Константин АКСАКОВ
ПУБЛИКА И НАРО Статья Из альбома Софьи Александровны Аксаковой
Источник: Роман—газета XXI век, 1999, No 7, стр. <...> Ру Классика, Июль 2005 г.
Было время, когда у нас не было публИкИ "Возможно HM это?" — скажут
мне. <...> Очень возможно И совершенно верно: у нас не бьшо публИкИ, а был народ. <...> ПублИка — явленИе чИсто западное И
бьша заведена у нас вместе с разнымИ нововведенИямИ. <...> Она образовалась очень
просто: часть народа отказалась от русской жИзнИ И одежды И составИла
публИку, которая И всплыла над поверхностью. <...> Она—то‚ публИка, И составляет
нашу постоянную связь с Западом; выпИсывает оттуда всякИе‚ И матерИальные И
духовные, наряды, преклоняется перед нИм, как перед учИтелем, занИмает у
него мыслИ И чувства, платя за то огромной ценой: временем, связью с
народом И самою ИстИною мыслИ. <...> ПублИка является над народом, как будто его
прИвИлегИрованное вьюажение, в самом же деле публИка есть ИскаженИе ИдеИ
народа. <...> ПублИка подражает И не Имеет самостоятельности:
все, что она прИнИмает чужое, прИнИмает она наружно, становясь всякИй раз
сама чужою. <...> Народ не подражает И совершенно самостоятелен; а еслИ что
прИмет чужое, то сделает его своИм, усвоИт. <...> Часто, когда публИка едет на бал, народ Идет ко всенощной; когда публИка танцует, народ молИтся. <...> ПублИка
выпИсывает Из—за моря мысли И чувства, мазуркИ И полькИ; народ черпает
жИзнь Из родного ИсточнИка. <...> ПублИка ходИт в немецком платье, народ — в русском. <...> ПублИка работает (большей частью ногамИ по паркету) — народ спИт
ИлИ уже встает опять работать. <...> Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. <...> Чем бы ни занимались члены многочисленной семьи Аксаковых, их думы
всегда о России, о ру‚ском народе, о судьбе ру ской культуры. <...> Об этом
свидетельствуют И материалы семейного альбома, хранящегося в фондах
Государственного историко—художественного и литературного музея заповедника
"Абрамцево". <...> Альбом готовился всеми членами семьи как свадебный подарок
Софье Александровне <...>
Публика_и_народ.pdf
Константин АКСАКОВ
ПУБЛИКА И НАРОД
---------------------------------------Статья
из альбома Софьи Александровны Аксаковой
Источник: Роман-газета XXI век, 1999, No 7, стр. 70.
Эл. версия: Либ.Ру Классика, июль 2005 г.
---------------------------------------Было
время, когда у нас не было публики "Возможно ли это?" - скажут
мне. Очень возможно и совершенно верно: у нас не было публики, а был народ.
Это было еще до построения Петербурга. Публика - явление чисто западное и
была заведена у нас вместе с разными нововведениями. Она образовалась очень
просто: часть народа отказалась от русской жизни и одежды и составила
публику, которая и всплыла над поверхностью. Она-то, публика, и составляет
нашу постоянную связь с Западом; выписывает оттуда всякие, и материальные и
духовные, наряды, преклоняется перед
него мысли и чувства, платя за то
ним, как перед учителем, занимает у
огромной ценой: временем, связью с
народом и самою истиною мысли. Публика является над народом, как будто его
привилегированное выражение, в самом
же деле публика есть искажение идеи
народа.
Разница между публикой и народом у нас очевидна (мы говорим вообще,
исключения сюда нейдут). Публика подражает и не имеет самостоятельности:
все, что она принимает чужое, принимает она наружно, становясь всякий раз
сама чужою. Народ не подражает и совершенно самостоятелен; а если что
примет чужое, то сделает его своим, усвоит. У публики свое превращается в
чужое. У народа чужое обращается в свое. Часто, когда публика едет на бал,
народ идет ко всенощной; когда публика танцует, народ молится. Средоточие
публики в Москве - Кузнецкий мост. Средоточие народа - Кремль. Публика
выписывает из-за моря мысли и чувства, мазурки и польки; народ черпает
жизнь из родного источника. Публика говорит по-французски, народ по-русски.
Публика ходит в немецком платье, народ - в русском. У публики - парижские
моды. У народа - свои русские обычаи Публика спит, народ давно уже встал и
работает. Публика работает (большей частью ногами по паркету) - народ спит
или уже встает опять работать. Публика презирает народ - народ прощает
публике. Публике всего полтораста лет, а народу годов не сочтешь. Публика
преходяща - народ вечен. И в публике есть золото и грязь, и в народе есть
золото и грязь; но в публике грязь в золоте, в народе - золото в грязи. У
публики - свет (monde, балы и проч.), у народа - мир (сходка). Публика и
народ имеют эпитеты: публика у нас
почтеннейшая, народ православный.
"Публика, вперед! Народ - назад!" - так многозначительно воскликнул один
хожалый.
Чем бы ни занимались члены многочисленной семьи Аксаковых, их думы
всегда о России, о русском народе, о судьбе русской культуры. Об этом
свидетельствуют и материалы семейного альбома, хранящегося в фондах
Государственного историко-художественного и литературного музея заповедника
"Абрамцево". Альбом готовился всеми членами семьи как свадебный подарок
Софье Александровне - невесте, а затем жене Григория Сергеевича Аксакова. В
течение нескольких месяцев дочери
рисунками.
С. Т. Аксакова заполняли альбом
Сергей Тимофеевич Аксаков записал в него отрывок, где
рассказывается о детских годах Григория Аксакова. Писатель предполагал
включить его в задуманное им продолжение "Семейной хроники". На левой
странице альбома - дарственная надпись, сделанная в первый день работы над
ним:
"Всякий клочок бумаги долговечнее самой долгой человеческой жизни. Ты
сохрани эти листы, милая Софья, и они сохранят тебе живое воспоминание
прошедшего.
С. Аксаков, 1847 года, декабря 27, Москва".
Аксакова: Иван Сергеевич и Константин Сергеевич.
И.
В подготовке семейного альбома принимали участие и сыновья С. Т.
С. Аксаков написал в альбом стихотворение "Душою светлой и
прекрасной". К. С. Аксаков поместил в альбоме несколько стихотворений,
выражающих его славянофильское мировоззрение, а также статью "Опыт
Стр.1