Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Теория и история искусств (90,00 руб.)

0   0
АвторыМиловзорова М.А.
ИздательствоИвановский государственный химико-технологический университет
Страниц31
ID142041
АннотацияМетодические указания предназначены для студентов дневной формы обучения специальности Культурология, специализация Менеджмент в сфере культуры. Содержат основные положения изучаемой дисциплины, необходимые для закрепления материала задания и вопросы, значительный список литературы, позволяющий расширить круг знаний в процессе самостоятельной работы, а также примерные образцы искусствоведческого описания произведений различных видов изобразительного искусства.
Теория и история искусств : Методические указания / М.А. Миловзорова .— Иваново : Ивановский государственный химико-технологический университет, 2008 .— 31 с. — Кафедра истории и культуры .— URL: https://rucont.ru/efd/142041 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Содержат основные положения изучаемой дисциплины, необходимые для закрепления материала задания и вопросы, значительный список литературы, позволяющий расширить круг знаний в процессе самостоятельной работы, а также примерные образцы искусствоведческого описания произведений различных видов изобразительного искусства. <...> ОТ АВТОРА Деятельность современного менеджера в сфере культуры невозможно представить без владения и использования им ряда профессиональных компетенций, в число которых входят базовые знания по теории и истории изобразительного искусства. <...> Эти и другие задачи (расширение художественного кругозора, навыки анализа и критики произведений искусства, навыки экспозиционной деятельности) решает учебный курс «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ». <...> Дисциплина изучается на первом курсе в течение двух семестров – 2 и 3 часа в неделю соответственно. <...> В процессе изучения «Теории искусств» студенты знакомятся со спецификой видов, жанров и форм изобразительного искусства, как классических, так и новейших; учатся формальному и содержательному анализу изобразительного материала; посещают художественные выставки; участвуют в практических занятиях на музейной экспозиции; выполняют различные творческие задания. <...> В течение второго семестра изучения «Теории и истории искусств» студентами выполняется курсовая работа по дисциплине, которая является первой самостоятельной творческой, научной работой всего периода обучения по специальности. <...> ВВЕДЕНИЕ Концепция курса: Курс «Теория и история искусств» (объемом 90 аудиторных часов) рассчитан на студентов-культурологов, не имеющих специального художественного образования, для которых, кроме знакомства с основами понимания искусства, основными художественными стилями, этапами развития искусства, вопросы изучения изобразительного искусства должны встраиваться в систему изучения общекультурных мировых процессов. <...> Познакомить студентов <...>
Теория_и_история_искусств.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Стр.9
Стр.10
Теория_и_история_искусств.pdf
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ивановский государственный химико-технологический университет ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Методические указания Составитель: к.ф.н., доцент кафедры истории и культурологии М.А. МИЛОВЗОРОВА Иваново 2008
Стр.1
Составитель: М.А. Миловзорова УДК Теория и история искусств: Методические указания для студентов дневного обучения / Иван. гос. хим.-технол. ун-т.; Сост. М.А. Миловзорова; Под ред. Е.М. Раскатовой. – Иваново, 2008. – 31 с. Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения специальности «Культурология», специализация «Менеджмент в сфере культуры». Содержат основные положения изучаемой дисциплины, необходимые для закрепления материала задания и вопросы, значительный список литературы, позволяющий расширить круг знаний в процессе самостоятельной работы, а также примерные образцы искусствоведческого описания произведений различных видов изобразительного искусства. Прил.3. Рецензент кандидат философских наук Л.А. Кривцова (Ивановская государственная текстильная академия) Для оформления обложки использовано: Е.С. Кругликова «На выставке “Мир искусста”», 1916.
Стр.2
ОТ АВТОРА Деятельность современного менеджера в сфере культуры невозможно представить без владения и использования им ряда профессиональных компетенций, в число которых входят базовые знания по теории и истории изобразительного искусства. Произведения и предметы искусства являются неотъемлемой частью нашей культурной и даже повседневной жизни, объектами, конструирующими пространство культуры и средствами социальнокультурного проектирования. От специалиста-культуролога требуется умение дать компетентную искусствоведческую оценку произведению искусства, охарактеризовать его художественное и историческое значение, выявить черты стиля, найти место в современном культурном контексте. Культуролог должен обладать и определенным художественным вкусом, который формируется именно в процессе знакомства с выдающимися памятниками художественного творчества. Эти и другие задачи (расширение художественного кругозора, навыки анализа и критики произведений искусства, навыки экспозиционной деятельности) решает учебный курс «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ». Дисциплина изучается на первом курсе в течение двух семестров – 2 и 3 часа в неделю соответственно. Содержательно курс делится на две части – «Теория искусств» и «История искусств». В процессе изучения «Теории искусств» студенты знакомятся со спецификой видов, жанров и форм изобразительного искусства, как классических, так и новейших; учатся формальному и содержательному анализу изобразительного материала; посещают художественные выставки; участвуют в практических занятиях на музейной экспозиции; выполняют различные творческие задания. Итогом освоения учебного материала является экзамен. В процессе изучения «Истории искусств» студенты получают общие представления об этапах развития зарубежного изобразительного искусства в различные исторические эпохи, знакомятся с широким рядом изобразительных источников, участвуют в работе семинаров. Итогом освоения учебного материала также является экзамен. В течение второго семестра изучения «Теории и истории искусств» студентами выполняется курсовая работа по дисциплине, которая является первой самостоятельной творческой, научной работой всего периода обучения по специальности. Тематика курсовых работ определяется автором лекционного курса индивидуально для каждого студента и учитывает современную научную ситуацию, научные интересы и возможности лектора, наличие источниковой базы и интеллектуально-творческие предпочтения студента. Уважаемые коллеги! Понимание искусства и знание его истории даст вам ту степень интеллектуальной состоятельности и независимости, которая необходима современному культурному человеку и высокопрофессональному специалисту. ARS LONGA, VITA BREVIS!
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ Концепция курса: Курс «Теория и история искусств» (объемом 90 аудиторных часов) рассчитан на студентов-культурологов, не имеющих специального художественного образования, для которых, кроме знакомства с основами понимания искусства, основными художественными стилями, этапами развития искусства, вопросы изучения изобразительного искусства должны встраиваться в систему изучения общекультурных мировых процессов. Система семинарских занятий выполняет задачу практического знакомства с памятниками искусства, на основании различных художественных коллекций, а также постановку дискуссионных проблем, предполагающих осмысление художественных форм в историко-культурных контекстах. Цель изучения дисциплины: 1. Познакомить студентов с основами понимания художественного памятника, с видами и жанрами изобразительных искусств. 2. Познакомить студентов с основами истории искусств, с основными художественными стилями и этапами исторического изобразительного искусства. развития 3. Дать представление о месте изобразительного искусства в системе культуры (значение в формировании ценностей, соотношение с другими видами искусств, искусство и личность). 4. Развить навыки проблемного культурно-исторического мышления на базе изучаемого материала. 5. Сориентировать студентов на дальнейшее самостоятельное изучение истории искусств и творческое воплощение полученных знаний в профессиональной деятельности. Требования к знаниям и умениям по дисциплине: После изучения курса «История искусств» студент должен: • иметь представление о видах и жанрах изобразительного искусства; • иметь представление об исторической динамике изобразительного искусства и исторических художественных стилях; • понимать общекультурные задачи и функции изобразительного искусства в ту или иную историческую эпоху; • уметь обсуждать памятники изобразительного искусства в культурноисторическом контексте;
Стр.4
• ставить проблемные вопросы, касающиеся взаимоотношений искусства и культуры в целом; • стремиться к созданию концепции использования достижений современного искусства в прикладной социокультурной деятельности. Традиция и практика преподавания аналогичной дисциплины в художественных вузах предусматривает определенные пропорции между лекционным и практическим курсами, где лекционному материалу, предполагающему широкую иллюстративную базу, уделяется сравнительно большее место. I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ИСКУССТВ. Искусствознание как научная дисциплина. Актуальные вопросы теории изобразительного искусства. Развитие научных концепций в искусствоведении. Наиболее значимые имена и интересные работы по теории искусств. Лекция – 2 часа. Самостоятельная работа – 6 часов (знакомство со словарным и энциклопедическим материалом, рекомендованной научной литературой по теории искусств). Форма контроля – подготовка/проверка конспектов. II. ВИДЫ И ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА. Графика как вид изобразительного искусства. Материалы и техники графики. Многообразие техник и жанров графики. Эстетическое и функциональное начала графики. Символизм и знаковость графики. Историческая динамика графического искусства. Скульптура как вид изобразительного искусства. Выразительные возможности материала в скульптуре. Скульптура в архитектуре и интерьере – создание эстетической пространственной среды. Историческая эволюция материалов и техники скульптуры. Живопись как вид изобразительного искусства. Универсальный характер живописи. Проблемы исторического и индивидуального стиля в живописи. Основные техники станковой живописи. Переходные техники искусства между живописью и графикой. Монументальная и декоративная живопись. Проблемы восприятия живописного произведения. Проблемы стиля в живописи – колорит, композиция и др. как способы создания определенной эстетической выразительности. Архитектура как вид изобразительного искусства. Значение материала в архитектуре. Конструктивные методы архитектуры. Стили в архитектуре. Архитектура и другие виды изобразительного искусства. Лекции – 18 часов Семинары – 16 часов.
Стр.5
Самостоятельная работа – 30 часов (работа со словарной и специальной научной литературой, подбор иллюстративного материала, подготовка творческого задания на базе экспозиции русской живописи ИОХМ, подготовка фрагмента экскурсии по архитектурным памятникам Иваново). Форма контроля – выступления на семинарах, контрольная работа, проверка творческих заданий. III. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ИСКУССТВ. Задачи и проблемы изучения истории искусств. География и хронология истории искусств. Крупнейшие концепции исторического развития искусства. Понятие «стиля» в истории искусств, различные подходы к определению стиля. Значение стиля для понимания и изучения искусства. Лекция – 2 часа Самостоятельная работа – 6 часов (знакомство с важнейшими концепциями истории искусства, отраженными в энциклопедических и монографических изданиях). Формы контроля – подготовка/проверка конспектов. IV. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА. Проблема происхождения изобразительного искусства. Доисторическое искусство – эпохи, виды, характеристика наиболее известных памятников. Логика развития доисторического искусства. Неолитическая керамика. Металлопластика бронзового и железного веков. Феномен скифского искусства. Искусство Древнего Востока – понятие, география Древнего Востока. Искусство Двуречья – основные идеи, этапы, памятники. Искусство Древнего Египта – мифологическая основа, культурные функции, периоды, тенденции развития. Архитектура Древнего Египта и концепция стиля. Место и функции декоративно-прикладного искусства в системе древнеегипетского искусства в целом. Изменение характера искусства в период Нового Царства, новая стилистика. Закономерности развития искусства Древнего Египта. Искусство античного мира. Проблема возникновения и особенности средиземноморского типа искусства. Связь искусства Древней Греции с искусством древнейших цивилизаций Средиземноморья. Основные принципы искусства Древней Греции. Ордер и стиль. Древнегреческая пластика и эстетические каноны. Этапы и динамика развития искусства Древней Греции. Виды и формы искусства. Место декоративно-прикладного искусства в повседневной культуре древних греков. Исторический итог развития древнегреческого искусства, значение для мирового искусства. Древний Рим как преемник традиций искусства Древней Греции. Своеобразие искусства Древнего Рима. Ведущие формы римского искусства. Римский стиль в архитектуре. Римский скульптурный портрет и римский натурализм. Эстетическая среда и декоративное искусство римлян. Разнообразие форм
Стр.6
декоративно-прикладного искусства, совершенствование техник. Кризис языческого искусства. Искусство первых христиан. Новый символизм искусства. Лекции – 10 часов. Семинары – 4 часа. Самостоятельная работа – 10 часов (изучение основной учебной и дополнительной литературы, подбор иллюстративного материала) Формы контроля – творческая контрольная работа, устные выступления на семинарах. V. ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ. Христианство и развитие изобразительного искусства. Христианский символизм в искусстве – источники и формы. Искусство Византии – своеобразие, значение, виды искусства (архитектура, мозаика). Развитие изобразительного искусства на территории Западной Европы эпохи переселения народов – соединение языческих (варварских) и христианских начал в искусстве (архитектура, книжная миниатюра, предметы декоративноприкладного искусства). Этапы развития искусства средневековой Европы, особенности искусства романского периода – архитектурно-символическая концепция храма, скульптура, местные школы искусства романской Франции и Германии. Эстетическая и символическая концепция готического стиля в архитектуре, конструктивные и декоративные особенности готического собора. Символические основы эстетической выразительности готической скульптуры. Развитие готического искусства в отдельных странах Европы (Франция, Германия, Англия), основные памятники готической архитектуры. Светские элементы в культуре позднего средневековья – влияние на изобразительное искусство. Роль декоративно-прикладного искусства в поздний период. Искусство Древней Руси в контексте развития западноевропейского средневекового искусства, его исторические корни. Христианское искусство как выражение ментальности древнерусского человека. Основные виды древнерусского искусства (архитектура, монументальная живопись, иконопись). Периоды развития и наиболее значительные центры искусства Древней Руси. Характер развития древнерусского искусства, исторический итог. Значение древнерусского искусства для последующих эпох, его роль в эстетическом конструировании, место в современном культурно-эстетическом сознании. Лекции – 6 часов. Семинары – 2 часа. Самостоятельная работа – 10 часов (изучение основной и дополнительной литературы, подбор иллюстраций) Формы контроля – выступления на семинаре.
Стр.7
VI. ИСКУССТВО ЕВРОПЕЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. Феномен «Возрождения» в искусстве Западной Европы: исторические предпосылки, основные идеи, место изобразительного искусства в культурных представлениях деятелей Возрождения. Этапы развития искусства Возрождения в Италии. Значение теоретической мысли для развития искусства Возрождения (учение о перспективе). Архитектура, скульптура и живопись в 15 веке. Понятие «Высокого Возрождения» в искусстве Италии. Знаменитые художники Высокого Возрождения. Мировое значение искусства итальянского Возрождения. Кризис искусства Возрождения в Италии и маньеризм. Проблема применения понятия «Возрождения» к искусству Северной Европы XV-XVI веков. Живопись Нидерландов (братья Ван Эйк, П. Брейгель, И. Босх и др.). «Немецкое Возрождение» – творчество А. Дюрера. Лекции – 4часов. Семинары – 2 часа. Самостоятельная работа – 10 часов (изучение основной и дополнительной литературы, подбор иллюстраций, письменное домашнее задание) Формы контроля – выступления на семинаре, проверка домашнего задания. VII. ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И РОССИИ XVII – СЕРЕДИНЫ XIX ВВ. XVII век – переходная эпоха европейской культуры. Стиль барокко в искусстве Италии как отражение духовных и эстетических поисков эпохи – архитектура, живопись, скульптура. Своеобразие испанской живописи XVII века (Веласкес и др). Феномен Рубенса в искусстве Фландрии. Особенности голландской живописи XVII века – жанры, стилистика. Фигура Рембрандта – значение для европейского искусства. Уникальность французского искусства XVII века – классицистические тенденции, историческая основа, основные идеи. Значение архитектуры, архитектурные шедевры. «Классицизм» и «барокко» в живописи Франции в XVII веке (Пуссен, Латур и др.). Общеевропейский характер развития изобразительного искусства в XVIII веке – идеи и задачи искусства. Значение светской культуры для развития искусства – стиль рококо в искусстве Франции (художественные поиски в живописи и декоративно-прикладном искусстве – Ватто, Буше). Идеи просветительства и французское искусство (жанры). Тенденции развития искусства Франции в конце XVIII века. Французский классицизм последней четверти XVIII - первой трети XIX века. Своеобразие искусства других европейских стран в XVIII – начале XIX века (Англия, Россия, Германия). Романтизм в искусстве 20-40 годов XIX века (Франция, Россия). Реализм середины XIX века (Франция, Россия). Значение европейского искусства Нового Времени для формирования национальных особенностей культуры и картины мира европейского человека.
Стр.8
Лекции – 8 часов. Семинары – 4 часа. Самостоятельная работа – 10 часов (изучение основной и дополнительной литературы, подбор иллюстраций, подготовка индивидуального реферата). Формы контроля – выступления на семинарах, защиты рефератов. VIII. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА. Основы нового художественного мышления в искусстве Западной Европы. Эстетические и стилистические поиски французских живописцев второй половины XIX века. Метод импрессионизма в живописи. Французские импрессионисты. Постимпрессионизм и другие новые направления в живописи конца XIX – начала XX веков. Символизм в европейском искусстве рубежа веков. Русское искусство конца XIX – начала XX века в европейском контексте. Лекции – 4 часа. Семинары –2 часа. Самостоятельная работа – 8 часов (изучение основной и дополнительной литературы, подбор иллюстраций) Формы контроля – выступления на семинарах. IX. ИСКУССТВО XX ВЕКА. Многообразие и сложность художественной культуры XX века. Исторические контексты искусства XX века. Глобализация мирового культурного пространства в XX веке. Постмодернизм как философия XX века. Влияние массовой культуры на развитие искусства в XX веке. Взаимосвязь изобразительного искусства с актуальными формами массовой культуры – кинематограф, фотография, шоу-бизнес, реклама и т.д. Основные идеи развития архитектуры в XX веке – европейский архитектурный модерн. Функциональные стили в архитектуре XX веке. основные направления развития живописи и скульптуры в XX веке. искусство тоталитарных обществ (СССР, Государство Третьего Рейха). Постмодернизм и концептуализм в изобразительном искусстве. Проблемы современного искусства. Перспективы развития изобразительного искусства в XXI веке. Лекции – 4 часа. Семинары – 2 часа. Самостоятельная работа – 6 часов (изучение словарной и другой научной литературы, подбор иллюстраций, разработка оригинальной концепции/идеи
Стр.9
формирования современной культурной среды средствами современного искусства). Формы контроля – выступления на семинарах, участие в беседе-встрече со студентами дизайнерами из других вузов города, участие в конкурсе идей). ТЕМЫ СЕМИНАРОВ (32 часа) I. Виды и жанры графики – занятие-экскурсия на базе ИОХМ (4 часа). II. Скульптура: художественные задачи и выразительные возможности (коллоквиум – «Художественный совет») (4 часа). III. Живопись – особенности художественного языка и стиля в историкокультурном контексте. Занятие-экскурсия на базе ИОХМ. (4 часа). IV. Архитектура – эстетика пространства – культурная среда провинциального города. Занятие-экскурсия. (4 часа). V. Искусство Древнего Мира – художественная, культурная и историческая ценность. (4 часа). VI. Искусство как способ выражения сакральных ценностей – Искусство Средних веков в Европе и России. (2 часа) VII. Человеческое и Божественное в искусстве Возрождения – культурная проблема эпохи. (4 часа). VIII. Стили в искусстве Нового времени – эстетическая среда культурного человека. (4 часа). IX. Искусство рубежа XIX – XX веков в системе общекультурных поисков.(2 часа). X. Проблемы развития современного искусства и современной культуры. (2 часа). САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (90 часов) Контроль самостоятельной работы студентов в рамках рейтинговой системы: I семестр – – – – – – – – участие в работе семинаров – в течение всего семестра; контрольная работа – 4 – 5 неделя; творческое задание – 9 – 10 неделя; фрагмент экскурсии– 14 – 17 неделя; II семестр участие в работе семинаров в течение всего учебного года; контрольная работа – 4–5 неделя; творческое задание – 9– 10 неделя; курсовая работа – 14 – 17 неделя.
Стр.10

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.