится определение ММТ, по разному трактуют этот термин, что приводит к довольно серьезному разночтению. Приведем некоторые наиболее часто встречающиеся определения. В [3] приводится следующее определение «ММТ – одновременное использование различных форм представления информации (числовой - Ч, текстовой - Т, графической – Г, звуковой – З, анимационной - А, видео - В)». Использование в термине слова «одновременное» подразумевает обязательность одновременного использования всех указанных видов представления информации. Математически данное определение можно выразить в виде следующего выражения: Ч ^ Т ^ Г ^ З ^ А ^ В (1) Выражение (1) можно трактовать следующим образом. Если не истинна одна из составляющих (например, отсутствует звук), то не истинно все выражение, т.е. данную технологию нельзя отнести к ММТ. Имеются и другие определения. В [4] дается такое определение: «ММТ- использование различных способов представления информации: (числовой - Ч, текстовой - Т, графической – Г, звуковой – З, анимационной - А, видео - В) в процессе обучения». Учитывая обязательность использования именно в процессе обучения, данное определение можно представить в виде следующего математического выражения: (Ч v Т v Г v З v А v В ) ^ О (2) различных способов представления информации: (числовой - Ч, текстовой - Т, В [5] приводится следующее определение: «ММТ - совокупность графической – Г, звуковой – З, анимационной - А, видео - В), используемых в маркетинге ( в частности в продвижении)». С учетом использования именно в маркетинге, данное определение можно представить в виде следующего математического выражения: (Ч v Т v Г v З v А v В ) ^ М 4 (3)
Стр.4
В [6] дается определение несколько похожее на предыдущее, но с более обширной областью применения: «ММТ - совокупность различных способов представления информации: (числовой - Ч, текстовой - Т, графической – Г, звуковой – З, анимационной - А, видео - В), используемых для представления экономической информации». Данное определение также можно представить в виде математического выражения: (Ч v Т v Г v З v А v В ) ^ Э (4) Формальный анализ выражений 1 ч 4 показывает, что области применения каждого определения существенно отличаются друг от друга. В настоящем учебном пособии за основу принимается следующее определение: «ММТ - такое подмножество ИТ, которое используется при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и представления различных видов информации: (числовой, текстовой, графической, звуковой, анимационной, видео) с целью наиболее быстрого восприятия информации». Вопросы для самоподготовки 1. Почему на Ваш взгляд необходимо давать четкие определения существующим терминам? 2. Дайте свою интерпретацию выражениям 1 ч 4 3. Найдите другие определения ММТ, встречающиеся в других источниках и дайте им формальное описание. 5
Стр.5
2 ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДАННЫХ 2.1 ПОНЯТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКОМ ГРАФИКЕ. ЭЛЕМЕНТЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ГРАФИКА В работах [7,8] целесообразности представления дается фундаментальное экономической информации обоснование в графическом виде. Выразительность, доходчивость, лаконичность, универсальность, обозримость графических изображений сделали их неприменимыми в исследовательской работе и в международных сравнениях и сопоставлениях социально-экономических явлений. Трактовка графического метода как особой знаковой системыискусственного знакового языка- связана с развитием семиотики, науки о знаках и знаковых системах. Знак в семиотике служит символическим выражением некоторых явлений, свойств или отношений. Существующие в семиотике знаковые системы принято разделять на неязыковые и языковые. Неязыковые знаковые системы дают представление о явлениях окружающего нас мира (например, шкала измерительного прибора, высота столбика ртути в термометре и т. д.). Языковые знаковые системы выполняют сигнальные функции, а также задачи сопоставления совокупностей явлений и их анализа. Характерно, что в этих системах сочетание знаков приобретает смысл только тогда, когда их объединение производится по определенным правилам. В языковых знаковых системах различают естественные и искусственные системы знаков, или языков. С точки зрения семиотики человеческая речь, выраженная знакамибуквами, составляет естественный язык. Искусственные языковые системы используются в различных областях жизни и техники. К ним относятся системы математических, химических знаков, алгоритмические языки, графики и др. Не исключая естественного языка, искусственные, или символические языки упрощают изложение специальных вопросов определенной области знаний. Таким образом, статистический график - это чертеж, на котором совокупности, статистические характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблицы в виде графика производит 6
Стр.6
более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации. Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение, прежде всего, позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравниваемые характеристики и отчетливо видны основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу. При построении графического изображения следует соблюдать ряд требований. Прежде всего, график должен быть достаточно наглядным, так как весь смысл графического изображения как метода анализа в том и состоит, чтобы наглядно изобразить статистические показатели. Кроме того, график должен быть выразительным, доходчивым и понятным. Для выполнения вышеперечисленных требований каждый График должен включать ряд основных элементов: графический образ; поле графика; пространственные ориентиры; масштабные ориентиры; экспликацию графика. Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов. Графический образ (основа графика) - это геометрические знаки, т. е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовавать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков фигура, размер линий, расположение частей - имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемою содержания соответствует изменение графического образа. 7
Стр.7
Поле графика - это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения. Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат (рис. 2.7). Для построения статистических графиков используется обычно только первый и изредка первый и четвертый квадраты. В практике графического изображения применяются также полярные координаты. Они необходимы для наглядного изображения циклического движения во времени. В полярной системе координат (рис. 2.1) один из лучей принимается за ось ординат, относительно которой определяется угол луча. Второй координатой считается ее расстояние от центра сетки, называемое радиусом. В радиальных графиках лучи обозначают моменты времени, а окружности - величины изучаемого явления. На статистических картах пространственные ориентиры задаются контурной сеткой (контуры рек, береговая линия морей и океанов, границы государств) и определяют те территории, к которым относятся статистические величины. ноябрь декабрь октябрь сентябрь август июль Рисунок 2.1- Полярная система координат июнь 15 январь 10 0 5 февраль март апрель май 8
Стр.8
В работе [8] детально описываются такие элементы графика как масштабные ориентиры и масштабная шкала. Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика - это мера перевода числовой величины в графическую. Масштабной шкалой называется линия, отдельные точки которой могут быть прочитаны как определенные числа. Шкала имеет большое значение в графике и включает три элемента: линию (или носитель шкалы), определенное число помеченных черточками точек, которые расположены на носителе шкалы в определенном порядке, цифровое обозначение чисел, соответствующих отдельным помеченным точкам. Как правило, цифровым обозначением снабжаются не все помеченные точки, а лишь некоторые из них, расположенные в определенном порядке. По правилам числовое значение необходимо помещать строго против соответствующих точек, а не между ними (рис. 2.2). Предел шкалы 5 10 15 Графические интервалы Длина шкалы Рисунок 2.2 – Числовые интервалы Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные - дуговые и круговые (циферблат часов). Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными. Если на всем протяжении шкалы равным графическим интервалам соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной. Когда же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические интервалы и наоборот, шкала называется неравномерной. Масштабом равномерной шкалы называется длина отрезка (графический интервал), принятого за единицу и измеренного в каких-либо мерах. Чем меньше масштаб (рис. 2.3), тем гуще располагаются на шкале точки, имеющие одно и то же знача ми Построить шкалу - это значит на 9 20 25 Предел шкалы
Стр.9
заданном носителе шкалы разместить точки и обозначить их соответствующими числами согласно условиям задачи. 0 0 0 0 1 1 100 2 2 200 1 3 3 300 4 4 400 10 Масштаб 50 мм 5 Масштаб 10 мм 5 Масштаб 1 мм 500 Масштаб 0,1 мм Рисунок 2.3 - Масштабы Как правило, масштаб определяется примерной прикидкой возможной длины шкалы и ее пределов. Например, на поле в 20 клеток надо построить шкалу от 0 до 850. Так как 850 не делится удобрю на 20, то округляем число 850 до ближайшего удобного числа, в данном случае 1000 (1000 : 20 = 50), т. е. в одной клетке 50, а в двух клетках 100; следовательно, масштаб - 100 в двух клетках. Из неравномерных наибольшее распространение имеет логарифмическая шкала. Методика ее построения несколько иная, так как на этой шкале отрезки пропорциональны не изображаемым величинам, а их логарифмам. Так, при основании 10 lg 1 = 0; lg 10 = 1; lg 100 = 2 и т. д. (рис. 2.4). 10
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.