Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Посев

Посев №48 1965 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138566
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1965 .— №48 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138566 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(1019) Пишите правду В новогоднем номере ж у р н а л а «Новый мир» за теку щий год его главный статье «По случаю редактор А . Т. Твардовский юбилея», открывающей формально посвященной сорокалетию тически, очень определял осторожно, позиции того но номер журнала, достаточно в и фак прозрачно либерально-ревизионистского направления в советской литературе и печати, которое он представляет и даже, насколько можно судить, воз главляет. <...> В этом своем определении Твардовский выдвигал принцип правдивости (разумеется, при всей верности коммунистической идеологии, насколько ее можно ныне уяснить, и подлинно-ревизионистской ния режима путем либеральных идее укрепле уступок), намеками сводил счеты с консервативно-догматическим флангом, группирующимся особенно вокруг ж у р н а л а «Октябрь» во главе с В. <...> Кочетодвым, косвенно обвиняя этот фланг в фальсификации и извращении «правды жизни», а также как бы проводил парад своим силам перечисле нием несомненно чающих выдающихся писателей, и даже, зачастую, начавших сотрудни свою творчес кую карьеру на страницах «Нового мира». <...> Твардовский пишет: конце, статьей «От редакции», которая формально п о внимание правдиво, упрощенным, журнал реалистически по форме уделяет про отражающим простым, но отнюдь чуждым формалистической не замыслова тости, более близким классической традиции, но и не избегающим новых средств выражения, оправданных двумя лагерями об их общих принципах и общем н а содержанием ». правлении развития литературно-издательского дела в Тут много оговорок в отношении формы, но основное, касающееся содержания произведе ний, сказано ясно: правдивое отражение дейст вительности. <...> В ней вновь становится вопрос о правде и разных вариантах дроб ления этого понятия, разрушающего само понятие: «правда большая» и «правда малая», «правда века» и «правда фактов». <...> В своей новогодней статье Твардовский, опи раясь на внушительность сорокалетнего пути «Нового <...>
Посев_№48_1965.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Посев_№48_1965.pdf
Не в Силе Бог, а в правде! Александр Невский flinillllIllllllllSlllllllllllllllllllllllllllllllllllllllIllllllllllllllllliriltllllllltlltllllllIIIIIIIIIIIII»llllllJlllllllllllllllllllirillllllllllllirillllJllllllfllllltlllllllirilllJIIII ГОД ИЗДАНИЯ Выходит ДВАДЦАТЬ за ПЕРВЫЙ рубежом Адрес: 623 Frankfurt/Main-Sossenheim, Flurscheideweg 15 • Тел. 319265 lllllllllltllllfllllllllllllllllllIllllflllllllllllflllllflIIIIISIIIirillltllllllllllflfllllllllllirifIltllllflSllllllllllllllllllllirillltllllllllllllirilll1llllltltllLllllllilllltlllllllllllllflfllllllEtllCJIIIIItlllllf »ll l ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ № 48 (1019) POSSEV - DIE AUSSAAT, Wochenzeirung in russischer Sprache • D 21 651 С Пятница, 26 ноября 1965 года Freitag, 26.11 1965 Пишите правду В новогоднем номере журнала «Новый мир» за текущий год его главный редактор А. Т. Твардовский в статье «По случаю юбилея», открывающей номер и формально посвященной сорокалетию журнала, фактически, очень осторожно, но достаточно прозрачно определял позиции того либерально-ревизионистского направления в советской литературе и печати, которое он представляет и даже, насколько можно судить, возглавляет. В этом своем определении Твардовский выдвигал принцип правдивости (разумеется, при всей верности коммунистической идеологии, насколько ее можно ныне уяснить, и подлинно-ревизионистской идее укрепления режима путем либеральных уступок), намеками сводил счеты с консервативно-догматическим флангом, группирующимся особенно вокруг журнала «Октябрь» во главе с В. Кочетодвым, косвенно обвиняя этот фланг в фальсификации и извращении «правды жизни», а также как бы проводил парад своим силам перечислением несомненно выдающихся писателей, сотрудничающих и даже, зачастую, начавших свою творческую карьеру на страницах «Нового мира». Сентябрьский номер журнала завершен, в самом конце, статьей «От редакции», которая формально посвящена предварительным итогам года текущего и планам на год предстоящий (это уместно, поскольку журнал выходит с большим опозданием). Но в этой статье фактически продолжается полемика между двумя лагерями об их общих принципах и общем направлении развития литературно-издательского дела в нашей стране, а поскольку речь идет, главным образом, о художественной литературе, то и об общем направлении художественного творчества, отражающего ход и проблемы общественного развития. В ней вновь становится вопрос о правде и разных вариантах дробления этого понятия, разрушающего само понятие: «правда большая» и «правда малая», «правда века» и «правда фактов». «Новый мир» вновь защищает «всю полноту правды». Эта редакционная статья журнала вызвала критические «заметки», а по существу развернутый опус критика М. Гуса в «Литературной газете» 16 ноября, озаглавленный вызывающе: «Оставаться при факте» — и только?»... Попробуем подробнее разобраться в существе спора. В своей новогодней статье Твардовский, опираясь на внушительность сорокалетнего пути «Нового мира», который редактировали такие маститые публицисты, как А. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, В. П. Полонский, да еще прикрывшись указанием, что «большое внимание работе журнала всегда уделял М. И. СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ 4у Катастрофические последствия поднятия целины 4У Ю. Васильев. Диверсия или героизм? (о распространении подпольной литературы) 4У Из опыта противника (распространение литературы большевиками) 4У Евг. Евтушенко. Письмо к Есенину 4У Глеб Рар. «Все революции потерпели крах» (идейнополитические искания российской общественности) 4У Лев Рар. Мемуары советского шпиона 4У Виталий Семин. Семеро в одном доме (окончание) • А. Н. КПК, КПСС и вьетнамский вопрос ф Ян Влох. Грызня в итальянской компартии ф Р. Р. Декларация Ватиканского Собора о нехристианских вероисповеданиях ф Б. Сергеев. Когда произошло невозможное (письмо из Америки) Калинин», а также перечислив крупнейших писателей, выступавших на страницах журнала с произведениями, вошедшими в энциклопедии советской литературы, прежде всего клеймит «губительное воздействие известных явлений в нашей жизни — незаконных репрессий, духа недоверия, подозрительности», которые должны быть отнесены к прошлому, поскольку «был положен конец этому тяжелейшему произволу в жизни страны и партии». И теперь, разумеется, «идейно-политические позиции журнала, естественно, определяются политикой нашей партии». Но вот как понимать наиболее целесообразное ведение дел в литературе и печати, если, к тому же, эти позиции определяются «задачами, которые поставила перед литературой великая эпоха строительства коммунизма» (эта часть фразы о позициях как бы призвана в контексте служить противовесом простому приятию текущей, зигзагообразной политической линии партийного руководства)? Твардовский пишет: «Предпочтительное внимание журнал уделяет произведениям, правдиво, реалистически отражающим действительность, по форме простым, но отнюдь не упрощенным, чуждым формалистической замысловатости, более близким классической традиции, но и не избегающим новых средств выражения, оправданных содержанием ». Тут много оговорок в отношении формы, но основное, касающееся содержания произведений, сказано ясно: правдивое отражение действительности. Однако такое категорическое подчеркивание своей позиции Твардовским и его единомышленниками является слишком уж явным намеком на сомнительность позиций других, и Твардовский тут же спешит «изъясниться»: «Конечно, такими же или почти такими же словами мог бы охарактеризовать свои идейные позиции и эстетические принципы в отборе материала любой другой журнал из выходящих в стране в настоящее время. Но не нам в данном случае судить, насколько соответствует практика каждого журнала этой общей декларации». «Не нам». А кому? Полагалось в прежние времена прежде всего указать на «партию и лично». Твардовский идет другим путем: он сначала перечисляет имена писателей, приобретших известность, которыми богат «Новый мир» («от Шолохова до Пастернака, от А. Толстого до Солженицына, от Маршака до Гамзатова» и дальше Вера Панова, В. Овечкин, В. Некрасов, С. Залыгин, Е. Дорош, В. Тендряков, A. Яшин, Ольга Берггольц, Ю. Бондарев, К. Симонов, К. Федин, И. Эренбург, К. Паустовский, B. Каверин и другие), а потом обращается не столько к профессиональным критикам (он критикует их самих), сколько к массовым читательским отзывам. Защищая, в частности, очерковый жанр, Твардовский пишет: «До самого недавнего времени печать проявляла порой заметное недовольство отражением в литературе достоверных черт реальности, подталкивала писателей на прежние стези приукрашивания, фальсификации». И это касается не только настоящего, но и прошлого: «Подмена подлинной картины действительности, какая она есть, такою, которая более соответствует предвзятым представлениям о ней, — несостоятельна и тлетворна не только в освещении современной жизни. Она не менее вредна и в освещении прошлого, всего в целом пути нашей истории, бесценного в своем реальном содержании опыта революции». Каков этот «опыт революции», видно, в частности, из замечательных произведений Александра Солженицына. Главное желание читателей в том, чтобы этот опыт никогда не повторялся. Конечно, догматический фланг не мог стерпеть новых призывов к описанию правды в сером настоящем и темном прошлом у режима. То там, то тут, то исподтишка, то открыто новогодняя «декларация Твардовского» была взята под обстрел. Разумеется, поход против призыва к правде нужно было обосновать теоретически с использованием тысячелетней методики «расщепления волоса»: что есть правда? какие бывают разновидности правды? каковы виды правды правильной и неправильной? Редакция «Нового мира» в «завершающей» статье сентябрьского номера обобщает приемы дробления единого таким образом: «Время от времени в критических статьях вновь всплывает не раз опровергнутое самой практикой литературы противопоставление «большой правды» •— «малой правде», «правды фактов» — «правде века» и т. п. ... Здесь перед нами уже тенденция, которая в наиболее откровенном виде выражается в формуле: «Не всякая правда нам нужна». На это мы отвечаем: нет, нашему искусству нужна вся полнота правды». О чем здесь идет речь? Правоверная критика старается спасти режим наивным рассуждением, которое она всеми силами старается внушить читателю: дескать, конечно, можно всегда найти частные факты реальной жизни, которые рисуют неприглядную картину, но, во-первых, их нельзя обобщать, а во-вторых, если бы и можно было обобщить, то «правда века» вытекает из перспективных, передовых тенденций, а не из отсталых фактов и факторов. «Новый мир» пишет по этому поводу: «... рассуждения о разных правдах совершенно неосновательны как очевидный крен к признанию множественности истин, субъективизму и прагматическому выводу: «Правда то, что выгодно ею считать». В хозяйственно-практической деятельности такая позиция порождает очковтирательство и разного рода «приписки», в искусстве же она ведет к оправданию всевозможных антиреалистических тенденций. И что, как не бессодержательная, «красивая» фраза, эта «правда века» без всего многообразия проявлений жизни, без того пути, который состоит не из одних победных итогов, но также из противоречий, борьбы, преодоления трудностей?» Эти рассуждения насчет преодоления трудностей нисколько не успокоили противников «Нового мира». В статье «Оставаться при факте» — и только?» М. Гус в «Лит. газете» начинает свою отповедь с цитирования Достоевского, у которого Иван Карамазов, в конце своих рассуждений о факте, мира Божьего не принимает и свой билет на право участия в грядущей гармонии «почтительнейше возвращает». Но у Достоевского любая «грядущая гармония», даже Божья, ставится под сомнение одной-единственной слезой ребенка. Какие же могут быть сомнения о коммунистической утопии, ради которой пролиты реки слез и крови? «Пишите правду, чтобы слово жило» _ эти слова поставлены девизом в журнале нашей литературной молодежи. Эта молодежь не приемлет рассуждений о «правде века» во имя «грядущей гармонии». Она не переживала лихолетья «ежовых рукавиц» и переживать не хочет. Не ей ли принадлежит будущее — настоящая правда века, опирающаяся на правду фактов?
Стр.1
2 ПОСЕ В 26 ноября 1965 г., № 48 (1019) Катастрофические последствия поднятия целины О грядущих бедствиях, угрожавших землям Казахстана вследствие распаханных массивов, в «П о с е в е» писалось еще в то время, когда хрущевская авантюра, одобренная «ленинским ЦК КПСС», только набирала силу. Бедствия эти наступили. И на колоссальных площадях. Власть не в силах скрывать катастрофу на «поднятой целине». По сообщению журнала «Сельское хозяйство Казахстана» (№ 10, 1965 г.), «весной текущего года ураганной силы пыльные бури прошли по всему Целинному краю, охватили почти все пашни, но особенно сильно пострадали поля, обработанные отвальными орудиями. Материальный ущерб, причиняемый эрозией сельскохозяйственному производству края, — велик. Кроме того, катастрофически падает плодородие почвы; в процессе выдувания уносятся сотни тысяч тонн важнейших элементов питания растений... Так, на легких почвах Кустанайской области потери гумуса на слабоэродированных почвах составляют 15-30 процентов, среднеэродированных .— 30-50 процентов и сильноэродированных — более 50 процентов». Как сообщает далее журнал, на некоторых полях за время распашки был унесен слой толщиной в 5-10 см. Известно, что в природных условиях слой гумуса толщиной в 2-3 см. накапливается за 200-1000 лет. По данным журнала, в бывшем Целинном крае (он был ликвидирован 19 октября 1965 г.) насчитывается около 13 с лишним миллионов земель, подверженных сильной, средней и легкой эрозии. В прошлом году от ветровой эрозии в Павлодарской, Целиноградской (б. Акмолинской) и Кустанайской областях пострадали посевы на площади в 7 миллионов гектаров. Кроме того, эрозия захватила также огромные площади в Кокчетавской и Северо-Казахстанской областях. В качестве средства борьбы против эрозии журнал предлагает сеять травы и прекратить дальнейшую вспашку на сильноэродированных площадях. Для дальнейшей борьбы против ветровой эрозии требуются большие капиталовложения. Так как на целинных землях преобладают совхозы, то все колоссальные расходы должно нести государство. Для этой цели руководство КПСС средств не предусмотрело. Свободных же средств у него нет. щем случае, в сообщении ТАСС, помещенном в газетах от 17 ноября, говорится, что станция «Венера-3» выведена на траекторию, близкую к расчетной, и что все системы этой станции работают нормально. Основной целью запуска является, согласно сообщению ТАСС, «увеличение объема научной информации и получение дополнительных научных данных о планете Венера и космическом пространстве». Вес станции — 960 килограммов (на 3 килограмма легче, чем станции «Венера-2»). Конструкция станции «Венера-3» несколько отличается от конструкции ее предшественницы составом научной аппаратуры, предназначенной решить ряд новых исследовательских задач. ГОВОРИТ РАДИОСТАНЦИЯ „СВОБОДНАЯ РОССИЯ" ВЫБОРЫ НАРОДНЫХ СУДЕЙ (Из ноябрьских передач) В декабре истекает срок полномочий народных суЗ А НЕДЕЛЮ ф Новые перетасовки первых секретарей обкомов КПСС. За последние три недели в шести обкомах партии в РСФСР, в двух обкомах УССР и в одном обкоме Казахстана произведены смены первых секретарей. В дополнение к тому, что уже об этом писал «Посев» от 19 ноября, поступили новые сообщения о перетасовках. Так, первым секретарем Волгоградского обкома КПСС избран Л. Куличенко (на место А. Школьникова), первым секретарем Целиноградского обкома — Н. Кручин. А. Школьников и бывший первый секретарь Горьковского обкома М. Ефремов переведены с партийной на административную работу. А. Школьников •— первым заместителем председателя Совета министров РСФСР, М. Ефремов — заместителем председателя Совета министров СССР. А. Школьников «вырос» на партийной работе, являясь с 1943 года последовательно первым секретарем обкомов — Калужского, Тамбовского, Воронежского и Волгоградского; образование его — Высшая партшкола при ЦК КПСС. М. Ефремов — инженер, окончил Куйбышевский индустриальный институт, но с 1942 года был перемещен на партийную работу. ф Состояние здоровья маршала Жукова. По сообщениям иностранных корреспондентов в Москве, состояние здоровья маршала СССР Г. К. Жукова внушает опасения. На прошлой неделе у него был сердечный удар. Жукову в настоящее время 69 лет. ф Пребывание группы американских сенаторов в Москве. Пять американских сенаторов во главе с лидером сенатской фракции правящей демократической партии Мэнсфильдом, прибывшие в Москву 17 ноября, были приняты на следующий день А. Громыко, а затем, 19 ноября, А. Косыгиным в Кремле. Беседа с последним продолжалась пять часов. О содержании бесед власть хранит полное молчание. Иностранные журналисты в Москве говорят о холодном приеме американских сенаторов и полагают, что во время обеих бесед речь шла о положении во Вьетнаме и о проблеме разоружения. 20 ноября американские сенаторы покинули Москву и через Бухарест направились в Сайгон для личного ознакомления с положением во Вьетнаме. ф «Досадная ошибка». Как сообщает агентство «Юнайтед Пресс» в газетах от 22 ноября, диктор ТАСС, читая на прошлой неделе сообщение для печати о приеме А. Косыгиным пяти американских сенаторов, первоначально озаглавил его так: «Председатель Совета министров СССР А. Косыгин принял американских друзей». Через девятнадцать минут последовало, однако, исправление. Тот же диктор сделал поправку: просьба заглавие о приеме А. Косыгиным американских сенаторов записать в следующей редакции: «Председатель Совета министров СССР А. Косыгин принял американских сенаторов». ф Советские поэты в Париже. По приглашению министерства иностранных дел Франции и издательства «Сегерс» (выпустившего антологию русской поэзии от XVII I века до наших дней на французском языке с приложением русского текста), в Париж прибыла 16 ноября и находилась восемь дней группа советских поэтов в составе Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Семена Кирсанова, Леонида Мартынова, Роберта Рождественского, Бориса Слуцкого, Виктора Сосноры, Алексея Суркова и Александра Твардовского. Поэты выступали с чтением своих стихов в большом переполненном зале «Мютюалите». Французские артисты читали русские стихи из антологии по-французски. Парижане •— любители поэзии — тепло принимали выступавших поэтов и артистов. На вечере читались также стихи отсутствовавшей А. Ахматовой и поэтовэмигрантов. ф Протесты советского правительства против опубликования «Записок Пеньковского». Опубликованные одновременно в Англии и в США «Записки Пеньковского» (см. «Посев » от 19 ноября), как и следовало ожидать, вызвали протесты советского правительства, выраженные в дипломатических демаршах советских посольств в Лондоне и Вашингтоне и непосредственно самого МИД СССР в Москве. Об этих демаршах нашим гражданам не сообщается ни слова. О чем же говорится в протесте, например, советского посла в Англии Солдатова. Солдатов в своем протесте, направленном в МИД Англии, как передают иностранные газеты от 17 ноября, называет «Записки Пеньковского» фальшивкой, а их опубликование в Англии — «провокацией и антисоветской махинацией». Эти обвинения Солдатов передал для помещения и в английскую прессу. На протест Солдатова британское правительство ответило вежливо, что в Великобритании не существует цензуры и что английская пресса реагирует отнюдь не дружественно на советский демарш. Советский посол в США Добрынин, в свою очередь, выразил в Вашингтоне протест правительства СССР. Как сообщает газета «Вашингтон пост» (поместившая, как и многие другие американские газеты, свое мнение по поводу «Записок Пеньковского»), московский корреспондент этой газеты был вызван в МИД СССР, где заместитель заведующего отделом печати министерства Симонов вручил ему «заявление МИД СССР». В нем «Записки» были названы «фальшивкой», «смесью антисоветских выдумок и клеветы», которая была-де вложена в уста «разоблаченному шпиону» с целью «очернить Советский Союз, отравить международную атмосферу и затруднить сближение .между государствами». ф Нападки в «Правде» на президента ФРГ Г. Любке. Политический обозреватель «Правды» Юрий Жуков поместил в номере от 17 ноября статью «Опасная мания Генриха Любке». Статья эта не только полна резких выпадов против президента ФРГ, но содержит даже обвинения его в «нацистском прошлом». Поводом для статьи явилось выступление президента Г. Любке в Западном Берлине по случаю дня памяти жертв двух мировых войн. Статья Ю. Жукова вызвала, естественно, отрицательную реакцию в правительственных кругах ФРГ, взвешивающих необходимость такой предупредительной меры, как закрытие представительства «Правды» в Бонне. Как известно, в минувшем году изза подобных необоснованных и грубых нападок на президента Любке главному редактору «Известий» (тогда им был А. Аджубей) пришлось уполномочить одного из редакторов этой газеты принести свои извинения в Бонне. ф Запуск автоматической межпланетной станции «Венера-3». Спустя всего лишь четыре дня после запуска в нашей стране автоматической межпланетной станции «Венера-2» (ом. «Посев» от 19 ноября), запущена в направлении на планету Венера новая такая же станция, названная «Венера-3». Как и в предыдудей и будут проведены перевыборы. Народные судьи избираются на три года. Право выставления кандидатов принадлежит как общественным организациям, так и коллективам трудящихся. Но это .— теория. На практике задолго до выборов кандидатуры на пост народных судей подбираются в комитетах партии, и процедура избрания — всего лишь обычная комедия опускания бумажек за уже назначенного кандидата. К тому же, в Советском Союзе существует правило, что профессиональным судьей может быть только член или, на худой конец, кандидат партии. Беспартийных в народные судьи не выдвигают. И это понятно. Коммунистическая партия хочет иметь на судейских должностях своих людей, которые бы покорно выполняли ее директивы. Суд в нашей стране полностью зависим от партии и проводит ее политику. Отсюда •— такое шараханье в деятельности судов: то уголовниковрецидивистов отдают на поруки, то честных граждан за незначительное правонарушение сажают за решетку. Это шарахание лишь отражает повороты советской карательной политики. Но советские граждане должны знать, что не существует закона, по которому народными судьями непременно должны быть партийцы. А раз нет такого закона, то избиратели могут и должны выдвигать беспартийных. Протаскивание на судейские посты одних лишь членов партии есть прямое последствие политики «культа личности». С этой политикой борьба не должна прекращаться ни на один день. Борьба с последствиями «культа» должна вестись во всех областях нашей жизни и вестись бескомпромиссно, смело и принципиально. Народно-Трудовой Союз российских солидаристов призывает наших слушателей выдвигать на должность народных судей достойных, честных, совестливых людей, полностью независимых от комитетов партии и вообще от всякого постороннего влияния. Одной из мер улучшения работы суда является его демократизация. Нужно добиться, чтобы при рассмотрении сложных дел, когда обвиняемому грозит тюремное заключение, состав народных заседателей был увеличен до девяти человек. А сейчас, во время этой предвыборной кампании, нужно добиться, чтобы на одно место выдвигалось несколько кандидатов. Избиратели должны иметь право выбирать, а не формально голосовать. Если на одно вакантное место будет несколько кандидатов, то избиратели смогут избрать лучшего из них, оценив их достоинства, образование, опыт работы и личные качества. Дорогие радиослушатели! Не считайте выборы народных судей пустой и никчемной формальностью. Теперь настает время, когда от вас самих очень многое зависит. Если вы заранее наметите угодного вам кандидата, договоритесь между собой и выдвинете его на общем собрании, то партийный кандидат провалится. Вчера это было еще нереально. Сегодня это становится не только возможным, но и необходимым. От того, кто будет у нас народными судьями, многое зависит в нашей жизни. Поэтому отнеситесь к выдвижению и выборам судей как к делу большой политической важности. В этом году судей будут избирать по-прежнему на определенный срок. А надо добиваться, чтобы судьи избирались у нас пожизненно. Пожизненное избрание судей было бы самой большой гарантией их независимости от партийных и иных органов власти. Но это •— следующий этап. Сегодня важно выдвинуть побольше беспартийных судей, заслуживших всей своей жизнью народное доверие и признание.
Стр.2
26 ноября 1965 г., № 48 (1019) ПОСЕ В Диверсия или героизм? НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАСПРОСТРАНЕНИИ ПОДПОЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. В ходе клеветнической кампании, поднятой КПСС вокруг процесса англичанина Джералда Брука, привезшего подпольную литературу НТС в нашу страну, главным обвинением, которое было предъявлено властью революционной организации, было обвинение в «идеологической диверсии». По этому поводу пропагандный аппарат режима расточал и продолжает расточать потоки поддельного и неподдельного возмущения. В частности, центральный орган казенных профсоюзов, газета «Труд», дошел до того, что, видя всю основу дела как раз в «идеологической диверсии», считает оружие «идеологического свойства» более «омерзительным», чем «бомбы, валюта и наркотики». Власть, дойдя до вершин морального вырождения, абсолютно не замечает того, что скатывается к совершенно неприкрытой «готтентотской морали»: если я украл корову '— это хорошо, морально и достойно похвалы, а если у меня пытаются отобрать украденную мною корову i— это страшное преступление. Но, перелистав мемуарную и художественную литературу, где описывается время, когда большевики находились в эмиграции, мы увидим, что «идеологическая диверсия», т. е. рассылка «антиправительственной литературы» всевозможными путями, была главным видом их деятельности. Занимался этим и сам «иконописный Ильич». В парижской квартире Ленина для этого была выделена целая комната, и обязанностью Надежды Константиновны Крупской было надписывать адреса. Об этом есть рассказ и у писателя Валентина Катаева в его документальной повести «Маленькая железная дверь в стене». Слали свою литературу в Россию большевики и через курьеров-иностранцев, посылали они ее и просто по почте, на случайные адреса, <— в среду, где рассчитывали встретить сочувствие. В те годы, будущий нарком иностранных дел Литвинов, прославившийся своими речами «о мире» в Лиге Наций, нередко садился на велосипед и развозил по почтовым ящикам Женевы и окрестностей пакеты с большевистской литературой, адресованной в Россию и призывавшей к свержению тогдашнего режима и правительства. Продолжали свою деятельность большевики и во время Первой мировой войны, когда Россия боролась не на жизнь, а на смерть с блоком Центральных держав во главе с «кайзеровской Германией». Не отказались от такого рода деятельности коммунисты и в наши дни. Наоборот, они усилили ее, не гнушаясь любых средств так называемых ими «идеологических диверсий». В частности, долгие годы объектом идеологического наступления коммунистов является ФРГ. Количество коммунистической пропагандной литературы, направляемой в Западную Германию, возрастает с каждым годом. В последние месяцы, в связи с выборами, оно достигло таких размеров, что стало даже помехой в работе «федеральной почты». Страдающая от недостатка служащих западногерманская почта уже не в состоянии справиться с доставкой идущего из разных стран бесконечного потока '— миллионов писем, пакетов и посылок, содержащих печатные материалы компартии. НТС может лишь позавидовать размаху, с каким поставлено это дело, которым занимается весь государственный пропагандный аппарат ГДР, его отделы и службы (вплоть до политотдела так называемой Национальной Народной армии Восточной Германии). А для того, чтобы надписывать адреса на миллионах конвертов, мобилизованы ячейки СЕПГ (восточногерманская компартия) на предприятиях и в учреждениях и первичные организации союза так называемой «Свободной Немецкой Молодежи» (восточногерманский комсомол). Коммунистическая литература посылается не только по почте из Восточной Германии. Со специальными курьерами ее отправляют на Запад и бросают в почтовые ящики западногерманских городов, посылают по почте из соседних с Западной Германией стран: из Дании, из Бельгии, из Франции и даже из Люксембурга. Правда в ФРГ, на помойках, в закоулках около вокзалов и в других подобных местах, все чаще стали находить целые чемоданы, тюки и пакеты с приготовленными для рассылки конвертами с коммунистической литературой — вещественное доказательство того, что не все курьеры оправдывают высокое доверие, оказанное им партией. Некоторые из них предпочитают, присвоив деньги, выданные на покупку почтовых марок, просто отделаться от доверенного им пропагандного груза. Чтобы повлиять на результаты последних западногерманских выборов, немецкие коммунисты в массовом порядке применили и такой дорогостоющий пропагандный прием, как пластинки. Эти пластинки, о пропагандными текстами, заказанные в Чехословакии, рассылались в конвертах с фальшивым обратным адресом несуществующей фирмы «Интермузик» из Франкфурта-на-Майне по адресам граждан ФРГ. Между прочим отметим, что этот метод совсем не новый, он давно известен и НТС. Но у НТС нет средств для того, чтобы применять его в массовом порядке, как это делают коммунисты за счет трудящихся захваченных ими стран. В заключение хочется сказать несколько слов об эффективности любой пропагандной литературы. О коммерческой рекламе, которая имеет с ней много общего, есть совершенно точные данные: ее эффективность равна 3-5 %, т. е. из ста распространенных рекламных листков трипять привлекают клиентов, а большинство получателей выбрасывает их не читая. Несмотря на это, оказывается, что реклама дает удовлетворительные результаты, иначе коммерческие предприятия не тратили бы на это миллионов. 1 Что же касается политической пропаганды, то ее эффективность зависит от целого ряда факторов: политических, психологических, социальных. Тут барометром может служить реакция правительств, против которых пропагандная литература направлена. Царское правительство (вероятно, из-за своей «отсталости») недооценивало деятельность большевиков. По крайней мере, оно истерики по поводу большевистской литературы не поднимало и протестов британскому, французскому и швейцарскому правительствам, по поводу деятельности большевиков, ведомой из этих стран, не направляло. Западная Германия тоже реагирует на коммунистическую литературу довольно вяло. Лишь в последнее время стали применять меры, технические i — перестали рассылать ее по адресам, да и то после того, как в «федеральной почте» стало не хватать почтальонов, а установившееся перед выборами сравнительное равновесие между двумя ведущими партиями (конечно, некоммунистическими) могло бы нарушиться в пользу одной из них даже при самом слабом влиянии извне. Но, несмотря на это, и здесь никакой трагедии не видят, шума не поднимают и дипломатических протестов Франции или Люксембургу не посылают. Что же касается руководства КПСС, то мы знаем о всех его ухищрениях, о дипломатическом нажиме на иностранные государства, почтой которых пользуется НТС. И мы слышали весь тот жуткий вой, который поднимается в казенной печати и по радио. И все это только для того, чтобы приостановить, в общем довольно незначительный (по сравнению с тем, что идет из ГДР в ФРГ), поток революционной литературы Народно-Трудового Союза. Но, вероятно, большевикам, имеющим опыт подполья, лучше знать о том, какое влияние приобретает литература НТС в нашей стране. Ю. ВАСИЛЬЕВ Из опыта противника Мы перепечатываем эту статью из газеты «За Россию», органа связи Народно-Трудового Союза, № 252 за сентябрь 1963 года. Статья заканчивается, в свою очередь, цитатой из воспоминаний известного большевистского деятеля М. М. Литвинова, приведенной в «Комсомольской правде» за 2 июля 1963 года. Материал этот приобретает заново особый интерес в свете процесса Брука и НТС летом этого года в Москве. Ред. В стремлении насадить культ Ленина и партии коммунистические пропагандисты вынуждены играть с огнем. Чтобы показать молодежи, какая партия в ранние свои годы была романтичная и динамичная, они извлекают из партархивов факты, старательно замалчивавшиеся десятилетиями. Они, конечно, делают при этом вид, что сообщаемое ими имеет лишь историческую ценность. То, что некоторой долей опыта могут воспользоваться молодые революционеры, допускается как неизбежный риск. В техническом плане опыт революционной борьбы партии в период ее молодости, объективно говоря, невелик. Во всяком случае, он не больше того, что за годы борьбы с коммунизмом выработано его противниками. Для нас опыт молодой компартии интересен лишь в плане морально-психологическом. Он помогает многим из нас снимать с себя целый ряд гирь-сомнений. Работа по созданию организации и широких кругов единомышленников в России из-за границы — тяжелый и длительный труд. Результаты многочисленных, но мелких действий далеко не всегда можно ощутить. Есть опасность возникновения сомнений в целесообразности прилагаемых усилий. Многие наши друзья за границей и на родине участвуют в длительной акции по рассылке писем и революционной литературы. Чаще всего, во время такой акции, получатель отправителю неизвестен. Узнать о реакции получателя удается порой в отрицательном виде: возврат литературы, передача ее в КГБ... Чтобы оценить эффективность не всегда благодарной работы, чтобы не потерять к ней интерес, приходится искать аналогии по технической стороне, с положительным результатом. Кажется, такую аналогию можно найти в опыте молодого Ленина и его заграничной группы. При освещении деятельности Ленина и его группы в период до 1917-го года коммунистические пропагандисты в последнее время (журнал «Новый мир» № 6 за 1963 г.) уже не скрывают, что создать в России организацию можно было, только имея центр за границей. Вести успешную пропаганду идей социал-демократии можно было только из-за границы, где можно было издавать общероссийскую газету. У нас есть возможность констатировать, что молодым коммунистам удалось из-за границы создать в России организацию и довести идеи социал-демократии до многих людей на родине. Как они затем использовали организацию и увлеченные их идеями слои народа — другой вопрос, а как они этого добивались, освещает печатаемый ниже материал: Из воспоминаний М. М. Литвинова. («Из искры разгорелось пламя» — «Коме, правда» № 155 от 2. 7. 63.) «Искра», «Заря» и другая литература по выходе из печати немедленно доставлялась из Лондона в Цюрих, откуда рассылалась по почте заграничным подписчикам и организациям и тайными путями переправлялась в Россию... В. И. Ленин проявлял исключительный интерес к организации транспорта «Искры»... Ленин никогда не удовлетворялся отчетами о количестве отправленной из-за границы литературы, а требовал регулярных извещений о получении ее на местах. Литература доставлялась в Россию различными путями. Наряду с использованием старых способов, практиковавшихся прежними заграничными революционными организациями, «Искра» стала применять немало новых. Как уже было упомянуто, вся отпечатанная в Лондоне литература доставлялась немедленно тюками в Цюрихскую экспедицию. Оттуда газета, печатавшаяся для этой цели на тончайшей бумаге, в первую очередь отправлялась в Россию по почте в конвертах по адресам, которые присылались организациями и агентами «Искры». То были адреса политически «благонадежных» лиц, свободных от полицейского негласного надзора, радикально настроенных представителей либеральных профессий, научных учреждений, торговых фирм и т. д. Среди адресатов даже были лица, занимавшие высокое положение в бюрократи
Стр.3
10 ствии с многократно испытанной коммунистической традицией. Но между тем партийные распри с «верхов» перенеслись на «низы»: рядовые коммунисты начинают спорить, уже не принимают послушно и безропотно все то, что идет сверху, хотят сами разбираться в самых различных вопросах, не дожидаясь партийной шпаргалки, как неподготовленные школьники. И это тревожит партийное руководство. Сам Лонго, выступая в Турине 7 ноября, по случаю годовщины Октябрьского переворота, постарался восстановить в глазах народа и вопреки очевидности единство партийного руководства. Разногласия в ЦК, по его мнению, это только очередная провокация реакционной печати. В частности, он решительно отклонил предложение о создании фракций, утверждая, что фракции — это «отрицание свободы дискуссии и демократии» (?!) К этому времени появились в печати тезисы к X I съезду КПИ, одобренные пленумом ЦК. В них есть многозначительные утверждения, коГО Католический Собор в Ватикане закончит свою работу только в декабре. Но «Декларация об отношении Церкви к нехристианским вероисповеданиям» принята уже 28 октября. Одно из важнейших решений Собора уже обсуждается христианским и нехристианским миром. Самая мощная из христианских Церквей, Римско-Католическая Церковь, с ее 500. ООО. ООО верующих, четкой централизованной организацией и большими материальными богатствами, выразила свое отношение к нехристианам всех возможных исповеданий, в том числе и к евреям. Римская Церковь ни в какой мере не отказывается от своей претензии на обладание всей полнотой Божественной Истины и ни в какой мере не пересматривает основные источники этой Истины, Священное Писание и Священное Предание в том виде, в каком оно понимается именно Католической Церковью. Отсюда и неизменная верность католиков всему, что объявляется Папой « е * cathedra» или провозглашается Соборами, и неизменная забота о том, чтобы каждое новое высказывание не вошло бы в противоречие с предыдущими. К счастью, широко распространенная когда-то в среде католиков враждебность ко всему некатолическому, а в особенности к мусульманам и евреям, никогда не обосновывалась канонически и эта враждебность не стояла на пути Собора, принявшего ныне декларацию, немыслимую не только в Средние века, но и несколько десятков лет назад. Принятая 28 октября 1965 года «Декларация» — это декларация веротерпимости. Но, вместе с тем, это — декларация, обязательная для всех католиков, связывающая весь католический мир. Она принята очень поздно, но она принята, как только это стало возможно, как только католическое религиозное сознание созрело, чтобы принять такую декларацию. Об опоздании, думается, говорить, поэтому, не приходится. Декларация содержит 5 коротеньких глав. В первой, вводной главе указывается на то, что род человеческий развивается в направлении объединения всех и что в интересах взаимной любви следует обращать внимание прежде всего на то, что объединяет людей между собой, на общее происхождение всех людей и на их последнюю общую цель — Господа Бога, а затем перечисляются вечные и неразрешимые вопросы всякого религиозного сознания: Кто таков человек? В чем цель и смысл нашей жизни? В чем добро и в чем грех? Откуда идет страданье и в чем его смысл? Где путь к настоящему счастью? Что есть смерть и что суд и возмездие после смерти? И, наконец, в чем последняя и невыразимая тайна нашего бытия, тайна, из которой мы исходим и в которую возвращаемся? В главе второй следует описание отношения о Католической Церкви к отдельным нехристианским религиям, причем признается, что восприятие некой тайной силы, проявляющейся в судьбе человека, порой признание этой силы наивысшим Божеством, а порой и Отцом, свойственно всем народам и сообщает их бытию глубокое религиозное значение. Затем речь идет об индуизме, а затем о буддизме; за индуизмом признается глубокое проникновение в Божественную Тайну, а за буддизмом показ всей ущербности нашего бытия и попытка найти путь к спасению. «Ничто из того, что есть истинного и святого в этих религиях, не осуждается Католической Церковью» — говорит «Декларация», рекомендуя всем сынам Церкви «с умом и любовью, путем бесед и сотрудничества с последователями иных вероисповеданий, как и путем свидетельства собственной веры и христианского образа жизни, показать свою готовность признать, сохранить и поддержать те духовные и нравственные, а равно и общественно-культурные ценности, которые можно найти у них». Третья глава занимается Исламом и, честно признавая, что «в течение столетий между христианами и мусульманами было немало обид и вражды», Католическая Церковь «с большим уважением смотрит на магометан, поклоняющихся единому Богу, Живому и Сущему, Милосердному и Всемогущему, Создателю неба и земли, говорившему с человеками», и призывает к взаимопониманию и сотрудничеству с ними. Труднейшей для Собора была, однако, вне сомнения, формулировка четвертой главы, целиком посвященной еврейской вере. Вокруг этой главы собравшиеся в Ватикане отцы Католической Церкви немало поспорили, а миряне ждали их слова с таким напряжением, что даже весь документ еще до его выхода стал нередко обозначаться в просторечии как «декларация о еврействе». Нигде не закрепленное канонически, но даже до последнего времени широко распространенное среди христиан всех вероисповеданий отношение к иудеям, как к убийцам Христа, было здесь основным затруднением. Это мнение, хоть оно и опирается на евангельский рассказ о том, как собранные перед Пилатом евреи кричали «Распни Его!» и «Кровь Его на нас и на детях наших!», только косвенно приводится в «Декларации». Речь идет сначала о том, что христиане «по вере своей сыны Авраамовы», а сам Иисус Христос «по плоти еврей», затем о том, что, хоть, «как свидетельствует Писание, Иерусалим не узнал Христа и большая часть евреев не признала Евангелия, а немало их противилось его распространению, евреи, тем не менее, особо любимы Богом, ради отцов их». «Декларация» указывает затем на общее духовное наследство христиан и евреев и только ПОСЕ В торые еще раз указывают на тревогу в руководстве КПИ: признается уменьшение количества членов и ослабление их активности: «наблюдается падение идейной целеустремленности и ослабление осознания связи между отдельными требованиями и социалистической целью», то есть трудящиеся стремятся к лучшей жизни, но не связывают это с социализмом. Кроме того, признаются затруднения, которые партия встречает в работе с молодежью. К тому же провалились коммунистические планы привлечь в свою орбиту техническую интеллигенцию, мелких предпринимателей и торговцев: «партии не удалось по существу проникнуть во все растущую массу технических работников, и в то же время ослабилась ее способность руководить важными слоями мелких и средних предпринимателей и торговцев». Словом, партия изолирована и не способна влиять на итальянскую политику. Давно пора ей, по меткому выражению Ленина, быть выброшенной на свалку истории. Ян ВЛОХ 26 ноября 1965 г., № 48 (1019) тогда переходит к самому важному, а именно: «хоть еврейские начальники и сторонники их настаивали на предании смерти Христа, не следует все же обвинять в страданиях Его ни всех без различия живших тогда, ни живущих теперь евреев. Нет сомнений, конечно, что Церковь — новый народ Божий, но, тем не менее, нельзя представлять дело так, будто евреи отринуты и прокляты Богом и будто это можно вывести из Священного Писания». Этой фразой сказано все. Ею обрывается многовековая традиция. Ею осуждается антисемитизм, причем, как прямо указано в «Декларации», «не из политических соображений, а из побуждений религиозной любви Евангелия». И короткая заключительная глава пятая о всеобщем братстве людей, исключающем всякую дискриминацию, получает прочное и действительно всеобщее обоснование, хочется сказать: «исключающее даже возможность исключений». Принятую Ватиканским Собором «Декларацию об отношении Церкви к нехристианским религиям» нельзя рассматривать только как декларацию веротерпимости, а еще меньше как долгожданную и отчасти вынужденную политической обстановкой декларацию о евреях. В Ватикане по-прежнему верят в абсолютность, универсальность и спасительность Истины, лежащей в основе именно католической формы христианства. И путь терпимости, на который ныне становится католический мир, должен быть, по замыслу Собора, не путем безразличия и релятивизма, а путем активной и проповеднической любви к инакомыслящим. Задача распространения христианства, причем именно в форме католичества, «Декларацией» отнюдь не снимается. Но в ней предлагается идти лишь христианским путем любви, как единственно правильным и единственно ведущим к цели. Гордая своей истиной, Римская Церковь, знавшая крестовые походы, инквизицию и религиозные войны, ныне нашла в себе мужество перешагнуть через все наносное и, опершись на, верим, всегда лежавшую в ее основе Любовь Христову, словами «Декларации» заявить, что она «осуждает всякую дискриминацию человека, всякий насильственный акт над ним, обоснованный его расой, цветом кожи, сословной принадлежностью или религиозной верой, потому что это противоречит духу Христову.» Нет сомнений, что путь такой терпимости и на самом деле единственно правильный путь, и нет сомнений, что только на этом пути и последует сближение католицизма как с христианами других исповеданий, так и с нехристианами. В Риме признано, наконец, что стены между вероисповеданиями не доходят до неба (образ, найденный, если не ошибаюсь, протестантским богословом фон Гарнаком). Не отказываясь от своей правды, отцы Собора безоговорочно признали и чужую правду. В этом.— главный смысл новой «Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям», для нас, некатоликов, важнейшего из документов еще продолжающегося Ватиканского Собора. Р. Р. IMIIIIIIIIIIIIIMHinilUtj ф СЛУШАЙ НТС ф ЕЖЕДНЕВНЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ В ЕВРОПЕЙСКОЙ РОССИИ по московскому времени: от 12 до 17 и от 18 до 23 часов на коротких волнах в диапазонах 26 и 46,9 метра или 11,55 и 6,40 мгц., а также с 01. 30 и 16. 30 в течение 15 минут на короткой волне в 31,12 метра или 9,64 мгц. В АЗИАТСКОЙ РОССИИ по хабаровскому времени: с 02.10 часов в течение 20 минут на коротких волнах в диапазонах 19,58; 19,60; 25,06; 31,16 и 40 метров (в Москве в это время 19.10, а в Новосибирске 23.10 час), а также с 8. 30 и 23. 30 в течение 15 минут на короткой волне в 31,12 метра или 9, 64 мгц. Уходя от глушения, радиостанция несколько меняет длину волны. Пишите нам по адресу: Postbus 902, Rotterdam, Nederland
Стр.10
26 ноября 1965 г., № 48 (1019) ПОСЕ В Когда произошло невозможное (Письмо из Америки) Иногда, заглядывая украдкой в будущее, доводя до логического конца те или иные тенденции нашего технократического общества, приходила в голову такая еретическая мысль: ну, а что если однажды?.. Но мало ли таких «что если» в голову приходит! На каждое из них, если мыслить трезво, найдется достаточно веских, логических^опровержений: такое невозможно потому, что... и т. д. Предоставим игру воображения публицистам научной фантастики. А сами будем жить спокойно, потому что такого не может быть. Могут быть мелкие ошибки, но не может быть ошибки большой: на это есть сложная кибернетическая техника, с системами защиты, страховки и перестраховки, действующая автоматически, с обратной связью, без вмешательства несовершенного человеческого мозга. И вот, прохладным осенним вечером, 9 ноября 1965 года, невозможное случилось. В 17 часов 15 минут на одной из электрических станций у Ниагары «поссорились», т. е. вышли из синхронизации, несколько генераторов, и началась утечка энергии. Такая, что автоматически вводит в действие защитные реле, которые отключают пораженный участок и обеспечивают передачу энергии в обход. Но... где-то не щелкнуло какое-то реле. Поток энергии на юг, к промышленным центрам атлантического побережья, хлынул обратно на север. Местные электростанции Нью-Йоркского района ощутили острую перегрузку. Диспетчер у распределительного пульта в Нью-Йорке, чуя неладное, пытался связаться с Ниагарой по телефону, чтобы отключить свой район, вручную, от общей сети. Но было уже поздно. Вступили в действие автоматические предохранители, выводя из строя одну электростанцию за другой. В 17 часов 26 минут население семи штатов и одной канадской провинции — тридцать миллионов человек от Нью-Йорка до Бостона и до Буффало и Торонто погрузились во мрак. Так села на мель единая энергетическая сеть северо-востока США, гордое достижение американской электротехники. Только системы, не подключенные прямо к новейшей 350. 000-вольтной линии Нью-Йорк — Ниагара успели во время изолироваться. Лампы в бюро сначала замигали, потом потухли. В окно было видно, как гаснул один район за другим. Остановились лифты. Остановилось метро. Стали поезда. Потухли светофоры. Потухли уличные фонари и рекламы, и большая, светлая луна, •— быть может, впервые за целое столетие, — вступила в свои права, озаряя грани небоскребов странным, неземным светом. Спускались по лестнице, семнадцать этажей, при свете зажигалки. Не завидовали тем, кто повис в темных лифтах между небом и землей. В темных улицах •— толпы темных силуэтов, изредка мигающие угольками папирос. Вспоминая статистику, думаешь: два миллиона вот таких силуэтов сейчас в центре города. Плюс триста-четыреста тысяч застрявших в подземных туннелях метро, в поездах железных дорог. Как хорошо, что задержались на службе, что видим людей и луну! У публики настроение — праздничное. Шутки, веселье, душевная теплота: «Как здорово! Ведь такого не может быть!»... Словно какой-то триумф души над четкой, логической кибернетикой. Некоторые шагают целеустремленно, точно ничего не случилось. Большинство просто толпится или бродит, наслаждаясь неожиданной свободой. Образуются сгустки людей у двух очагов жизни: у ярко-ярко освещенных автобусов — и у радиоприемников, что на батарейках. Радио ничего вразумительного не говорит. Автобусы вскоре осаждаются толпами, выплывающими из черного подземелья метро. Прикидываю, что в течение ближайшего часа один из десяти имеет шанс попасть на автобус. Минут через тридцать начинает действовать телефон, и у телефонных будок выстраиваются очереди •— по 30, 40, 50 человек. Обжигая пальцы, чиркают спичками, стараясь набрать в темноте номер. Магазинщики деликатно выдворяют покупателей впотьмах, закрывают, от греха, ставни.*) Некоторые бойко торгуют в проходах карманными фонариками или свечками. Зато бары уютно освещены плошками и свечами. Кухня, как правило, не действует, но почему же не выпить? Кассы, правда, тоже не действуют, и кельнеры суют доллары прямо в разбухшие карманы. Сначала почти незаметное, автомобильное движение начинает запружать улицы. Светофоров нет, полицейских не хватает, автомобили ползут ощупью и, путаясь на перекрестках, загораживают друг другу путь. Штатские добровольцы вскоре появляются почти на каждом перекрестке и, мастерски подражая жестам и интонациям профессионалов, регулируют движение. Потоки автомобилей, — не по одному, как обычно, а по шесть человек в каждой машине, — устремляются к мостам, но больше стоят, чем едут. *) Впрочем, ограблено в 8-миллионном городе было только 12 магазинов, по позднейшим данным полиции. • КНР остается вне ООН. Генеральная Ассамблея ООН 47 голосами против 47 при 20 воздержавшихся отвергла проект резолюции о приеме в ООН коммунистического Китая и исключения Свободного Китая. • Совет Безопасности ООН принял резолюцию о Родезии, в которой потребовал от Великобритании «задушить в зародыше мятеж расистского меньшинства». • Совет Безопасности призвал всех членов ООН наложить эмбарго на ввоз оружия и нефтепродуктов в Родезию. Португальская нефтяная компания в Мозамбике заявила, что она готова снабжать Родезию нефтепродуктами. ж Родезийским правительством Смита временно исполняющим обязанности губернатора Родезии назначен Клифорд Дюпон, бывший заместитель премьер-министра. Британский губернатор Родезии сэр Хэмфри Гиббс отказывается покинуть свой пост, считая себя единственной законной властью в стране. • Закончилось крупное сражение между регулярными войсками Северного Вьетнама и американскими войсками в районе Ши Понг на границе Камбоджи. Только по предварительным подсчетам коммунисты потеряли в этом сражении 1770 человек убитыми. Потери американцев, согласно утверждению командующего американскими вооруженными силами в Южном Вьетнаме генерала Вестморлэнда, еще ни в одном бою не были такими высокими. • В иностранной прессе распространяются слухи о том, что в течение текущего года Северный Вьетнам трижды предлагал США начать мирные переговоры. Правительственные круги США подтверждают только одно мирное предложение Северного Вьетнама — на неприемлемых условиях. А Состоялась пресс-конференция в Сайгоне, на которой журналистам были представлены пленные солдаты северовьетнамской регулярной армии. Они сообщили, что их полк в полном составе был переброшен в Южный Вьетнам через Камбоджу, где они были снабжены продовольствием. ж В Кении идут бои с повстанцами на пограничных территориях, населенных сомалийцами. • Лидер правящей в Венесуэле «Партии демократического действия» Энрико Лойо похищен и убит коммунистами. • В Рио де Жанейро состоялась вторая конференция Организации Американских Государств. Бразильский президент Кастело Бранко, выступая на конференции, объявил главной ее целью борьбу с коммунистической инфильтрацией. Венесуэла бойкотировала конференцию из-за несогласия с ограничением демократических свобод в Бразилии. В ночь с 13 на 14 ноября с. г. в Канне (Франция), после долгой и тяжелой болезни, в 70-летнем возрасте, скончался верный сын России, член Народно-Трудового Союза, проживавший постоянно в Бельгии, Александр Михайлович ТВЕРБУС-ТВЕРДЫЙ, о чем с прискорбием сообщают и выражают глубокое соболезнование вдове и сыну покойного Организация НТС в Бельгии, Управление Зарубежной Организации НТС. Поправка В «Посеве » № 47 на странице 2 в пятой заметке «За неделю» в строке шестой должно быть: И. Казанец освобожден от своих обязанностей... На Квинском мосту пешеходы завладели двумя полосами движения из шести и бодрой толпой двигаются вперед, обгоняя застрявшие автомобили. Толпа вполне надклассовая — молодые директора и пожилые бабки, чернорабочие и секретарши на высоких каблуках. Бедные секретарши! Им предстоит далеко топать — часа два в среднем, а может быть, и три. Многие смотрят по сторонам, впервые знакомясь со своим городом при лунном свете. Некоторых подбирают грузовики. Светятся только окна больниц, у которых аварийные установки. Лишь к девяти часам вечера опустел центр — когда погасла надежда (ложно внушавшаяся по радио), что ток дадут. Только на вокзалах полустоя, полусидя, полулежа дремлют сонные фигуры на лестницах, платформах и в проходах. Им выхода нет. Пешком не дойдешь. Красный Крест выдает кофе с булочками. Кому удается устроиться в отель, кому к друзьям в городе, кто возвращается ночевать в бюро. Аэродромы закрыты. В окнах домов мерцают теплые свечи, холодный ветер .гуляет по улицам, в морозном небе ярче луна. Отопление не действует (электрический контроль котлов), теплой воды тоже нет, холодильник не действует, телевизор не действует, звонок не звонит, часы стоят. Надо вытаскивать одеяла. Только через тринадцать часов, к семи утра, дали ток. Возмущение послышалось много позже — через день, два, три, и то больше от законодателей и журналистов: а что, мол, подумает Советский Союз? И что все это значит в смысле обороноспособности страны? Президент обещал принять меры, а государственные и частные электрические компании, участницы Северовосточной сети, предупредили, что пока не выяснены причины, никто не гарантирован от повторения случившегося. Н ь ю-Й о р к, США. Б. СЕРГЕЕВ 11 • Гвинейское правительство обвиняет Францию в соучастии в попытке свержения президента Гвинеи Секу Туре. Французское правительство объявило это чистой выдумкой, отозвало из Гвинеи своего посла и предложило гвинейскому послу покинуть Париж. • Получившее вотум недоверия в парламенте правительство Конго (Леопольдвиль) обвиняет Моиза Чомбе в попытке произвести государственный переворот. В соучастии обвиняются иностранцы, в первую очередь бельгийцы. Чомбе скрылся из Леопольдвиля во избежание ареста. Бельгийское правительство отвергло выдвинутые против Бельгии обвинения. А. Подавлена попытка государственного переворота в Доминиканской республике. Несколько десятков крестьян и солдат захватили радиостанцию в небольшом городке в ста километрах от столицы и объявили о создании «революционно-демократического правительства». Сразу после этого путчисты были арестованы. В связи со слухами о готовящемся новом путче, патрули вооруженных сил Организации Американских Государств направлены вглубь страны. • Председатель совета министров Болгарии Живков посетил Каир, где вел переговоры с президентом ОАР Насером, главным образом, по общеполитическим вопросам. • Глава компартии и глава правительства Польши Гомулка и Циранкевич совершили поездку в Югославию, где подробно ознакомились с организацией народного хозяйства и новыми экономическими реформами. • Парламент Судана принял закон, позволяющий запретить компартию. За соответствующее изменение конституции голосовало 142 депутата, против .— 17 (из них 11 коммунистов). • В Софии происходило заседание президиума Всемирного совета мира. Коммунистический Китай бойкотировал заседание. • Министр иностранных дел ФРГ Шредер посетил Лондон, где вел переговоры с премьер-министром Великобритании Вильсоном и министром иностранных дел Стюартом по вопросам атомной политики НАТО. • 15 болгарских моряков бежало с болгарского торгового судна в Стамбуле. Они попросили политического убежища в Турции. 26 октября с. г. в Аргентине после тяжелой и продолжительной болезни скончался профессор доктор психо-фиэиологических наук БОРИС НИКОЛАЕВИЧ КОМПАНЕЙСКИЙ, о чем с глубокой скорбью сообщают жена и родственники покойного. Ответственный издатель В. Горачек. Главный редактор А. Артемов. Заместитель главного редактора Я. Трушнович. Отделы: революционной стратегии и тактики — Л. Рар; внутренней политики — Л. Федоров; внешней политики — А. Николин; идеологический — Л. Сергеева; литературы, искусства, науки — Н. Тарасова. Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, необязательно выражают мнение редакции. Непринятые рукописи не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книги для отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках или иным способом материалы, снабженные "copyright", можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник.
Стр.11
12 ПОСЕ В 26 ноября 1965 г., № 48 (1019) ПОСТУПИЛ В ПРОДАЖУ ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ГРАНИ № 58 СОДЕРЖАНИ Е ПРОЗА И ПОЭЗИЯ РЕНАТА ШВЕЙЦЕР — Дружба с Борисом Пастернаком. Переписка «СИНТАКСИС» №№ 1-3 — подпольный литературный журнал московской и ленинградской молодежи ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА, ПУБЛИЦИСТИКА А. НЕЙМИРОК — «Человек за бортом»...» (о журнале «Синтаксис») НИКОЛАЙ ИРКОЛИН — «Почему ночью темно?» (проблемы космологии) И. КУРГАНОВ — Переселение крестьян в России БИБЛИОГРАФИЯ М. В. Добужинский. Чернышев мост и набережная Фонтанки. ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОТРЫВНОЙ КАЛЕНДАРЬ «ПОСЕВА» НА 1966 ГОД Новые иллюстрации. Святцы на каждый день. Знаменательные даты. Интересное содержание. Праздничные даты напечатаны красным цветом. Цена календаря 7 нем. марок (пересылка — 20 пф.) ВЫПИСЫВАЙТЕ ЧЕРЕЗ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПОСЕВ» ИЛИ ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА НА МЕСТАХ Арк. Слизской. Писатель одной книги. — О. Можайская. — Голова Горгоны. — А. Неймирок. «Прозрачный след». — Сергей Муромцев. Поэзия ожидания. — С. Кирсанов. Анализ социалистической системы сельского хозяйства. УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ НА ЖУРНАЛ «ГРАНИ» Подписка на 4 номера с пересылкой в Германии Подписка на 4 номера с пересылкой в США и Канаде Подписка на 4 номера с пересылкой в остальных странах Цена номера в розничной продаже в США и Канаде Цена номера в розничной продаже в остальных странах Подписку принимает издательство «Посев » POSSEV-Verlag, 623 Frankfurt/M.-Sossenheim, Flurscheideweg 15 или представители в разных странах. Переводить подписную плату можно почтовыми и банковскими переводами и даже личными банковскими чеками. Из Германии: почтовым переводом и постчекконто. Из остальных европейских стран: почтовым переводом. Из США и других заокеанских стран: банковскими чеками. Из стран с низкой валютой: почтовыми купонами. Bankkonto: Nassaulsche Sparkasse 148000530 Postscheckkonto: Frankfort a. M. ПМ1 25.00 н. м. 7.00 ам. дол. 26. 00 н. м. 2. 00 ам. дол. 7.00 н. м. БОЛЬНЫМ СЛАБЫМ НЕРВНЫМ Мы живем уже много лет в обсттшомс крайясго мертвого нитрнжевшм. Неврастеиы, миокфоавс, головные • др. бола, гпадож си, маты, бес* соянмш, верные запоры — вот чем страдает едва ли ас каждый жз вас. В результате расстройство нервной системы влечет • более тайне последствие, а нмевло! осяабяеанс антвааостн ашг" 1Творныж вьхага в аавуввеише фтажцвй всев органов, что а авметса основной арвтчвшой в с в • Научно тетаноалено, что as веста ос яекврство К а I в f I u I d восстанавливает равновесие, нервы в силы в оргавнам, бгдтчв воарояеденным, снова начинает нольэоватьса всеми радостамв моровой ашанн. Профессор Афиисжото уимреш.си д-р Керне авгаагп «Я арвэавю КАЛЕФЛЮИД могушественным Лечебным средством, чрсааычвйно тжретсинювЕНМ в восстававдаааювдам силы а •ерааужэ систему». КАЛЕФЛЮИД награмдеа на аыстаакжж в Параже, Лондоне. Рамс, Брвкссдс и Флоренции 9 колотыми Бровшра на всеж главных Где Uboratolr* Е. "KALEFLUID", 66, Bd. ЕжЫпшпа, Pari* (16-е), Franc* 1 Канаде! Pharmacl« ВгипвНв 5757, Bd. Monk, Montrul • Австралии! Е. Hubczanko, 16, Howards Rd. Bavariay, Adelaide Эадаам на США в другжл стран аавражажатс вам во Фраапаю х мира высылаетса бесплатно. КАЛЕФЛЮИД вродастса в ввтевдж. Вышли из печати и поступили в продажу Рождественские и новогодние цветные открытки Четыре четырехкрасочных рисунка в русском стиле Цена одной открытки 0.30 нем. марки плюс пересылка. При заказе свыше 20 открыток почтовые расходы несет издательство. При заказе свыше 50 открыток •— скидка 10%, свыше 100 открыток — скидка 20% и свыше 200 •— 30%. Выписывайте из издательства «Посев» по адресу: POSSEV-Verlag, 623 Frankfurt/M.-Sossenheim, Flurscheideweg 15 ИЗДАТЕЛЬСТВ О АНГЛИЯ E . A. BaratsebeTsky, 23, Alder Grove, London N. W. г. D. p. BUenko, 48 Leamington Str., Oak Lane, Heaton, Bradford t, Yorkshire. АРГЕНТИНА N. Momot, Casllla de correo 2585, Buenos Aires. Adresse: Possev-Verlag, Ю1 Frankfurt/MalnBosaenhelm, Flurscheideweg 15. Tel. II1165 Telegramm-Adresse: Posseverlag, Frankfurt/M. Postscheckkonto: Frankfurt/M. 334(1 Bankkonto: Nassaulseh* Sparkasse, Frankfurt/M. Nr. 14810*531 Издает еженедельник «П о с е в», журнал литературы, искусства, науки и общественнополитической мысли «Грани , и художественную и оСщестаенно-политичесхую литературу. При издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. Представители издательства АВСТРАЛИЯ .Possev*, Post Office, Carrum, Victoria. Mr. A. Veremeeff, 8 Abingdon St., W.-Oabba. Brisbane, Qld. АВСТРИЯ Wlen, Poitamt Тв, Postfach 4e. БЕЛЬГИЯ E . Drevlniky, в. P. Us, Bruxelles. БРАЗИЛИЯ I . Alexandrow, Av. Lavandlska, 043. IndlanopoUs, Sao Paolo. ВЕНЕСУЭЛА N. Drosdovsky, Apartado oorreo 4885, Caracas-Este. ГОЛЛАНДИЯ A. Kandaorow, Postbus 325, Rotterdam. ДАНИЯ D. Scbewltscb, Herthave] 2. B, KDbenhavn-Chart. ИЗРАИЛЬ M. Kablri, 33, rue Maaleh, Harof lm, Bamath - Gan. ИСПАНИЯ Don Miguel Jurenlnsky-Kolchln, Padllla, 55, Madrid. ИТАЛИЯ A. Konovets, Casella Ров tale 4X1, Roma, Centre. КАНАДА A. Romar, 1420, Bernard ave Montreal, 8 МАРОККО M. Koltovskoy, 6, rue Courteline, Casablanca. НОРВЕГИЯ Fedor Tarakanow, Krusesgt. 5. B, Oslo. СИНГАПУР M. Talrow, 43, Stevens Road, Singapore. США Mr. A. P. Studentzoff, 341 Liberty ave. Brooklyn 11207, N. ¥. Mr. A. Tzvlkevicb, 2314 - 25th. Avenue, San Francisco, 94116, California. Tel. S E 1 - 0339. •The Book House* 77 Plaza, Suite 113-105 Bridgeport, Conn. MM3, U.8-A. Slavonic Bazaar, 77 Plaza, Suite 101, Bridgeport, Conn. КПЗ. USA. ТУРЦИЯ Mme V. Nassonoff, Balo sok. 14. Beyoglu, Istambul. ФРАНЦИЯ Society „Le Semis' B. P. 143, Paris XV. Tel. : BLOmet 82-08. N. Altoff с /о M-me Barge, 8, Place de la Crolx-Rousse, Lyo n (Rhone). A. K. Lavroff, 2, rue de la Moselle, Nllvange (Moselle). ШВЕЙЦАРИЯ Leo Grossen, Postfach, Locarno. Ofuck: Pessav-Verlaa. V. Gorariuli К С Frankfurt мп Main ШВЕЦИЯ Tldskrlften .Possev*, Box 4054. SddertaUe 4. ЯПОНИЯ Их. A. Baknlevsky, 437 - Ival - cho, Hodogaya-ku, Yokohama. Рознична я Elnzelprels — DM 1.И цен а на еженедельник «Посев» установлена: о Германии — 0,90 н. м„ в США и Канаде — 0,30 ам. долл., во всех других странах соответственно эквиваленту немецкой иарки. Условия подписи: На еженедельник «Посев»: в Германии — на 1 год — 41,60 н. м., на полгода — 20,80 в. м... на три месяца — 10,40 н. м. В США и Канаде — при доставке по воздуху — на 1 год 20.20 ам. дол., на полгода 10.11 ам. дол., на три мес. 5 05 ам. дол; или простой почтой — на 1 год 15.00 ам. дол., на полгода 7.50 ам. дол., на три мес. 3.75 ам. дол. Все другие страны: на 1 год — 44,20 н. м., на полгода — 22,10 н. м., на три месяца — 11,05 н. м. На журнал «Грани» на четыре номера: в Германии — 25.00 н.м., в США и Канаде — 7.01 ам. дол., во всех др. странах — 28.00 н. м. Тариф эа объявления в еженедельнике «Посев»: целая страница — 1000 н. м., 3/4 стр. — 725 н. м., 1/2 стр. — 550 н. м., 1/4 стр. — 308 н. м.. 1/8 стр. — 180 н. м.
Стр.12