Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Лекция 4 Классичекая термодинамика (110,00 руб.)

0   1
Первый авторДудь Александр Петрович
ИздательствоМ.: ГОУ ВПО МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича
Страниц30
ID13953
АннотацияКонцепции современного естествознания
Дудь, А.П. Лекция 4 Классичекая термодинамика / А.П. Дудь .— Москва : ГОУ ВПО МГИИТ им. Ю.А.Сенкевича .— 30 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13953 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

1 Дисциплина «Концепции современного естествознания» Лекция 4 - Классичеcкая термодинамика Автор – д.в.н., профессор Дудь Александр Петрович ...классическая термодинамика производит на меня очень глубокое впечатление. <...> Первые успехи на пути построения научной теории теплоты относятся к началу XVII в., когда был изобретен термометр и появилась возможность количественного исследования тепловых процессов и свойств макросистем. <...> Согласно одной из них — вещественной теории тепла — теплота рассматривалась как особого рода невесомая «жидкость», способная перетекать от одного тела к другому. <...> Чем больше теплорода в теле, тем выше температура тела. <...> Таким образом, представление о тепловых явлениях и свойствах связывалось с атомистическим учением древних философов о строении вещества. <...> В рамках подобных представлений теорию тепла называли корпускулярной или кинетической. <...> И все же, несмотря на многие преимущества корпускулярной теории теплоты, к середине XVIII в. временную победу одержала теория теплорода. <...> Теплородная теория объясняла выделение теплоты при трении тел друг о друга тем, что при трении тела как бы «выжимают» из себя теплород, вследствие чего количества теплорода в них (теплоемкость) должны изменяться. <...> В 1798 г. Румфорд провел эксперимент, связанный со сверлением пушечного ствола. <...> В течение 2,5 часов за счет трения было получено количество теплоты, достаточной для превращения в пар 12 кг воды при получении всего лишь 270 г. металлической стружки. <...> 3 Румфорд объяснил это явление с помощью представления о теплоте как особом виде движения. «... источник теплоты, порожденный трением, - писал Б. <...> Самым очевидным является тот факт, что распространение тепла представляет собой необратимый процесс. <...> Фурье сформулировал математический закон теплопроводности, согласно которому поток тепла пропорционален <...>
Лекция_4_Классичекая__термодинамика.pdf
1 Дисциплина «Концепции современного естествознания» Лекция 4 - Классичеcкая термодинамика Автор – д.в.н., профессор Дудь Александр Петрович ...классическая термодинамика производит на меня очень глубокое впечатление. Это — единственная общая физическая теория, и я убежден, что в рамках применимости своих основных положений она никогда не будет опровергнута. А. Эйнштейн Развитие представлений о природе тепловых явлений. Вокруг нас происходят явления, внешне весьма косвенно связанные с механическим движением. Это явления, наблюдаемые при изменении температуры тел, представляющих собой макросистемы, или при переходе их из одного состояния (например, жидкого) в другое (твердое либо газообразное). Такие явления называются тепловыми. Они играют огромную роль в жизни людей, животных и растений. Изменение температуры на 20—30 °С при смене времени года меняет все вокруг нас. С наступлением весны природа преображается, леса и луга зеленеют. От температуры окружающей среды зависит возможность жизни на Земле. Люди добились относительной независимости от окружающей среды после того, как научились добывать и поддерживать огонь. Это было одним из величайших открытий, сделанных на заре зарождения человечества. Развитие представлений о природе тепловых явлений — пример того, каким сложным и противоречивым путем постигается естественнонаучная истина. Многие философы древности рассматривали огонь и связанную с ним теплоту как одну из стихий, которая наряду с землей, водой и воздухом образует все тела. Одновременно предпринимались попытки связать теплоту с движением, ибо было замечено, что при соударении тел или их трении они нагреваются. Первые успехи на пути построения научной теории теплоты относятся к началу XVII в., когда был изобретен термометр и появилась возможность количественного исследования тепловых процессов и свойств макросистем. Измерение температуры ввели для характеристики степени нагретости тел, но требовались объективные критерии. Исследование тепловых явлений началось после изобретения термометра. Галилей, Ньютон и другие конструировали термоскопы: тонкая стеклянная трубка, один конец которой заканчивался шариком, а другой, открытый, опускался в сосуд с водой, заполняющей часть трубки. Когда воздух в шарике нагревался (охлаждался), столбик воды в трубке опускался (поднимался). Затем трубки стали снабжать шкалой.
Стр.1
2 Термометр с четкими показателями впервые сделал гданьский стеклодув Г.Д.Фаренгейт: 0 °F — температура смеси воды, поваренной соли и льда, 212 °F — кипения воды, 32°F — таяния льда, 96 °F — человеческого тела. Эта шкала распространилась с 1714 г., и сейчас принята во многих странах, в том числе в США. Шведский астроном А. Цельсий предложил за 0° взять температуру кипения воды при нормальном давлении, а за 100° — температуру таяния льда (1742). Шведский ботаник К.Линней переставил на шкале Цельсия точки 0 и 100, и появился бытовой термометр с этой шкалой. Вновь перед наукой встал вопрос: что же такое теплота? Наметились две противоположные точки зрения. Согласно одной из них — вещественной теории тепла — теплота рассматривалась как особого рода невесомая «жидкость», способная перетекать от одного тела к другому. Такая жидкость была названа теплородом. Чем больше теплорода в теле, тем выше температура тела. Приверженцы другой точки зрения полагали, что теплота — это вид внутреннего движения частиц тела. Чем быстрее движутся частицы тела, тем выше его температура. Таким образом, представление о тепловых явлениях и свойствах связывалось с атомистическим учением древних философов о строении вещества. В рамках подобных представлений теорию тепла называли корпускулярной или кинетической. Ее придерживались Ньютон, Гук, Бойль, Бернулли и др. И все же, несмотря на многие преимущества корпускулярной теории теплоты, к середине XVIII в. временную победу одержала теория теплорода. Это произошло после экспериментального доказательства сохранения теплоты при теплообмене, что послужило основанием для вывода о сохранении (неуничтожении) тепловой жидкости — теплорода. С помощью введенного понятия теплоемкости тел удалось создать количественную теорию теплопроводности. Многие термины, введенные в то время, сохранились доныне. Однако к концу XVIII в. все большее количество фактов убеждало ученых, что никакого теплорода не существует и нагревание тел более убедительно объясняется не увеличением в них теплорода, а увеличением их внутренней энергии. Опыты Румфорда – удар по теории теплорода. Румфорд проводил опыты с трением. Теплородная теория объясняла выделение теплоты при трении тел друг о друга тем, что при трении тела как бы «выжимают» из себя теплород, вследствие чего количества теплорода в них (теплоемкость) должны изменяться. В 1798 г. Румфорд провел эксперимент, связанный со сверлением пушечного ствола. В течение 2,5 часов за счет трения было получено количество теплоты, достаточной для превращения в пар 12 кг воды при получении всего лишь 270 г. металлической стружки. Далее было показано, что стружка имеет такую же удельную теплоемкость как исходный материал отливки, т.е. о никакой «выжимке» не могло быть речи, и теплота не могла быть получена за счет «выжимания» теплорода из металла.
Стр.2

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.