Методические указания к выполнению контрольной
работы (реферата)……………………………………………………
Указания по использованию электронного учебника……………
Учебно-методические материалы к лекциям, практическим занятиям и
самостоятельной работе студентов
Модуль 1. <...> Доклад-презентация «ВИЧ/СПИД как
биолого-социальная опасность» …………………………………… 240
4
Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В глубокой древности главными угрозами для жизнедеятельности человека были опасности природного характера. <...> Уже в произведениях античных авторов
встречаются многочисленные описания социальных проблем: межэтнические
конфликты, войны, голод, пьянство, воровство, бродяжничество, проституция,
насилия, иные опасности. <...> Даже в развитых и благополучных странах (США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Германия, Испания) постоянно происходят массовые беспорядки, теракты, межэтнические столкновения, похищения
детей, акты семейного насилия, перестрелки в школах и магазинах, бытовые
драмы. <...> Проблемы обеспечения безопасности личности, общества, государства
от внутренних и внешних угроз социального характера стали более заметными
и объемными, чем проблемы природного и техногенного характера. <...> Социальная безопасность населения России в современных условиях является важнейшей составной частью общенациональной безопасности страны. <...> Знание основ социальной безопасности позволяет нам полнее выявлять и учитывать разные факторы и угрозы, формировать прогнозы развития опасных ситуаций, использовать качественные и количественные оценки для принятия
5
Социальные опасности и защита от них
решений, мер и систем безопасности в быту, в социуме, в том числе в образовательном пространстве. <...> От того, насколько у будущих педагогов, будет сформированы знания и умения безопасного поведения
личности в социуме, настолько новые поколения учащихся будут подготовлены
к жизни в современном, полном всяческих опасностей <...>
Социальные_опасности_и_защита_от_них.pdf
Социальные опасности и защита от них
УДК 316.4
ББК 68.9
Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО
«Шуйский государственный педагогический университет»
А в т о р : канд. пед. наук П.А. Кисляков;
Р е ц е н з е н т ы : д-р мед. наук, профессор Т.В. Карасева
канд. пед. наук, доцент Е.Б. Зарощин
Социальные опасности и защита от них: Учебно-методический
комплекс. – Шуя: ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011. – 253 с.
Издание предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся по профилю
«Образование в области безопасности жизнедеятельности» направления подготовки 050100
Педагогическое образование.
В УМК представлены рабочая программа учебной дисциплины, методические рекомендации
для преподавателей и студентов, учебно-методические материалы к лекциям, практическим
занятиям и самостоятельной работе студентов, материалы для контроля знаний.
Также может быть рекомендовано слушателям курсов переподготовки и повышения
квалификации работников образования всех специальностей. УМК поможет руководителям
и сотрудникам образовательного учреждения в практической работе по обеспечению социальной
безопасности образовательного учреждения.
Издано при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках
Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной
России» на 2009-2013 годы (государственный контракт на проведение поисковых научноисследовательских
работ для государственных нужд №П1028 от 20.08.2009).
© П.А. Кисляков, 2011
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2011
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………. 5
Программа учебной дисциплины………………………………………… 8
Методические рекомендации для преподавателей (образовательные
технологии)………………………………………………………………… 17
Методические рекомендации для студентов…………………………….. 23
Методические указания для выполнения самостоятельной работы.. 24
Методические указания к выполнению контрольной
работы (реферата)…………………………………………………… 26
Указания по использованию электронного учебника…………… 29
Учебно-методические материалы к лекциям, практическим занятиям и
самостоятельной работе студентов
32
Модуль 1. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ………. 32
Тема 1. Теоретические основы социальной безопасности………. 32
Тема 2. Понятие и виды опасностей социального характера……. 45
Тема 3. Прогнозирование социальных угроз и опасных ситуаций 50
Тема 4. Нормативно-правовые меры защиты от социальных
опасностей…………………………………………………………… 62
Модуль 2. ОПАСНОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОПОЛИТИЧЕСКИХ
И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ……. 79
Тема 5. Социальные конфликты: их виды и причины…………… 79
Тема 6. Межнациональные (межэтнические) конфликты………... 85
Тема 7. Вооруженные конфликты…………………………………. 97
Тема 8. Массовые волнения и беспорядки………………………… 105
Тема 9. Экстремизм в политике, в молодежной среде……………. 118
Тема 10. Терроризм и его проявления…………………………….. 123
Тема 11. Социально-экономические опасности…………………... 140
Модуль 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОПАСНОСТИ В БЫТУ И
ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ……………………………………….. 153
Тема 12. Конфликты на производстве…………………………….. 153
Тема 13. Конфликты в семье и в быту…………………………….. 159
Тема 14. Опасности девиантного поведения……………………… 167
Тема 15. Религиозный экстремизм и защита личности………….. 188
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
199
Материалы для контроля знаний
Нормативные акты………………………………………………….. 199
Основная и дополнительная литература…………………………... 199
Периодические издания…………………………………………….. 202
Программное и коммуникационное обеспечение………………… 202
204
Организация контроля знаний……………………………………… 204
Примерные темы контрольных работ (рефератов)……………….. 205
Вопросы к экзамену…………………………………………………. 206
Аттестационные педагогические измерительные материалы……. 207
Приложения (методические материалы)
222
Приложение 1. Краткий словарь терминов………………………... 223
3
Стр.3
Социальные опасности и защита от них
Приложение 2. Доклад-презентация «Экстремистские
проявления в молодежной среде»…………………………............... 228
Приложение 3. Доклад-презентация «Терроризм и безопасность
человека» …………………………………………………………….. 235
Приложение 4. Доклад-презентация «ВИЧ/СПИД как
биолого-социальная опасность» …………………………………… 240
4
Стр.4