50 лет кафедре «Промышленная электроника»
и 40 лет кафедре «Электротехнические комплексы»
Новосибирского ГТУ
История кафедры «Электротехнические
комплексы» (ЭТК) насчитывает 40 лет. <...> Проводятся большие ра
боты в области энергосберегающих техноло
гий на электротранспортном комплексе. <...> Щуров Н.И., декан факультета мехатроники и автоматизации НГТУ,
заведующий кафедрой ЭТК, проф., доктор техн. наук
Зиновьев Г.С., профессор кафедры ЭП НГТУ, проф., доктор техн. наук
2
«ÝËÅÊÒÐÎÒÅÕÍÈÊÀ» ¹ 03/2009
Ïðîãðåññèâíûå ýëåêòðîèçîëÿöèîííûå ìàòåðèàëû
3
Анализ магнитодвижущих сил дробных
зубцовых обмоток электрических машин
ШЕВЧЕНКО А.Ф., ЧЕСТЮНИНА Т.В. <...> Проведён анализ МДС дробных зубцовых обмоток c
.
Получены
обмоточные
коэффициенты.
q< 1
Проведённый анализ позволяет рассматривать с
единых позиций все виды электрических машин с
дробными
зубцовыми
обмотками
(индукторные,
многополюсные
с
постоянными
магнитами,
с
катящимся ротором с пульсирующим потоком и т.д.) <...> Дробные
зубцовые
обмотки
находят
применение в таких электрических машинах,
как индукторные генераторы, двигатели с
катящимся
ротором
и
пульсирующим
потоком,
волновые
электродвигатели
с
«расщеплённым»
магнитным
потоком,
шаговые
двигатели
и
двигатели
с
электромагнитной
редукцией
частоты
вращения,
многополюсные
синхронные
двигатели и генераторы с постоянными
магнитами [1]. <...> Целью данной статьи является вывод
общих выражений для МДС дробных
зубцовых
обмоток
и
проведение
их
гармонического анализа. <...> Для этого дробные
зубцовые обмотки рассматриваются как
обычные дробные, только с числом зубцов
на полюс и фазу меньше единицы [2]. <...> Эти обмотки образуют две
волны МДС с близкими амплитудами и
полюсностями,
вращающимися
в
противоположных направлениях. <...> [4],
представив
зубцовые
катушки
обмотки
системой
зубцовых контуров. <...> При особых
граничных <...>
Электротехника_№12_2009.pdf
50 лет кафедре «Промышленная электроника»
и 40 лет кафедре «Электротехнические комплексы»
Новосибирского ГТУ
История кафедры «Электротехнические
комплексы» (ЭТК) насчитывает 40 лет. Она
была создана в 1969 г. спустя 15 лет после
образования Новосибирского электротехни
ческого института (НЭТИ). В то время ка
федра называлась «Городской электрический
транспорт». Научная работа на кафедре заро
дилась практически с первых дней с прихо
дом первого заведующего кафедрой профес
сора С.М. Кузнецова. С 1986 г. кафедру воз
главляет профессор Н.И. Щуров.
На кафедре успешно развивались науч
ные исследования по разработке и созданию
комплекса технических устройств для транс
портных средств на новых технологических
принципах. Эти работы проводились совме
стно с ВНИИПИтранспрогресс под патрона
жем Государственного комитета по науке и
технике. Следует заметить, что разработан
ные ещё в 80х годах устройства получили
внедрение на экспериментальном полигоне в
г. Раменское для транспорта на электромаг
нитной подвеске.
В последнее десятилетие сотрудниками
кафедры ЭТК активно ведутся работы по
созданию многопульсных преобразователей
энергии для различных отраслей промыш
ленности, разработке новых энергоэффек
тивных тяговых приводов для современных
транспортных средств, в том числе и с нако
пителями энергии. Проводятся большие ра
боты в области энергосберегающих техноло
гий на электротранспортном комплексе.
В 1957 г. в НЭТИ была создана кафедра
«Электровакуумная техника и промышленная
электроника» (ЭВТ и ПЭ), а в 1963 г. была
выделена отдельная кафедра «Промышлен
ная электроника», которую возглавил про
фессор Г.В. Грабовецкий. С 1988 г. кафедру
возглавляет профессор С.А. Харитонов. При
кафедре созданы три научноисследователь
ские лаборатории: НИЛ «Преобразователь
ная техника», НИЛ «Электрооборудование
летательных аппаратов», НИЛ «Энергоопти
мизация преобразовательных систем». В пе
риод с 1968 по 1990 гг. кафедра издавала
межвузовский научнотехнический сборник
«Преобразовательная техника». Кафедрой
подготовлен и издан учебник «Основы сило
вой электроники», рекомендованный науч
нометодическим советом Министерства об
разования РФ в качестве учебного пособия
по специальности «Промышленная электро
ника». В течение 10 лет учебник выдержал 4
переиздания.
Научнотехнические исследования кафед
ры сосредоточены в трёх основных направле
ниях: силовые преобразователи для транс
портных средств (авиационный, автомобиль
ный и рельсовый транспорт), силовые преоб
разователи общепромышленного и специаль
ного назначения, источники питания и пре
образователи с улучшенной электромагнит
ной совместимостью. В теоретическом плане
разрабатывались аналитические методы (пря
мые методы, геометрических аналогий) ана
лиза энергетических процессов в системах с
преобразователями.
В предлагаемом юбилейном номере жур
нала «Электротехника» отражены результаты
теоретических исследований и практических
внедрений последних лет, выполненные со
трудниками кафедр ПЭ и ЭТК, а также фа
культета мехатроники и автоматизации Но
восибирского государственного технического
университета в целом.
Щуров Н.И., декан факультета мехатроники и автоматизации НГТУ,
заведующий кафедрой ЭТК, проф., доктор техн. наук
Зиновьев Г.С., профессор кафедры ЭПНГТУ, проф., доктор техн. наук
2
Стр.1