Московский государственный университет культуры и искусств
Кафедра виртуальных коммуникаций
ИНФОРМАТИКА
Учебная программа
для студентов вузов культуры и искусств
Москва
2006
Утверждена на заседании кафедры виртуальных коммуникаций
от 19 июня 2006 г., протокол № 12
Информатика: Учебная программа для студентов вузов культуры и искусств
/ Сост. <...> ……………………..……………...18
2
Введение
Преподавание в вузе учебной дисциплины “Информатика” предполагает определение ее места не только в системе наук (наличие предмета изучения), но и в общей системе университетской подготовки специалиста. <...> Информатика выступает общенаучной дисциплиной, необходимой для
обеспечения профессионального комфорта в информационном пространстве
специалистов любого профиля – экономистов, музыкантов, культурологов,
библиотекарей и др. <...> Иными словами, говоря об информационно-технологической подготовке, следует четко разграничить два вектора: собственно подготовку профессионалов-инфопосредников и информационную подготовку, прежде всего связанную с общим представлением об информатике, распространении
информации в обществе, а также овладением компьютерными навыками,
определяющую квалификацию специалистов любой сферы деятельности. <...> Для информационных специалистов курс “Информатика” является
еще и общепрофессиональным – базовым, определяющим основы для дальнейшего освоения цикла информационно-технологических дисциплин прикладного характера. <...> Общую структуру предметной области фундаментальной информатики составляют: 1) теоретическая информатика, основными компонентами
которой выступают философские основы информатики, и общая теория информации; 2) техническая информатика, изучающая функционирование информации и реализацию информационных процессов в надприродной <...>
Информатика_Учебная_программа_для_студентов_вузов_культуры_и_искусств.pdf
Московский государственный университет культуры и искусств
Кафедра виртуальных коммуникаций
ИНФОРМАТИКА
Учебная программа
для студентов вузов культуры и искусств
Москва
2006
Стр.1
Утверждена на заседании кафедры виртуальных коммуникаций
от 19 июня 2006 г., протокол № 12
Информатика: Учебная программа для студентов вузов культуры и искусств
/ Сост. В.Н. Белозеров, В.С. Чуранов, О.В. Шлыкова. – М., 2006. – 21 с.
Составители: Белоозеров В.Н., Чуранов В.С., Шлыкова О.В.
1
Стр.2
Содержание
Введение……………….……….………………………………….3
Тематический план курса ………………………………………...5
Содержание курса ………………………………………….……..7
Контрольные вопросы ………………………………………..…16
Список литературы ………..……………………..……………...18
2
Стр.3
Введение
Преподавание в вузе учебной дисциплины “Информатика” предполагает
определение ее места не только в системе наук (наличие предмета изучения),
но и в общей системе университетской подготовки специалиста.
Информатика выступает общенаучной дисциплиной, необходимой для
обеспечения профессионального комфорта в информационном пространстве
специалистов любого профиля – экономистов, музыкантов, культурологов,
библиотекарей и др.
Иными словами, говоря об информационно-технологической подготовке,
следует четко разграничить два вектора: собственно подготовку профессионалов-инфопосредников
и информационную подготовку, прежде всего
связанную с общим представлением об информатике, распространении
информации в обществе, а также овладением компьютерными навыками,
определяющую квалификацию специалистов любой сферы деятельности.
Для информационных специалистов курс “Информатика” является
еще и общепрофессиональным – базовым, определяющим основы для дальнейшего
освоения цикла информационно-технологических дисциплин прикладного
характера.
Наличие в общенаучном цикле информационно-технологических
дисциплин двух равноправных элементов – фундаментальной дисциплины и
прикладных – соответствует уровневому делению, присущему научным
дисциплинам.
Общую структуру предметной области фундаментальной информатики
составляют: 1) теоретическая информатика, основными компонентами
которой выступают философские основы информатики, и общая теория информации;
2) техническая информатика, изучающая функционирование информации
и реализацию информационных процессов в надприродной технической
информационной среде; 3) социальная информатика – научная
дисциплина, изучающая закономерности движения информации в обществе;
4) биологическая информатика – научная дисциплина, изучающая закономерности
и особенности реализации информационных процессов в биосфере
– живых организмах и растениях; 5) информатика неживой природы, изучающая
особенности проявления свойств информации в информационной
среде неживой природы (космических объектах, в воде, других жидкостях,
металлах и т.п.); 6) энионика – новая дисциплина, изучающая закономерности
реализации процессов энергоинформационного взаимодействия между
объектами живой и неживой природы.
На сегодняшний день среди не потенциально, а реально существующих
учебных дисциплин, выступающих в качестве общенаучной основы для
специальностей профиля культуры и искусства, можно назвать информатику,
а именно - социальную. В ней заложены фундаментальные начала для
общепрофессиональных дисциплин, изучаемых в рамках соответствующих
специальностей.
Курс адресован студентам первого года обучения факультета МАССМЕДИА,
высшей школы культурологии, факультета народной художественной
культуры и музейного дела. «Информатика» служит пропедевтическим
курсом по отношению к другим - более специальным курсам информационного
цикла, например, «Информационные технологии в социокультурной
сфере», «Информационные технологии в этнопедагогике», «Мультимедиа
в системе массовых коммуникаций» и др.
3
Стр.4