Министерство образования и науки Российской Федерации
Ивановский государственный химико-технологический университет
О.П. СМИРНОВА, Д.Ю. БЫКОВ
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Учебное пособие
Иваново 2011
Стр.1
УДК 658.5 (07)
ББК 65.30 я1
С506
Смирнова О. П., Быков Д. Ю. Бюджетирование на предприятии: учеб. пособие
/ О.П. Смирнова, Д.Ю. Быков; Иван.гос. хим-технол. ун-т. – Иваново, 2011.
–96 с. – ISBN
В представленном учебном пособии излагаются теоретические и практические
вопросы функционирования системы бюджетирования на российских
предприятиях. Рассмотрены вопросы роли бюджетирования в управлении
предприятием, видов бюджетов, техники их составления и проблемы внедрения
бюджетирования, а также подходы к ее автоматизации.
Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения по специальности:
080502 «Экономика и управление на предприятии», а также для
преподавателей, аспирантов, руководителей и специалистов в области бюджетирования.
Табл.
61 Ил. 12 Библиогр.: 41 назв.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ивановского
государственного химико-технологического университета
Рецензенты:
· Кафедра организации, экономики и управления производством Ивановского
государственного архитектурно-строительного университета;
· Генеральный директор ООО «Кохомский лен» А.В. Шляхтов
ISBN
У Смирнова О.П., Быков Д.Ю., 2011
У Ивановский государственный
химико-технологический
университет, 2011
Стр.2
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….……6
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Роль бюджетирования в управлении предприятием………………..……...8
2. Виды бюджетов и подходы к их составлению………………………….…13
3. Общая схема постановки бюджетирования на предприятии…….……….22
4. Подходы к автоматизации бюджетирования………………………………35
4.1. Два подхода к автоматизации бюджетирования………………….......35
4.2. Сравнительный анализ подходов к автоматизации
бюджетирования…………………………………………………...…...36
4.3. Модели планирования и учета………………..…………………..……38
4.4. Автоматизация получения практической информации
(модели учета)..........................................................................................40
4.5. Автоматизация планирования (модели планирования)……...………41
5. Проблемы внедрения бюджетирования…………………….……….……..43
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практическое задание №1……………………………………...…………...…49
Практическое задание №2…………………………………………...…….......63
Практическое задание №3……………………………………………......…....78
Практическое задание №4…………………………………...…………...…....90
Заключение……………………………………………………………..…….…..94
Список использованной литературы…………………………………...………..96
5
Стр.3
Введение
В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие
получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное
управление производственной деятельностью предприятия все более
зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений
и служб.
В настоящее время немногие российские организации имеют таким образом
поставленный управленческий и бухгалтерский учет, чтобы содержащаяся
в нем информация была пригодна для оперативного управления и анализа.
Как показывает практика, предприятия, имеющие сложную производственную
структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой
информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты,
принимать обоснованные управленческие решения. К сожалению,
принимаемые руководством решения по развитию и организации производства
не обосновываются соответствующими расчетами и, как правило, носят
интуитивный характер. Решение проблем, возникающих перед руководством,
вызывает
значительные затруднения, а для многих организаций
она стала почти неразрешимой проблемой. Чем это объясняется? Одной из
основных причин является отсутствие на предприятии стратегии, финансовоэкономических
целей и критериев. Отсутствие у руководства четкого понимания
целей, сложность ориентации в рыночных условиях приводит к тому,
что планирование отодвигается на второй план, неизбежно уступая место
решению текущих дел. Кроме того, существующие форма и содержание плановой
информации, а также оперативность предоставления часто не позволяют
использовать ее для целей управления.
Нечеткие цели и отсутствие технологии планирования приводят к тому,
что сотрудники планово-экономических и финансовых служб подготавливают
документы, по которым затруднительно принимать оперативные решения
по управлению финансами и экономикой предприятия.
Выходом из такого положения в условиях рынка является организация на
предприятии системы финансового планирования. Прежде всего, именно
финансовый план дает четкое понимание и возможность анализа различных
вариантов достижения поставленных целей с последующим выбором оптимального
по заданным критериям (прибыль, поступления денежных средств,
структура баланса и т.д.). Начав планировать, руководители, как правило,
начинают более четко понимать свои цели, корректировать бюджеты.
Точность планирования при этом повышается.
Планирование и контроль результата деятельности предприятия стали
невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого
управления предприятием, обеспечивающего точной, полной и своевременной
информацией высшее руководство. В бюджете предприятия находят
свое отражение результаты планирования и контроля в виде плановых,
ожидаемых и фактических данных и отклонение фактических показателей от
плановых. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного разви6
Стр.4
тия промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности,
анализируется и контролируется работа предприятия. Поэтому бюджет
служит важным инструментом руководства при разработке мероприятий
по достижению целей предприятия.
Бюджет представляет собой выраженные в конкретных показателях цели,
альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на
цели, фактические результаты реализации управленческий решений, отклонения
от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс
принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность
притока и оттока активов.
Целью данной работы является изучение студентами теоретических и
практических аспектов финансового планирования, в том числе стратегического
и тактического, основ системы бюджетирования, а также изучение методологии
постановки системы бюджетирования на предприятии на современном
этапе и основных проблем с этим связанных, что выполняет основные задачи
в изучении курса дисциплины «Бюджетирование».
Первая глава посвящена теоретическим вопросам системы бюджетирования:
рассматриваются вопросы организации бюджетирования на предприятии,
техники составления бюджетов, роли бюджетирования в управлении предприятием,
проблемы и типичные ошибки при внедрении системы бюджетирования
на роосийских предприятиях.
Во второй главе приведены практические примеры составления бюджетов
на предприятии, формирования финансовой структуры, оптимизации бюджета
доходов и расходов.
Следует отметить, что в России тема бюджетирования, как метода
управления финансовой деятельностью предприятия, недостаточно широко
изучена и освещена как в учебной литературе по теории финансов, так и в
работах, помещенных на страницах журналов и газет.
Надеемся, что предлагаемое учебное пособие вызовет интерес у читателей
и поможет изучить процесс бюджетирования на предприятии.
7
Стр.5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Роль бюджетирования в управлении предприятием
В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого
решения, базирующийся на обработке исходной информации и
включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством
сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого
из них в ожидаемых условиях.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления
предприятия состоит в обоснованном определении основных направлений развития
производства с учетом существующих и возможных ресурсов, источников
обеспечения, а также спроса потребителей.
Разработка и формализация планов, определяющих будущее состояние, не
является прерогативой только крупных компаний, а жизненной необходимостью
любой организации.
Планирование побуждает руководство думать о будущем, заставляет компанию
определять свои цели и политику, приводит к лучшей согласованности в
работе и дает объективные показатели эффективности работы.
Внутрифирменное планирование рассматривается как система долгосрочных,
среднесрочных и краткосрочных планов, соподчиненных и определяющих
стратегию деятельности фирмы, цели функционирования, прогноз развития
внешних факторов, внутренних ресурсов и др.
Классификация видов планирования:
1. По срокам планирования:
· оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный
период, план производства, кассовый план и т.д.;
· краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих,
административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
·
среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации
стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
· долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические
планы.
2. По функциям назначения:
· производственное - план производства;
· коммерческое - сбыт готовой продукции и материальнотехническое
обеспечение предприятия;
· инвестиционное - план техперевооружения, организационнотехническое
развитие предприятия;
· социальное - содержание объектов социальной сферы, социальная
поддержка персонала;
· планы по труду и заработной плате;
· другие планы по функциям и сферам деятельности.
8
Стр.6
3. По уровням управления предприятием:
· общефирменные планы;
· планы структурных подразделений (филиал, производство, цех);
· планы работ функциональных отделов;
· планы работ участков и бригад.
4. По объектам планирования:
· по видам деятельности;
· по конкретным продуктам, видам работ и услуг;
· план выпуска новых изделий;
· план по видам продукции, находящейся в процессе освоения и т.д.
Также различают следующие виды:
· последовательное планирование - новый план составляется по истечении
срока действия предыдущего;
· скользящее планирование - по истечении части срока действия плана
производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый
с учетом полученных фактических данных;
· гибкое планирование - пересмотр плана с учетом возникновения неоднозначных
условий, гибкое планирование для накладных расходов.
Таким образом, сущность планирования проявляется в конкретизации целей
развития всей фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный
период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков
и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых
ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
К элементам системы планирования относятся:
ь горизонт планирования - календарный период времени, на который
составляются планы (начала и конец планового периода);
ь интервал планирования - минимальный календарный период времени,
в разрезе которого проводится планирование (день, неделя, месяц,
год);
ь субъект планирования - ответственное должностное лицо или структурное
подразделение, разрабатывающее планы или отвечающее за их
выполнение;
ь плановые показатели - планируемая информация (номенклатурные позиции,
затратные элементы и др.).
Разрабатывая комплекс мероприятий, определяющих последовательность
достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного
использования ресурсов, как правило, организация сталкивается со следующими
факторами, оказывающими негативное влияние на формирование планов
предприятия:
ь особенности исходного состояния - информация плохо структурирована,
показатели тяжело определить и измерить;
ь особенности конечного состояния - множественность целей, значительное
влияние внешних факторов, условия нестабильности;
9
Стр.7
ь неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других
требует времени и средств;
ь проблемы инструментария формирования плана предприятия;
ь большое число лиц, участвующих в планировании;
ь ответственность за выполнение плановых показателей несут одни
должностные лица, а планы составляют другие;
ь проблема контроля как на этапе составления, утверждения плана, так и
в ходе выполнения и корректировки.
Поэтому только последовательное и систематическое составление формализованных
планов, а также контроль их исполнения позволяет компаниям организовать
эффективную систему планирования и обеспечить взаимоувязку плановых
показателей между отдельными подразделениями.
Как убеждает мировой опыт, главным в деятельности предприятий при принятии
решений является разработка текущей и перспективной финансовоэкономической
стратегии, действенным инструментом реализации которой является
система бюджетирования предприятия - важный инструмент планирования.
[6. с.78]. Она является одним из подходов усовершенствования финансового
менеджмента, который помогает решить многие проблемы компаний, а
именно их плохое финансовое состояние. Поэтому применение бюджетирования
на отечественных предприятиях является крайне необходимым.
Бюджетирование – процесс составления бюджетов и контроля за их исполнением.
Бюджет
– план предприятия, касающийся различных основных аспектов
деятельности, т.е. объемов продаж, цен на материалы и продукцию, стоимости
рабочей силы, налогов, прибыли, остатков товаров и денежных средств. Данный
перечень не является полным и зависит от того, какие показатели деятельности
предприятия в наибольшей степени влияют на его функционирование.
Таким образом, бюджетирование – процесс составления планов показателей
деятельности предприятия и контроля за их исполнением.
Цель бюджетирования – создание инструментария планирования, управления
и контроля эффективностью финансово-хозяйственной деятельностью и
ликвидностью предприятия, основанного на систематическом прогнозировании
развития предприятия путем составления бюджетов.
Работа бюджетной системы направлена на обеспечение:
· экономической эффективности через контроль и ограничение потребления
подразделениями предприятия ресурсов;
· приемлемого уровня совокупного объема обязательств предприятия;
· сбалансированности поступления и использования финансовых ресурсов
через контроль совокупных финансовых потоков предприятия.
Задачи бюджетирования:
· Планирование основных направлений деятельности предприятия в целом
и структурных подразделений.
· Планирование доходов и расходов по различным направлениям деятельности.
10
Стр.8
· Планирование приобретения и реализации основных средств.
· Планирование изменения задолженностей и собственных средств.
· Планирование использования материальных и людских ресурсов.
· Подготовка прогнозной финансовой отчетности.
· Контроль исполнения бюджетного плана.
· Анализ возможных изменений финансового состояния компании в результате
реализации бюджетного плана.
Для реализации поставленных целей система должна отвечать следующим
общим требованиям:
гибкость – система должна оставаться работоспособной при изменении
внутренних и внешних условий хозяйствования, либо допускать возможность
коррекции для поддержания работоспособности;
прозрачность – работа системы должна быть четко регламентирована, не
должно допускаться неоднозначного толкования возможных вариантов решения
возникающих перед системой задач, система должна допускать возможность
сквозного контроля ее деятельности;
простота – система не должна требовать от специалистов предприятия наличия
специальных навыков. Кроме того, по мере возможности следует стремиться
избежать использования производных и дополнительных по отношению
к действующим на предприятии учетным и информационным системам форм
представления информации и документов. Вместе с тем, предполагается, что
специалисты предприятия должны быть знакомы с методиками бюджетнофинансового
планирования и имеют навык работы на персональном компьютере.
Бюджетная
система должна отвечать следующим критериям:
· компания исходит из бездефицитного бюджета платежных средств;
· исходной информацией при определении затрат подразделений являются
данные производственных планов. Переход от производственных
планов к сметам затрат осуществляется с использованием однозначных
правил расчета и прогнозирования затрат;
· затраты производственного характера должны быть привязаны к объектам
производственного планирования;
· использование производственными подразделениями ресурсов (затраты
по смете) и выделенных финансовых ресурсов должны находиться
в пределах утвержденных планов;
· формат представления и аналитические разрезы плановых данных
должны быть сопоставимы с данными, используемыми в учете;
· должен быть обеспечен оперативный учет и контроль движения финансовых
и иных ресурсов.
Система бюджетирования предприятия опирается на следующие базовые
принципы:
· Принцип интегрированного планирования. Данный принцип предполагает,
что отдельные планы и бюджеты увязываются в общую систему
с помощью планово-контрольных расчетов, которые позволяют ко11
Стр.9
ординировать все частные планы с точки зрения обеспечения прибыльности
и ликвидности компании.
· Принцип последовательного планирования. Предполагает, что процесс
взаимоувязки и интеграции отдельных планов на период происходит
последовательно во времени. Исходным пунктом планирования является
планирование объема продаж.
· Принцип нормативного планирования. Требует установления значимых
групп нормативов (внутризаводские цены, стандартные издержки,
лимиты по статьям расходов, нормативы запасов и др.). Данные нормативы
устанавливаются финансово-экономической службой предприятия,
уточняются в процессе составления бюджета и доводятся до
подразделений.
· Принцип сквозного планирования. Придерживаться данного принципа
необходимо при организации бюджетного планирования деятельности
структурных подразделений предприятия. Он предполагает выделение
на всех уровнях управления предприятия отдельных функциональных
бюджетов.
· Принцип декомпозиции. Необходимо руководствоваться при разработке
бюджетов структурных подразделений и служб предприятия. Он
заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является
детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты подразделений
являются "вложенными" в бюджет расходов периода, бюджет
расходов периода конкретизирует сводный (основной) бюджет предприятия.
·
Принцип скользящего планирования. Предполагает регулярную корректировку
планов структурных подразделений и предприятия в целом,
исходя из фактических результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятия за прошедший период.
· Планирование на основе метода начисления подразумевает, что события
и операции планируются к признанию по предполагаемому факту
их совершения, независимо от предполагаемой даты получения или
выплаты денежных средств. При этом планирование движения денежных
средств основано на кассовом методе.
· Принцип единства бюджетной системы и сопоставимости бюджетных
данных подразумевает единство формы планов и бюджетной отчетности,
единство методологии и принципов организации бюджетного
процесса в Компании.
· Принцип взаимосвязи оперативного и стратегического планирования
подразумевает, что оперативное планирование деятельности Компании
направлено на реализацию стратегических и тактических целей
Компании.
· Принцип обязательности исполнения бюджетов подразумевает, что
утвержденный бюджет является директивным документом и обязателен
к исполнению для всех структурных подразделений Компании.
12
Стр.10