Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Посев

Посев №17 1960 (80,00 руб.)

0   0
Страниц8
ID138274
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1960 .— №17 .— 8 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138274 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кипят идеологические с х в а т к и : идет очистительный процесс в нашем обществе. <...> Тина и плесень старого мира пытаются пристать к молодежи. <...> В звоне загорских колоколов, в крикли вых обложках заокеанских журналов, в иезуитской проповеди иеоговиста, в нашептывании радиостанций с подозрительным русским выговором — яд дур мана, предназначенного ей — неопытной, чистой молодежи». <...> Таковы грустные заключения, к которым пришел литературный критик А. Елкин <...> Пожалуй, трудно было бы более верно вложить пальцы в раны со временного коммунизма, более кра сочно обрисовать тот безвыходный тупик, в котором он ныне пребы вает. <...> Звон колоколов покрывает злобное шипение атеистических жрецов. <...> . «Заок анские журналы» переда ются из рук в руки (а среди них и революционная литература, как свидетельствует о том же «Красная звезда») читателями, которым дав но опротивела партийная жвачка. <...> Идет очистительный процесс, но только лишь от всего того, что в те чение почти полувека коммунизм тщетно пытался засорить души русских людей. <...> И все перечисляемые Елкиным беды далеко не исчерпывают спис ка «зол», угрожающих, по мнению" партийных ортодоксов, «неопыт ной, чистой молодежи». <...> Миф о «неудержимом порыве», охватывающем молодежь, в обла сти «выполнения и перевыполне ния норм», сбора металлома, стройе i СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ О Л. Гущин <...> В категорию так называе мых «добровольно-принудитель ных» нагрузок входят, в частно сти, пресловутые «субботники» и «воскресники». <...> Взять хотя бы статью «Мне стыдно за них», помещенную в «Комсомольской правде» от 6 мар та 1960 года. <...> Активистка Елена Бухина повествует в ней, как студен ты Всесоюзного научно-исследо вательского геологоразведочного института, Геолого-поисковой кон торы и Западно-Украинской гео физической разведочной конторы, находящихся в Львове, коллектив но отказались от постройки «об щими усилиями» спортивного за ла. <...> Сту денты решили высказаться от ду ши: «Одни выступавшие говорили, что время <...>
Посев_№17_1960.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.6
Стр.7
Стр.8
Посев_№17_1960.pdf
За Россию! За свободу! Не в силе Бог, а в правде! голос российского РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ IIIIIIIIIIIH ВЫХОДИТ З А РУБЕЖО М ЕЖЕНЕДЕЛЬНО 11111 • I • 111 111 Johrgong 16 • Nr. 17 (7281 Ru»»l,ehe Woc h e nze l t u n g • PO S S E V-Di e AllMOCl t • Frankfurt о. M., Merianstra6e 24a Sonntag 24. 4. 1960 О РОССИЙСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ составляют все, кто ставят своей целью революционное свержение коммунистической власти и идут к этой цели путем одиночной борьбы или организуются в кружки, группы, объединения. О НТС — НАРОДНО-ТРУДОВОЙ СОЮЗ (российских солидаристов) обладает революционной идеологией и стратегией, ведет революционную борьбу и тем способствует росту и организованности российского революционного движения. О «ПОСЕВ » отражает и развивает идеи солидаризма, борется за осуществление политических стремлений российского революционного движения и издается при активном содействии НТС. Молодежь проваливает „великие почины" «.. . Огромно человеческое море. Чужие ветры еще влетают в окна нашего дома. Кипят идеологические схватки: идет очистительный процесс в нашем обществе. Есть герои комсомольских строек, люди, поднявшие целину и взметнувшие к звездам ракеты. Но есть прожигатели жизни и дешевые нигилисты. Поклоняющиеся боженьке. Обкрадывающие государство. Тина и плесень старого мира пытаются пристать к молодежи. В звоне загорских колоколов, в крикливых обложках заокеанских журналов, в иезуитской проповеди иеоговиста, в нашептывании радиостанций с подозрительным русским выговором — яд дурмана, предназначенного ей — неопытной, чистой молодежи». Таковы грустные заключения, к которым пришел литературный критик А. Елкин в «Комсомольской правде» от 18 марта 1960 года. Пожалуй, трудно было бы более верно вложить пальцы в раны современного коммунизма, более красочно обрисовать тот безвыходный тупик, в котором он ныне пребывает. Если оставить в стороне ооычные и несуразные по своей глупости сопоставления (например, верующие и жулики), можно согласиться с автором в том, что власти приходится туго, причем на самом важном участке — на молодежном. Ветры псвеяли действительно чужие, чуждые коммунизму. Звон колоколов покрывает злобное шипение атеистических жрецов. («И почему это церкви всегда на возвышенности, а домов культуры не видно?» — вздыхает один автор в «Литература и жизнь» от 21 февраля). «Заок анские журналы» передае ются из рук в руки (а среди них и революционная литература, как свидетельствует о том же «Красная звезда») читателями, которым давно опротивела партийная жвачка. Идет очистительный процесс, но только лишь от всего того, что в течение почти полувека коммунизм тщетно пытался засорить души русских людей. И все перечисляемые Елкиным беды далеко не исчерпывают списка «зол», угрожающих, по мнению" партийных ортодоксов, «неопытной, чистой молодежи». Картину можно было бы с успехом дополнить, основываясь даже на данных советских газет. Миф о «неудержимом порыве», охватывающем молодежь, в области «выполнения и перевыполнения норм», сбора металлома, стройi СЕГОДНЯ ] ' В НОМЕРЕ О Л. Гущин. В чем «доверяют» ) власти... ) \ О Л. Федоров. «Организаторы > идеологии» | | О Н. Тарасова. «Где Авель, О И. Гусев. Боязнь брат твой . . ?» i I свежих ветров j О А. Николин. «Диалектика» дружбы ки «собственными силами» клубов и общежитий и тому подобных проявлений мнимого «превосходства» коммунистического строя над капиталистическим, всегда на целой гамме утонченных принудительных мероприятий, выдаваемых пропагандой за добровольные. Подобны г приемы свойственны вообще диктатуре, и в этом отношении разницы между коммунистическим режимом и любым тоталитарным строем нет никакой. В категорию так называемых «добровольно-принудительных» нагрузок входят, в частности, пресловутые «субботники» и «воскресники». Однако, если раньше молодежи приходилось скрипя сердце играть навязываемую ей роль радостно всему улыбающихся «строителей нового мира», теперь она от такого маскарада решительно отказывается. Свидетельств тому множество. Взять хотя бы статью «Мне стыдно за них», помещенную в «Комсомольской правде» от 6 марта 1960 года. Активистка Елена Бухина повествует в ней, как студенты Всесоюзного научно-исследовательского геологоразведочного института, Геолого-поисковой конторы и Западно-Украинской геофизической разведочной конторы, находящихся в Львове, коллективно отказались от постройки «общими усилиями» спортивного зала. Важен здесь не повод для отказа, важен сам отказ от. . . «ленинского почина». Был назначен очередной воскресник. Однако, «случилось то, чего никто из вас не ожидал. Пришло совсем немного комсомольцев .. . Мы решили выяснить на комсомольском собрании, почему товарищи не пришли на воскресник. И разгорелась целая буря». (Выделено здесь и дальше нами. — Ред.). Как справедливо замечает автор «обычно собрания проходят вяло, неинтересно». Но в этот раз оживление царило необычайное. Студенты решили высказаться от души: «Одни выступавшие говорили, что время воскресников давно прошло. Стыдно, мол, устраивать сейчас воскресники, и пора забыть тот период, когда обращались за помощью мэлодежи» .. . (Вспомним тут, между прочим, слова Хрущева на XIII съезде комсомола: «Партия не раз еще обратится за помощью к нашей славной молодежи». (Пояснение наше. •— Ред.). - Другие заявили, что вот «если бы попросить у дирекции разрешения устроить воскресник в рабочее время, то многие бы пришли, а в воскресный день все хотят отдохнуть и использовать его по своему усмотрению». Третьи вообще возмущались основывался всем, говорили, «что поручения надо дазать только молодежи, а они уже все солидные. И воскресники им не нужны, и пора оставить их в покое». Партийное руководство, застигнутое врасплох неожиданным отпором всего студенческого коллектива, включая комсомольское большинство, сбросило свою маску и прибегло, как всегда в таких случаях, к голому насилию: «Те, кто не был на воскреснике, должны отработать на уборке спортзала по три часа после работы, а 27 февраля все комсомольцы придут на субботник». Ни о какой «добровольности», ни о каком «подъеме» речи естественно больше не было. Над молодежью замахнулись палкой. Однако, на грубое насилие над волей студенты ответили не менее категорическим отказом: «явилось всего ш е сть человек». Конечно, грозит газета, «будут еще собрания, еще разговоры». Власть, вероятно, сумеет проявить силу своего кулака. Но кулаком больше никого не убедишь, и, в частности, молодежь. Львовские студенты, по всей вероятности, знали, что партийное руководство может найти меры принуждения, но это нисколько не повлияло на их решимость. Они забыли страх и провалили «ленинскую идею». От такого коллективного отказа до забастовки — один шаг. Протестующая молодежь встречается все чаще теперь и в рабочей среде, давно, кстати сказать, переставшей быть «опорой власти». Так, в статье «Без поисков нет находок», помещенной в «Комсомольской правде» от 9 апреля, говорится, как некий «молодой комсомольский вожак Борис Курочкин», с курского электроаппаратного завода, прислал в редакцию весьма «разочарованное письмо»: «Часто я задумываюсь, кто чем живет, какие у него взгляды на жизнь. И у меня сложилось грустное впечатление. Мало, очень мало молодежи у нас интересуется чем-либо, кроме работы, да и работа интересует лишь, как средство и возможность зарабатывать. А если администрация вздумает обременять дополнительной, не оплачиваемой работой, вроде покраски оборудования или уборки цеха в предпраздничные дни, то просто все разбегутся по окончании смены или не приходят в назначенный день». Разумеется, столь безрадостное послание не могло остаться без ответа. На электроаппаратный завод был экстренно откомандирован корреспондент газеты, по требованию которого было организовано «импровизированное» сборище парней и девушек в «комбинезонах, забрызганных известью и белилами». Что на таких собраниях может говориться, понимает каждый . . . Но достаточно было непрошенным воспитателям покинуть зал, чтобы, как хорошо сказал писатель Яшин, люди снова стали «чистыми, сердечными, прямыми людьми, а не рычагами». Не слишком ли мы много опекаем молодежь, — восклицает в «откликах» на письмо Курочкина один студент медицинского института. — Иногда мы хотим, чтобы и в кино и театр строем ходили!» А Курочкин заявил, со своей стороны: «Ведь двух одинаковых нет. У каждого что-то свое, ему лишь присущее». Не по этим ли причинам «на харьковском заводе передвижных агрегатов, из шестидесяти комсомольцев первого цеха на воскресник по сбору металлома вышли всего-навсего четыре девушки»? В одном случае шесть, в другом четыре... Не характерны ли эти примеры как разоблачение пропагандной лжи об «энтузиазме счастливого народа», влекомого из социализма в коммунизм?! Еще в октябре 1958 года известный прихвостень Д. Заславский писал в «Крокодиле»: «Есть враг у нашей молодежи, пожалуй, наиболее опасный, это — равнодушие. Встречаются люди, три вершка от школьной скамьи, уже тронутые склерозом старчества. Они уже ко всему привыкли, их ничем не удивишь, ничем не порадуешь, ничем не вдохновишь ... » Если судить по казенным газетам, то такой «склероз» широко свирепствует среди нашей молодежи . . . Молодежь дает свой ответ власти. В ее ответе — преодоление страха. В нем — ее протест против коллективного обезличения коммунистического рабства. В нем — " извечное стремление личности к высшей человеческой ценности — к свободе. .Молодежь тянется к высоким идеалам, она ищет справедливости и правды, которых не нашла в коммунизме. Зная нашу молодежь, мы с уверенностью можем утверждать, что эту правду она найдет, но путь к ней лежит через развалины самого коммунизма.
Стр.1
2 ПОСЕВ № 17 (728) 24 апреля 1960 г. Власть сводит счеты Снова в стране политический процесс. На этот раз в Калинине. Под судом — бывший полицейский и к тому же антикоммунистический партизан Тихон Ужаков. О действиях партизан-антикоммунистов страна почти ничего не знает. Их борьбу с коммунистическим строем и его прихвостнями власть огульно называет «бандитизмом» и «изменой Родине». Безвестным героям, уходившим в леса для ведения борьбы против власти порой в самых безнадежных условиях, население помогало тайком. Без такой помощи партизаны не продержались бы дольше одного дня... А ведь многие держались годами. О Тихоне Ужакове «Комсомольская правда» от 10 апреля пишет: «.. . Еще осенью 1941 года в районе Вязьмы он бросил оружие, сдался немцам и поселился в деревне Дегтяри Вату ринского района, Смоденской области. Когда Советская Армия освободила этот район, Ужаков сколотил банду и ушел в лес. Бандиты ждали фашистов и, чтобы заранее выслужиться перед ними, зверски уничтожали советских людей .. . Когда Батуринский район снова оккупировали фашистские войска, бандиты вышли из лесу и стали полицаями .. . .. . Ужаков бежал вместе с гитлеровцами. Конец войны застал его вблизи Гданьска. Предатель пытался уехать в Данию, но части Советской Армии отрезали ему путь к бегству. Восемнадцать лет бандит маскировался, прятался. Кстати, до сих пор прячутся где-то матерые полицаи, сподвижники гитлеровцев Михайлов Михаил Фролович, Бочков Гавриил Михайлович». Концовка заметки — типична: она с головой выдает профессию автора .. . Чекистской же местью продиктован был и приговор суда: расстрел Тихона Ушакова. Л. Кораблев В чем «поверяют» власти... Любимый конек Хрущева — это нежная гармония, возникшая «в последние годы» между народом и партией. Весь пропагандный арсенал обязан поддерживать и раздувать этот миф. И в своем докладе на X X партсъезде, и в речах в США и в других выступлениях Хрущев заверяет о моральнополитическом единстве власти и народа, об отсутствии у нас, якобы, даже политзаключенных. Народ доверяет, мол, власти безгранично .. . Тем более интересным и являются поэтому факты разоблачения этого мифа, когда они появляются в казенной печати. А они появляются. Не в прямой, конечно, форме, а между строчек. Но от этого убедительность лишь увеличивается . . .. . «В один из январских дней 1958 года в село Кошибеево Спасского района Рязанской области пришла радостная весть, — рассказывает автор небольшой заметки «Отщепенцы» в «Известиях» (№ 21). Местный житель Егор Капралов, пропавший без вести в годы Великой Отечественной войны, вдруг оказался живым и невредимым. Об этом свидетельствовало его письмо из Коми АССР старшему брату Кузьме Капралову, заготовителю Бастановского сельпо: «Сообщаю вам, родные, что я жив и здоров и низко кланяюсь братьям своим Кузьме и Трифону, жене моей Поле и детишкам, всем родным и знакомым. Много лет пробыл я в плену, прошел огонь и воду, а ныне томлюсь в заключении под именем Александра Маринова. До последнего дня держали меня в такой строгости, что не токмо родные, а и ветер не должен был знать о моем существовании. Теперь, слава богу, мне дозволено писать ... » (Выделено здесь и ниже нами. — Л. Г.) .. . .. . Весть, как молния, разнеслась по селу. И ни у кого не вызвало сомнения, что почерк автора письма не имел ничего общего с почерком Егора Какралова. За столько лет не то что почерк, характер мог измениться», — пишет автор статьи. Теперь вооружимся очками и начнем читать между строк. Все село поверило письму. Фраза, что «даже ветер не должен был знать о моем существовании» полностью смахнула все заверения Хрущева, что у нас нет политических преступлений. Простое письмо оказалось авторитетнее всех утверждений главного претендента на пост вождя мирового коммунизма! Ни одна душа в целом селе не высказала сомнений в том, что могут еще быть в заключении бывшие военнопленные после объявленной амнистии. О чем это говорит? О возможности таких случаев, — во первых. Об отсутствии доверия у населения к амнистии и подобным благодеяниям власти, — во-вторых. .. . «В тот же день Кузьма Капралов отправил брату ответное письмо, а несколько дней спустя и посылку. С этого и началось. Между селом Кошибеевым и местом заключения, где отбывал наказание Александр Маринов, завязалась оживленная переписка. Одна за другой туда шли посылки и денежные переводы... Как-то в письме к брату Кузьма Капралов выразил желание приехать к нему повидаться. Но скоро получил ответное письмо со строгим наказом ни в коем случае не делать этого, дабы не ухудшить положение заключенного .. . И только одно он чаще всего писал Кузьме: «Присылай почаще денежки. Может, удастся откупиться». Никто ничего невозможного и в этом не увидел .. . Разве это не типично для «доверия» народа к власти?! Более шестидесяти писем пришло в село Кошибеево от Александра Маринова. И вдруг переписка прервалась. Тщетно ждали родные ответа на свои письма. Тревога снова поселилась в доме Капраловых. — Знать, опять в строгости держат, — решил Кузьма, — потому и не пишет». Напомним, что как раз в это время утверждались «гуманные законы», в которых политические преступления были «переквалифицированы» Это, конечно, удивительно .. . Но куда более удивительным должна была бы показаться самому автору статьи доверчивость многих десятков людей, ставших жертвой — тонко понявших «конъюнктуру» жуликов. Об этом удивлении автор ничего не написал. Тем самым он выразил и свое «доверие» к власти. Л. Гущин Коммунизм в облаках гашиша Очень редким госте м в казенной печати является «отдел происшествий», хотя в любом милицейском участке редкий день обходится без них. Но рапорта милицейских лейтенантов со «сводками происшествий» дальше тайников уголовного розыска и камер следователей не идут. Власть не то ревниво оберегает целомудренность граждан, не то трусливо опасается, что эти сводки дадут материалы для нежелательных сопоставлений о преступности в нашей стране и в свободном мире. И, может случится вдруг, что перевес и здесь будет на стороне «самого справедливого и прогрессивного строя» .. . После этих «злобных и клеветнических измышлений» о «нашем советском строе» перейдем к описанию «редкого гос т я», помещенного в «Труде» (№ 60). Происшествие названо довольно .. . пикантно, если учесть, что мы уже на четвереньках вползаем в коммунизм: «Торговцы дурманом». Вот что рассказывает отдел происшествий : «В Ашхабадском аэропорту приземлился самолет, прибывший из Ташкента. Последним по ступенькам трапа, не торопясь спустились мужчина и женщина. Оглядевшись по сторонам, они направились к зданию аэровокзала, подошли к камере хранения и попросили принять у них два небольших чемодана. Здесь «гостей» задержали, предъявив ордер на обыск. Когда открыли чемоданы, в них оказалось двадцать килограммов опия-сырца (терьяка). Задержанные оказались братом и сестрой Василием Пашининым и Прасковьей Лукашиной. При обыске у Пашинина обнаружили квитанцию на почтовую посылку. В посылке также оказался терьяк .. . Следы поставщиков терьяка привели в уголовные. Именно в эти дни писались елейные статьи о новом пароксизме в «советской законности». Но вот в ноябре пришла телеграмма: «Браток и Поля. Срочно шлите город Луховицы Московской области востребования Вирясову 460 рублей. Еду домой. Егор». — Луховицы не Коми АССР, — рассуждал Кузьма Капралов, — от нас недалеко. Поеду-ка сам за братом». 1 Здесь-то и раскрылся обман. Как рассказывает автор статьи, — Александр Маринов оказался жуликом, вором, который, сидя в тюрьмах, завязывал знакомства с заключенными и выпытывал у них сведения о людях, пропавших без вести, об их родных и друзьях. Затем он отправлял письма, подобные тем, которые он писал Кузьме Капралову. При обыске у него обнаружили 214 писем и 82 фотографии родственников различных людей, пропавших без вести в годы войны. Изобличенный в обмане, жулик был арестован и по приговору суда приговорен к лишению свободы на какой-то срок. По существу, подобный «криминал», немыслим ни в одной демократической и правовой стране. Там просто не могло бы быть такой ситуации. «Удивительно, что оживленная переписка жулика, обилие посылок и денежных переводов, приходивших на его имя, не вызывали и тени сомнения у администрации мест заключения, где проходимец отбывал наказание», — сентенциозно заключает автор газетной заметки. в Киргизию. Любители легкой наживы развернули здесь массовое расхищение опия-сырца в совхозах и колхозах (выделено здесь и ниже нами. Ред.), занимающихся выращиванием мака для нужд фармацевтической промышленности. была организована на широкую ногу. Специальные Доставка наркотиков в Туркмению «курьеры» перевозили терьяк, анашу и кокнар (головки мака) на самолетах. Наркотики упаковывались в пакеты из полиэтилена, маскировались в буханках хлеба, в желудках рыб, в банках с вареньем .. . Органы милиции повели решительную борьбу против спекулянтов привлекая их к уголовной ответственности». Как известно, спрос рождает предложение. Нас не поражает, что «спекуляция» была организована на широкую ногу: кому не хочется заработать при коммунизме — одни продают совесть, другие .. . терьяк. Но нас удивляет «широкий» .. . спрос! Ибо то, что «торговцы» путешествуют в самолетах, говорит о процветании их «коммерции». Мы можем себе представить отравление наркотиками пресыщенных жизнью гнилых отпрысков аристократических «выродков», представителей живущей нервами артистической богемы, поклонников экзистенциализма, но, как понимать «успех» наркотиков в стране, где почти не совершаются преступления (суточные рапорта милицейских работков — не в счет!). Может быть, это буржуазные «пережитки»? Но ведь у нас почти не было буржуазии: как известно, мы вступили в эру социализма из «полуфеодального состояния» .. . «На гнилом Западе» люди принимают наркотики, чтобы уйти от тяжелой действительности, от несоответствия жизни и мечты, для ухода из рабства и скуки будней. А у нас? В «происшествии» детально описаны наркотики, их производители и торговцы. Ничего не сказано только о «потребителях». «Происшествие» осталось недописанным. Помешали, очевидно, «вполне понятные соображения». Л. Воинов УТОПЛЕННЫЕ НАРОДНЫЕ МИЛЛИАРДЫ Дорого обходится нашей стране и народу хозяйничание коммунистической партии и ее руководство. Десятки миллионов жизней уже унесены гражданской войной, террором, голодом в 1921, 1931 и в 1946 годах, коллективизацией, преступной войной с Финляндией и, наконец, войной 1941 - 45 гг., к которой коммунистическая власть, несмотря на все свое бахвальство, оказалась неподготовленной. По самым скромным подсчетам население страны должно было бы быть сейчас на семьдесят миллионов человек больше, чем показала перепись 1959 года. Семьюдесятью миллионами человеческих жизней заплатила страна за коммунистическое хозяйствование. Кроме этого, она заплатила миллиарды рублей за вздорные, ненужные и дорогостоющие стройки, высотные дома, грандиозные памятники вождям, содержание коммунистических партий в других странах и т. д. Миллиарды дней человеческого труда и тонн материалов расхищено и погибло непроизводительно в результате бесхозяйственности, неумения и преступной небрежности коммунистических бюрократов, следовавших пресловутой генеральной линии партии. В настоящее время появились данные еще об одном преступлении коммунистической власти против страны и народа. Во 2-ой книге журнала «Новый мир» напечатана статья некоего Маркина «Слово берет энергетика», в которой он пишет, что постройка грандиозных гидроэлектростанций (хозяйственно менее целесообразных, чем тепловые), кроме миллиардов рублей и сотен неуклонно миллионов тонн различных материалов, стоила стране еще 35 мил. гектаров затопленных разными «морями» плодороднейших земель. «Если, — пишет Маркин, — будет осуществлена вся программа гидроэлектростроительства, то затоплено будет не 35 млн. гектаров, а 50 миллионов». Из 500 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, следовательно, будет затоплена 1/10 часть. Чтобы компенсировать эту потерю (и то не полностью) была поднята алтайская и казахстанская целина. На эту целину были ухлопаны новые миллиарды рублей (25 миллиардов), новые миллионы тонн материалов, направлены туда сотни тысяч машин и отни тысяч людей. В результате целинные земли дают государству в^год 800 милл. пудов зерна, т. е. в четыре раза меньше, чем могли бы дать 35 млн. гектаров затопленных земель. Так руководство коммунистической партии строило социализм, так же оно будет строить и коммунизм. В . К.
Стр.2
6 А Дубинин в это время занят своими мыслями и делами. Сердце его хоть и тревожится за ребят, но еще далеко от той смертельной тревоги, которая должна была бы его охватить. Уложив возле себя топор на койку, Бушуев развалился, закурил, пуская дым к потолку. Что ему? Всё идет как подписанному. Деньги успел он припрятать в подушку к своему спасителю и соседу Лешке — там ребята искать не догадаются. Затем вызвал Лешку в темноту ночи, разъяснил ему, что следует делать, когда он, Бушуев, пожалует за деньгами, и припугнул: «Помни: чуть вякнешь — убью!» Осталось лишь достать паспорт, который оставил себе «начальничек», мастер Саша Дубинин. С топором подмышкой Бушуев отправился в контору, где жил мастер, все пересмотрел, но не нашел. Выходя на крыльцо, столкнулся с Дубининым. Тот сразу мысленно охватил ситуацию: топор, ищет паспорт, дело плохо с ребятами. Ясно, надо кончать с ним: отнять деньги, да и . . . Бушуев ведет Сашу от барака подальше к реке, задушевно признаваясь в своем грехе, обещая достать припрятанные возле реки деньги, отдать их по-хорошему. Дескать, вот решил на родное место вернуться, жениться, а кто без денег возьмет? Да не вышло.. . У ночной черной реки разыгрывается страшная и простая сцена: «топор на взмахе — «Капец тебе! Гони паспорт, не то .. . » Короткая схватка. И в противо¬ положность ребятам в бараке, завороженным силою карт и денег, Саша Дубинин не останавливается в нерешительности, а бросается под самый топор. И не потому, что герой, а потому что «так, в тесноте, топор неопасен». Здоровая реакция незараженного человека. На свою погибель Бушуев, верный уркаганским ассоциациям, напомнил Саше о финке, которая висела у него на поясе и служила самым мирным целям. В короткой схватке, с перебитой топором рукой, Саша трижды всаживает нож в плоскую ребристую грудь вора с тюремной надписью: «Года идут, а счастья нет» . . . Вызов районной милиций. И голос Саши: « — Это с пятого сплавучастка Дубинин говорит .. . Ду-би-нин! Я тут человека убил .. . Да, я .. . Нечего рассказывать, сами узнаете... Лодку к утру выслать? Вышлю...» И хоть он и правильно формулировал свой поступок п.о телефону: «я тут человек а убил», совесть его была чиста. Вероятно прав был Генка: дважды два — четыре. Таких, как Бушуев, если выныривают, по башке надо бить, а не спасать .. . И если бы Саша знал те горестные перемены, которые переживали его ребята, чувствовал бы себя еще более правым. Лешка, молодой и неопытный, оказался на поверку трусом. Лежал, как загнанный заяц, на подушке с деньгами и не мог найти в себе сил крикнуть ребятам: «Вот они, освободите, будь трижды прокляты!» Егор совсем обезумел от проигрыша. Жадно рыскает он по бараку, и за бараком — ищет, судорожно то, что утерял . . . Следователь, врачиха, милиционер провели обследование места преступления и убитого. Принесли его к конторе. Стали допрашивать Дубинина. И вдруг тот понял: считают его убийцей из-за денет! Значит, настоящим убийцей! ПОСЕВ Потрясло это известие и всех сплавщиков. Саша — убийца?! По очереди вызывают ребят на допрос. Ищет следователь деньги. Дрожащий, бледный Лешка молчит. Не знает. Как скажу, сразу решат, что я сообщник . . . Сидит на крыльце Лешка. За спиной милиционер. Перед ним —• убитый Бушуев. Цепочкой проходят мимо ребята, не поднимая головы, с допроса. Думает Саша. Старается понять, что же случилось? Виноват ли он? «Не виноват! Нельзя было поступить иначе! Чиста совесть! И когда глядел в сторону на ныряющие по Большой Голове бревна, на вздыбленный лесистый берег, на низкие покойные облака, верил: не виноват. Но глаза сами опускались к земле: восковая грудь, запрокинутая голова, окровавленные лохмотья рубашки, окостеневшая желтая рука на примятой траве... Да, защищался, шел с ножом против топора, да, если бы не убил, то сам валялся бы возле крыльца .. . Все так, но запрокинутая голова, бурые пятна крови на рубашке, судорожно сведенная кисть руки — нет прощения тому, кто приносит смерть». Нет прощения тому, кто приносит смерт ь — откуда может родиться такая мысль, такая идея? Такой ответ совести? Почему таких, как Бушуев нельзя убивать? Людей, носящих лишь человеческую оболочку, но не имеющих ничего человеческого в себе — ни совести, ни законов? Заражающих душевной проказой всех, к кому такие люди прикасаются? Почему нельзя их уничтожать — ради спокойствия и счастья других, хороших и честных, добрых и чистых? «Кипит Большая Голова, кидает бревна, сумрачные ели и сосны лезут по крутому берегу к небу, а небо низкое, покойное, обещающее короткий дождь. Бушуев никогда не увидит этого. Удар ножа — и мир исчез. Удар ножа... Древняя, как сама жизнь, история — человек на поладил с человеком. И сто, и двести, и много тысяч лет назад такие вот Бушуевы подымали нож и топор на других, заставляли и на них подымать нож. Неужели это проклятие вечно, неужели от него нельзя избавиться? Сутулится на крыльце Александр Дубинин, глядит на лесистые берега, на реку, на небо. .. . На притоптанной, жесткой, как железо, тропинке, нагло разбросал листья подорожник — вот как мы: живем, не тужим! А совсем рядом — бескровная, окостенело сведенная рука .. . » Нельзя человека лишать жизни! Человек человеку брат. И древняя кровь Каина кричит в нем: «наказание мое больше, нежели снести можно!» Но в тот момент, когда Дубинин произнес для себя слова: «нет прощения тому, кто приносит смерть», он из убийцы — Каина превратился в жертву. И эту жертву первыми и тончайшим образом ощутили все будто бы, грубые, примитивные сплавщики — его обезумевшие товарищи — и отрезвляясь высказали в такой форме: «Проиграли в карты человека! И какого человека — Сашку!» Жертва принесена, — жертва принята. И раскрываются души людей. Добровольно возвращаются к Добру: «— Давайте, братцы, думать лучше, как бы выручить побыстрей. — Деньги чортовы! Ежели бы деньги нашлись, сразу бы с него вину сняли. — А может соберем эти деньги, скажем — вот они, нашлись». Последний штрих — мучительное освобождение барахтавшегося в черном мешке страха и угрызений совести юного, впервые лишь окунувшегося в зло мира, Лешки: «И тут раздались сдавленные рыда№ 17 (728) 24 апреля 1960 г. ния. Все подняли головы. Уткнувшись в подушку, плакал Лешка Малинкин. Шумела Большая Голова за стеной. Откровенно, без стеснения, рыдал Лешка». Боязнь свежих ветров По страницам молодежных журналов Журнал «Молодая гвардия» ввел в этом году новшество: каждый год в первом номере журнала будет помещаться подборка стихов — «День поэзии» «Молодой гвардии». Редакция обещает стремиться к тому, чтобы в этих днях поэзии участвовало «много поэтов хороших и разных». Нельзя сказать, чтобы это обещание было выполнено уже в настоящем году. В первом номере журнала представлено 36 поэтов. Есть среди них действительно хорошие, есть похуже, а есть и вовсе слабые. Это, что касается поэтов. Что же касается стихов, то обратимся к Д. Заславскому, который в статье «Идти в ногу с жизнью» («Правда» от 28 февраля), сказал несколько слов об этой подборке. В частности он говорит: «Есть хорошие стихи, есть посредственные. Но эти стихотворения, гладкие по форме, обнаруживающие мастерство, вряд ли могут взволновать читателя». В этой оценке нельзя согласиться с одним, а именно, что стихи обнаруживают мастерство. В подавляющем большинстве они этого как раз не обнаруживают. Как нарочно, даже талантливые поэты представлены на редкость слабыми, бесцветными стихами. Что же касается гладкости формы, то они действительно очень уж гладенькие и по мысли и по содержанию. Настолько гладенькие, что и «зацепиться» в них не за что. Трудно понять, чем руководствовались составители этой подборки. Какой-нибудь определенной направленности в ней не чз'вствуется. Верноподданнических виршей почти нет. Пробормотал лишь один поэт Н.Асеев: «Партии, как сердцу, доверяю, партией, как зреньем дорожу», на этом верноподданнические мотивы и кончаются. Почти нет и «производственной лирики», что с грустью отмечает Заславский. Очень много так называемой чистой лирики; звучат порой и гражданские мотивы, но весьма неубедительно. Нет в подборке и возрастного ограничения. Тут и Н. Асеев, представленный кстати, довольно слабым и не «асеевским» стихотворением, тут и молодые, одаренные поэты А. Поперечный, В. Цыбин, В. «бирсов и другие. Пожалуй, понятным станет принцип составления подборки, если мы обратим внимание на то, какие поэты не удо - стоилис ь попасть в этот «День поэзии». Напрасно мы стали бы искать здесь Л. Мартынова, Б. Слуцкого, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, И. Харабарова, Ю. Панкратова, А. Вознесенского и многих других, чьи произведений никак «гладенькими» не назовешь, которые сами зацепят читателя и уж во всяком случае заставят его взволноваться. Но, видимо, именно этих волнений и хотела избежать редакция, придерживаясь принципа «как бы чего не вышло». Поместишь стихи, скажем, Евтушенко или Вознесенского, а потом и будут прорабатывать не только авторов, но и редакцию, как было это в 1957 году. Тем более, что молодые поэты стали высказывать довольно рискованные мысли, вроде слов А.Вознесенского: «Поиск несовместим ни с рецептами, ни с прогнозами. Новое все, что одарено. Надо работать, экспериментировать. И не надо бояться, когда ищущих «заносит влево». В поэзии, как и в уличном движении, обгон возможен только с левой стороны». (Выделено здесь и дальше в цитатах нами. — И. Г.) Конечно, очень многие поэты солидарны в этом отношении с Вознесенским. Зная это, критик Елкин в «Комсомольской правде» от 16 марта предостерегает молодежь, говоря: «Обгон» результативен лишь тогда, когда обгоняющий едет в машине, опирающейся на прочные идейные оси». А у молодежи «идейные оси», в желательном для власти отношении не очень уж прочны. Говоря о творчестве Е. Евтушенко, Елкин обеспокоен тем, что «у Е. Евтушенко и некоторых других молодых писателей появились нотки оправдания неверного поведения человека в обыденной жизни». А от оправдания не так далеко и до столь ненавистного для партийцев «всепрощения». Ведь по партийным канонам нельзя быть просто добрым, а всякая доброта должна быть идейно обоснована. Критик Я. Эл'ьсберг, например, считает, что «доброта, гуманизм, не опирающийся на идейную последовательность, на активное участие в политической, идейной жизни, в борьбе, отличаются явной ограниченностью»., («Знамя № 10, 1959 г.). А некий, не в меру сознательный секретарь комитета комсомола заявил: «Доброта? А зачем это качество человеку коммунистического общества?» («Литературная газета» от 20 марта, статья Ф. Вигдоровой «Доброта? Зачем она...»). Ведь доброта притупляет бдительность столь необходимую «неопытной чистой молодости», которую пытаются сбить с пути истинного многочисленные идейные враги. Д. Заславский, в упомянутой выше статье, говоря о молодежных журналах, сетует, что в журнале «Смена» «советская молодежь, с ее порывами к новому, с ее мечтами о коммунизме, с ее романтикой • коммунистического труда отсутствует в журнале». Радуясь тому, что со страниц журнала «Юность» повеяло свежим ветром, он все же должен признать, что хотя «коммунизм приблизился к нам, его черты стали еще более зримыми, но мы тщетно ищем отражения их в литературе наших дней». И наконец, «тот огромный подъем, который породил историческое движение бригад коммунистического труда, еще не захватил журналы молодежи, не увлек их».. . Что ж, оттого наверное и повеяло свежим ветром со страниц молодежных журналов, что в них не очень заметны черты приближающегося коммунизма. Но именно свежего ветра, видимо, побаиваются редакции этих журналов. Чем иначе объяснить принцип сопоставления подборки стихов в «Молодой гвардии», чем объяснить отсутствие в молодежных журналах литературной критики? В «Литературной газете» от 9 февраля появилась статья Вадима Соколова «А как же с критикой». Автор статьи, признавая успехи журнала «Молодая гвардия» в области художественной прозы и публицистики, недоумевает, почему «Основным жанром литературно-критических выступлений оказались не статьи и даже не рецензии, а откровенные аннотации под рубрикой «Прочтите — это интересно»? Действительно, отдел литературной критики в «Молодой гвардии» представлен более чем скромно. Но «Молодая гвардия» не исключение. В молодежном журнале «Юность», этот отдел вообще отсутствует. Получается, казалось бы, совершенно нелепая картина — литературная критика отсутствует в самых крупных молодежных журналах, отсутствует как раз там, где она могла бы быть наиболее живой, свежей, страстной. Но именно эта свежесть, эта страстность и пугает «блюстителей дум» и, не имея возможности направить стремления и искания молодежи в нужное им русло, они пытаются поставить на ее пути искусственные преграды». И. Гусев
Стр.6
№ 17 (728) 24 апреля 1960 г. ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОСЕВ ИНОСТРАННЫЙ МИР И МЫ „Диалектика " дружбы Possev-Verlag, Frankfurt/Main, Merianstr. U a Telefon: Sammelnummer — 4 66 41 Telegramm-Adresse: Posseverlag, Frankfurt /М. Postscheckkonto: Frankfurt-M. 33461, Bankkonto: Nassaulsche Sparkasse, Franlcfurt/M. Nr. 11504 Издает еженедельник Лос е в», журнал ли¬ тературы, искусства, науки и общественнополитической мысли «Грани » и художественную и общественно-политическую литературу. При издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. Представители за рубежом: АВСТРАЛИЯ .Possev" , Post Office, Carrum, Victoria. Иг. A. Veremeeff 8 Abingdon St., W-Gabba, Brisbane, Qld. АВСТРИЯ •Русская книга» aBosslscbes Buch" Wlen III , Bechardgasse 14/12 — Osterrelcb Telefon 73 44 43 J АНГЛИЯ БЕЛЬГИЯ LDrevinsky. Poste Centrale. Liege. Bolte Postale 93. БРАЗИЛИ Я G. Konstantlnoff, Calxa Postal 2254, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА N. Drosdovsky, Apartado correo 4665, Caracas-Este ГОЛЛАНДИЯ A. Kandaurow. Postbus 325. Rotterdam. ГРЕЦИЯ Flrma Anna Mazarakls Л Co. Atben. Grlecbenland. Patlsslon 9. Balonlque. Anguelakopoulou-Zakharopoulou. Nea Megalou Alexandrou 41. ДАНИЯ D.Schewltch, HerthaveJ 2. B , KSbenhavn-Charl. ИТАЛИЯ A. Konovets. Casella Postale 429. Roma, Centre. Italia. ИСПАНИЯ Don Miguel Jurenlnsky-Kolcbln, Padllla, 55. Madrid. ИЗРАИЛЬ M.Rablrl. 5. Glveath-Koach str. Klrlath-Shalom. Tel-Aviv. ' V. V. Baratschevsky, 21, Adler Grove, London N. W. 2. «Правда» от 6 января с. г. на пятой странице газеты поместила открытое письмо Всесоюзного общества терапевтов СССР. Это письмо, — протест против того, что американские власти отказали в визе в СССР коммунистическому лидеру Уильяму Фостеру с супругой. Последний собирался приехать в нашу страну для лечения в одной из наших санаторий. «Мы не можем умолчать об этом несправедливом действии американских судебных властей и выражаем наш протест против бесчеловечного отношения к выдающемуся ветерану американского рабочего движения Уильяму 3. Фостеру», говорится, в частности, в письме. В числе подписавших письмо, кстати, находятся профессора В. Виноградов, В. Василенко и М. Вовси. Уважаемые профессора в свое время, как «убийцы в белых халатах» были арестованы по распоряжению Сталина, познакомились с Лубянкой. Вся «советская общественность» требовала их расстрела в то время, как к ним, выражаясь официальным языком, применялись «запрещенные методы следствия». Что там какойто отказ в визе по сравнению с этими на весь мир известными «методами»! Почему же случай с Фостером так взволновал уважаемых профессоров? Но это так, вскользь, между проIsrael. КАНАД А A.Romar. 1420, Bernard str. Outremont Montreal КОРЕЯ International Post Office. Box 1119. Seoul. Korea. МАЛАИЯ M. Talrow, 34, Stevens Road, Singapore. МАРОККО A. Zvlkevitsch, cbes Brunot. 66, rue de Camlran. Post Mer Sultan. Casablanca. НОРВЕГИ Я Fedor Tarakanow, Krusesgt. 5. В Oslo. США 8. Mlro, Poss e v", 340 Liberty ave. Brooklyn 7, N. Y . Phone: Dl 2 -7302. №. A. Tzvlkevlch 2314 - 25th. Avenue San Francisco. 16 California. US A Tel. SE 1 - 0339 A, Selsky, 5527 - 41. Ave Kenosha, Wis. USA. 1242 W/Le moyne Str. Chicago 51 HI. B. M. Burkovsky. 1327 W. Mariano at. West Covlna. Calif. ТУРЦИЯ Mr. Nadir Bek. Aya Andreya Blnasl Mumn ane caddesl No. 109 Galata-Istanbul. Turkel. ФРАНЦИЯ J * Semis", Societfe d'Edltlon. 125, rue du Theatre. Paris 15 e. N.Altolf, 48, Route de Geneve Crepleux la Pape (Aln). A. K. Lavraff, me Moselle 2, Nllvange/Moselle. ЧИЛИ Sr. Iko Temml. GQemes 68. Santiago. ШВЕЙЦАРИЯ Uo Grosseu. Postfach, Locarno. ШВЕЦИЯ Tldskrlften „Possev", Nygatan 27 - В . - 1 sadertilje. Postglronr. 47 - 52 - 86. ЯПОНИЯ Mr. A. Bakulevsky, 437 - Iva l Hodagaya-ku, Yokohama. cho. Elnzelprels — DM 9.71 Репа еженедельника «Посев » в розничной продаже: Германия — 0.70 нм.; Англия — 1 шилл. 2 пенса; Бельгия — 8,50 франков; Греция- 4 драхмы; Италия — 100 лир; Швеция — 1В кроны; Франция — 0.60франков; США — S центов; Аргентина — 3 пезо; Бразилия — (крузейро; Венесуэла — 0,70 боливар; Австралия — 1 шилл. 2 пенса; Иран — 6 риалов; Лини — 40 ливанских пиастров. И во всех остальных странах соответственный эквивалент 71 ней. пфен. (2 почт, международных купона). Ныяе действует для объявлений в Германии тариф №2: страница — 1 ООО нм.; 1/2 — 500 нм : чим .. . Нас сейчас интересует сам факт помещения «Правдой» такого письма-про¬ теста против «бесчеловечного» отношения к Фостеру американских властей. В конце концов в США достаточно больниц и санаториев, а у руководства КПСС достаточно денег, чтобы оплатить лечение нужных ему людей. Но задача письма-протеста чисто практическая: оно должно показать читателю «Правды», до чего все-таки бесчеловечны американские власти! «Правда» от 7 января с. г. Заметка Б. Стрельникова, нью-йоркского корреспондента газеты. Что узнает из нее читатель? «Сейчас, по официальным данным, в стране около 4 миллионов безработных. По прогнозам министерства труда в США будет 4,5 миллиона безработных», — пишет Стрельников, умалчивая о том, что, во-первых, пособие по безработице рабочего в США равно, примерно, первоначальной зарплате инженера в СССР; что, во-вторых, в число безработных включены люди, не занятые определенный промежуток времени по своему собственному желанию, что, в третьих, общий процент безработных низок (свыше 95°/о американских трудящихся обеспечены работой). Но, по корреспонденции Стрельникова, получается, что в Америке безработица и голод, что полиция, то и дело разгоняет забастовщиков(в городе Альберт Ли в штате Миннесота были столкновения между бастующими и работающими) и что американцы в страхе за будущее своих порядков. «Наша печать пишет объективно, правдиво», наставительно заметил Хрущев иностранным журналистам во время своей поездки по Франции (в поезде на перегоне Лилль-Руан 31 марта с. г.). Жаль, что в качестве доказательства «объективности» советской печати Хрущев не сослался хотя бы на эту заметку Стрельникова: как никак и сам «посланец мира» ездил по США и даже раз как-то признался там, что «У вас рабы капитализма живут неплохо». Та же «Правда» от 27 февраля под заголовком «Эйзенхауэр в Латинской Америке» сообщает читателю о визите Эйзенхауэра в Аргентину в той форме, что приезд президента США вызвал «критические выступления трех некоммунистических групп». При этом со смаком повествуется подробно: «Молодежная группа опозиционной Щ - 260 нм.; 1/9 — 140 им.; 1 16 стр. — 91 им. Условия подписки на еженедельник «Посев » : и журнал «Грани » в Германии: •Посев»: на 3 месяца — 7.80, на полгода — { 15.60, на год — 31.20. •Грани»: отдельный экземпляр — 6.00, годе— j лая подписка — 20.00. Цены указаны в немецких марках. прогрессивной демократической партии распространила листовки, в которых говорится «Айк, убирайся!» .. . Аргентинская социалистическая партия, отколовшаяся от старой социалистической группы, опубликовала заявление о том, что Аргентина не приветствует Эйзенхауэра... .. . Университетская федерация стуПИСЬМА ЧИТАТЕЛИ В БЕРЛИНЕ И ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ ШШ ЦРР Н В РЕДАКЦИЮ 11 И Н Berlin-Wilmersdorf 1, Postfach 24 ПОСЫЛАЙТЕ и Е I I ПО АДРЕСУ: дентов заявила, что внешняя политика Эйзенхауэра полностью противоречит интересам латиноамериканских народов ... » Ничего другого, кроме «критических выступлений» отражено в «Правде» не было. Дело не в том, что из упомянутых трех «некоммунистических» групп первая и вторая прокоммунистические, а третья просто коммунистическая, и не в том, что все они вместе взятые малочисленны и не представляют собой широкий аргентинской общественности. Но переговоры, которые Эйзенхауэр вел в Буэнос-Айресе и теплый прием, оказанный ему населением замолчаны начисто. Получается, что Эйзенхауэр был в Аргентине нежеланным гостем. Это противоречит действительности. Но нечто, противоречащее действительности, по коммунисти•ческой логике и есть «объективная информация». Уругвай встречал Эйзенхауэра не то что тепло, а просто восторженно. Этого не могла замолчать и советская печать. Но как она вышла из неприятного положения? Во время встречи Эйзенхауэра в Монтевидео группа студентов-коммунистов устроила ему враждебную демонстрацию. И вот, сообщение о пребывании Эйзенхауэра в «Известиях» (от 4 марта) подается в таком виде: «Несмотря на сердечный прием, оказанный ему большинством народа, студенты...» Эта фраза занимает без малого две печатных строчки. А далее следует 24 строчки описания того, как же именно демонстрировали студенты. «Объективность» заметки говорит сама за себя .. . В «Правде» от 4 марта под заголовком «По рецептам холодной войны» сообщается «о намерении западных держав возобновить полеты своих самолетов по воздушным коридорам, ведущим к Западному Берлину, на недозволенной высоте». Что значит «недозволенная» высота? Нет никакого международного соглашения, определяющего высоты полетов по воздушным коридорам в Западный Берлин. Тем не менее «объективная» заметка убеждает читателей в том, что «подготавливаемые планы полетов самолетов над территорией ГДР на недозволенной высоте нельзя расценить иначе, как опасную провокацию». Из «Правды» от 12 марта можно узнать, что эти «провокации» правительственные круги США распространяют и на Кубу: «Все здравомыслящие люди, в мире, — цитирует советская газета патетические слова кубинского министра иностранных дел, — знают, что подлинными безответственными провокаторами являются те люди, которые, занимая высокие посты в американском правительстве, использовали и используют свою власть, чтобы заставить революцию сойти с блестящего пути, который она проложила для народа» .. . (Заметка дана под кричащим заголовком: «Куба не испугается и отступит!»). Из другой заметки в том же номере «Правды» мы узнаем, что «все громче звучат в США призывы развернуть против Кубы широкую подрывную кампанию». А на последней своей странице та же «Правда» под заголовком «Миллионы мужчин и женщин обречены жить в нищете всю свою жизнь» цитирует заявление председателя исполкома Американской Федерации Труда Д. Мини о том, что «20 миллионов американских рабочих находятся в состоянии постоянной бедности или хуже, чем бедности». Газета, приводя это сообщение, умалчивает о том, что на американские мерки беден тот, кто не может себе купить автомобиль новой модели и «хуже, чем беден» тот, у кого вообще нет автомобиля, хотя имеется, скажем, квартира с ванной и радио-аппарат. У читателя должно, однако, создаться впечатление о нищете 20-и миллионов американцев на наши «социалистические» мерки, а это — нечто совсем другое! «Коренное свойство» казенной печати КПСС — ее «правдолюбие» — раскрывается, таким образом, во всей своей полноте. Раскрывается оно и на 3-ей странице «Правды» от 21 марта, где «мирное сосуществование» представлено весьма богато. Под заголовком «Новые происки поборников холодной войны» газета ополчается на американского сенатора Голдуотера. Преступления сенатора очевидны. Во-первых, он ставит основной целью сохранение свободы: «Мы не можем поставить своей главной целью избежать войны — цитирует газета одно из выступлений Голдуотера. — Если мы сделаем это, если мы скажем себе, что задача — избежать войны имеет большее значение, чем сохранение свободы, мы встанем на путь, который в конечном счете приведет к капитуляции». Вовторых, Голдуотер, «выступая против каких бы то ни было переговоров с Советским Союзом, утверждает при этом, что последний, якобы, никогда не соблюдал международных соглашений». В-третьих, «он договорился до того, что призвал Соединенные Штаты пересмотреть вопрос о своих дипломатических отношениях с коммунистическими режимами». Итак, когда Хрущев говорит, что СССР войны не боится, и что война приведет к повсеместному торжеству коммунизма, то это — мирное сосуществование двух систем. А когда американский сенатор утверждает, что важнее всего сохранить свободу, а не купить мир ценой капитуляции и последующего рабства, — то это проповедь холодной войны. Мы привели выдержки лишь из двух советских газет и за короткий промежуток времени. Мы ограничились при этом лишь «объективной информацией» этих двух газет о США, оставив в стороне другие государства свободного мира. Но и того, что приведено, полагаем, достаточно для кое-каких выводов. И «холодная война» и «мирное сосуществование» — условные термины, изобретенные коммунистической пропагандой и применяемые по мере надобности. Раз «холодная война», то, значит, ведут ее «капиталисты». Раз «мирное сосуществование», значит — за него выступает и борется КПСС вкупе с «прогрессивной общественностью всего мира». Но если этим условным терминам вернуть их первоначальный смысл, то кто именно ведет настоящую «холодную войну», ясно хотя бы из приведенных выдержек. Приходится ли этому удивляться?! Удивляться можно другому. Тому, что где-то, кто-то, в том числе и в США, еще строят себе иллюзии насчет «духа Кэмп Дэвида», насчет того, что «русский лидер Хрущев» всерьез заинтересован в разрядке международного напряжения и что личные встречи с упомянутым мистером Хрущевым, сопровождаемые поисками «разумных компромиссов» укрепят престиж демократических правительств и будут содействовать делу сохранения свободы там, где она еще существует. А. Николин 7
Стр.7
8 Здесь комму ни Письмо из Первое, что бросается в глаза вновь прибывшему эмигранту, только что сошедшему с трапа самолета или корабля, — это глубокая ненависть к коммунизму, охватывающему подавляющее большинство населения этой маленькой двухмиллионной страны. На каком бы языке прибывающие ни объяснялись, их здесь понимают сразу: без всяких переводчиков. Вот почему, когда я впервые коснулся этой святой для евреев и христиан земли, в которой у меня не было никаких родственников, не зная языка государства (в СССР за изучение иврита сажают в концлагерь на долгие годы), и стал спрашивать окружающих по-русски, то сразу же вокруг меня образовался круг, и мне пришлось сразу же начать дискуссию на различные темы. Перед мной оказался старый рабочий металлургического комбината под г, Хайфа. Там работают около 1000 рабочих. Они варят сталь — да, израильскую сталь, которая по качеству стоит выше многих советских марок. Этот добродушный усатый мастерсталевар курит свою трубку и спокойно поглядывая на меня, говорит: — Ты не бойся, говори свободно, это — не СССР, где я отсидел 10 лет только за то, что рассказал народный анекдот о кремлевских хозяевах. Он говорит чисто по-русски. .. . «Мы чувствуем себя хозяевами своей собственной судьбы, восстанавливаем еврейское государство. А что получилось с их экспериментами в Биробиджане и в Крыму? Собрали туда несколько десятков тысяч евреев, чтобы их потом в 1937 году уничтожить в подвалах НКВД» . . . Тут один молодой вихрастый парень в военной форме, — как потом я понял, это был летчик-истребитель, прибывший для встречи своих друзей, приехавших из Франции, — тоже вмешался в разговор, спрашивая как много в России летчиков-евреев? зм не пройдет Израиля — Ни одного, — ответил я. — Боятся, чтобы не удрали вместе с самолетами сюда в Израиль. — Вот я имею в СССР, — обратился ко мне один моряк, — несколько родственников в Москве и в Одессе, но они боятся писать нам письма, они еще несколько лет тому назад дали знать, чтобы им отсюда не писать, — иначе крышка, выгонят с работы и пошлют на север. Уж лучше лишиться родственников, чем куска хлеба. И относительно «свободы» они тоже объяснили .. . — А как коммунисты местные имеют какую-нибудь почву здесь? — спросил я. На это мне несколько человек в один голос заявили: — Единственно, что они умеют, это пугать Бен-Гуриона в своей газетке, которую читают по всему Израилю 200 - 300 человек, хотя и это — местные арабы, агитируемые, чтобы они уничтожили «кровавый капиталистический режим Бен-Гуриона». А этот «кровавый режим» к ним относится настолько безразлично, что даже на один день в тюрьму не направит за такие призывы к свержению режима, — за что в Советском Союзе получают расстрел или каторгу. Когда здесь спрашиваешь, как это возможно, что коммунисты имеют такую свободу, то на это отвечают: «пусть лают эти наемные собаки, их никто не слушает». Их популярность среди народа народа настолько пала, что в парламенте коммунисты имеют всего три представителя на 120 депутатов. - — Коммунизм здесь не пойдет, — сказал мне один друг — инженер строительства атомной электростанции, — здесь его люди уже познали, когда замерзали там в сибирских леспромхозах и воркутских шахтерских бараках. Коммунизм, который стал символом концлагерей, пыток, каторги — чужд свободолюбивому государству Израиль. С. Я. Эпельбаум ПОСЕВ А Государственный департамент США обвинил коммунистический Китай во вмешательстве во внутренние дела Японии, «государства, которое способно па Дальнем Востоке противостоять агрессии» КНР. А Президент Эйзенхауэр после своего посещения СССР, совершит государственный визит в Японию и Южную Корею. А В результате перевыборов президента, в Южной Корее начались демонстрации и беспорядки. А Президент Италии Гронки поручил образовать правительство Фанфани. Фанфани христианский демократ и принадлежит к «Коалиции левого центра» этой партии. Кризис итальянского правительства длится уже почти два месяца. А 20 апреля Чжо энь-Лай прибыл в Дели вместе с 27 сопровождающими его лицами, для переговоров с индийским правительством о китайско-индийской границе. Перед прибытием Чжоу Эньлая, в Дели проходили демонстрации протеста против КНР. Переговоры начались в напряженной обстановке. А Совет министров стран Бенелюкса постановил отменить контроль паспортов на границах для всех граждан Бенелюкса. А Фидель Кастро по приглашению Нассера посетит в июне ОАР, после чего поедет в Белград. А Вице-президент Филиппин посетил канцлера Аденауэра, с которым вел переговоры о содействии развития экономики Филиппин со стороны ГФР. А Подпольная организация бывших сторонников Кастро издала прокламацию, в которой призывает народ к восстанию для защиты демократии и отпора «интернациональному коммунизму». Новый тип 13 апреля с мыса Канаверал запущен американский спутник типа «Транзит». Спутник, благополучно вышедший на свою орбиту, весит 120 кг., снабжен двумя радио-передатчиками, работающими на солнечной энергии. Он будет кружить вокруг Земли на расстоянии 800 километров, между 50 градусами северной и 50 градусами южной широты, пролетая • В Восточной Германии закончилась насильственная коллективизация. С 14 по 19 апреля из Восточной зоны в Западный Берлин бежало 5.000 человек, в основном крестьяне и кустариремесленники. • В ТФР началось следствие по делу 12 западногерманских судей, участвовавших во время нацистского режима в Особых судах. • Закончившаяся конференция министров иностранных дел западных держав в Вашингтоне пришла к соглашению по трем пунктам, касающихся проведения конференции «Четырех»: 1. Параллельно с конференцией на высшем уровне одновременно должны проводиться переговоры на уровне министров иностранных дел; 2. по возможности не тратить время на разговоры о совершенно очевидных вещах и на официальные процедуры; 3. конференция должна носить скорее характер обмена мнениями и, в случае успешного разрешения какого-либо из вопросов, передавать его для дальнейшей разработки министрам иностранных дел. По вопросу о берлинской и германской проблемам достигнуто также полное согласие. А Продолжаются беспорядки и аресты цветных в ЮАС. Запрещенная партия Африканского национального конгресса распространяет листовки, призывающие цветное население к забастовке. По официальным данным правительства до 9 апреля был оубито 86 африканцев. • Нижняя палата английского парламента одобрила в первом чтении проект закона о полном запрещении рассовой дискриминации. Второе чтение проекта состоится 29 апреля. А 3 мая в Лондоне откроется конференция премьер-министров Британского содружества народов. А В Дели закончилась конференция 22 азиатско-африканских стран. Конференция резко осудила действия коммунистов во всем мире, в частности в Тибете. Председатель конференции, лидер индийской социалистической партии в своей речи сказал, что Хрущев разъезжает по всему миру и старается убедить всех, что развитие «истории на стороне коммунизма», однако, и добавил коммунизм не есть «последняя фаза развития человеческой цивилизации, а временное «заблуждение человеческого духа». А В Конакри (Гвинея) окончилась вторая конференция солидарности 50 африканско-азиатских стран. Конференция осудила расовую политику ЮАС, политику Франции в Алжире и потребовала признания всеми африканско-азиатскими странами алжирского повстанческого правительства. А В результате посещения Сукарно Болгарии было опубликовано совместное коммюнике, в котором выражается надежда, что конференция на высшем уровне выработает «практические меры по смягчению международной напряженности». А, Алжирское повстанческое правительство выпустило коммюнике, в котором призывает иностранцев поступать в повстанческую армию. будет отдаваться специалистам-техникам. Издатели: В. Горачек. Е.Романов. Главный редактор А. Гветланин. Ответственный секретарь Л.Федоров. Отделы: революционной стратегии и тактики - д . Светов; внутренней политики - Л. Федоров; внешней политики — А. Николин; идеологический — Л. Сергеева; литературы, искусства, науки — Н. Тарасова. Литературный секретарь редакции — Н .Трубицына. Постоянное редакционное совещание: А. Артемов. М. Валмашев, Е. Гаранин, В. Гуменюк, И. Гусев, Л. Зальцберг, К. Кипиани, С. Кирсанов, В. Кунгурцев, Л. Рар, Р. Редлих. С. Сенеиоа, Ю. Трегубое. Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, не обязательно выражают мнение редакции. Непринятые рукописи, как правило, не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книги для отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки. использовать в выдержках или иным способом материалы, снавженные "Copyright., можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Drurk: Possev-Verlag, VT Goracbek К. G. Frankfurt am Main № 17 (728) 24 апреля 1960 г. А Премьер-министр Камбоджи принц Нородом Сианукп подал в отставку. А Председатель американской комиссии по атомной энергии Джон Маккоуп был принят в Париже де Голлем. Осведомленные круги считают, что содержанием разговора между де Голлем и Маккоуном, была заинтересованность Франции в получении научной информации из США. А Женевская конференция по прекращению атомного вооружения пришла к соглашению о вызове экспертов, по контролю за малыми подземными взрывами. Предполагается, что эксперты соберутся 11 мая в Женеве. А Президент Секу Туре принял приглашение коммунистического правительства Китая посетить страну. А Президент де Голль находился с государственным визитом в Канаде, после которого де Голль отправился в США. А С 9 по 18 апреля состоялся конгресс социал-демократической партии Финляндии. А Английские ученые разработали конструкцию новых радарных установок, которые будут в состоянии контролировать появление подводных лодок на расстоянии 1.600 километров. А Король Иордании Гуссейн прибыл с визитом в Анкару. А В Белграде начал свою работу 5 конгресс Социалистического союза трудящегося народа Югославии. Представители стран социалистического блока не присутствуют, зато присутствует большое количество делегатов от стран Африки и Азии. В своей речи при открытии конгресса, Тито уделил много места возможностям мирного сосуществования. спутника таким образом и над территорией Советского Союза. Новый спутник предназначен для испытания и развития новой системы навигации. Эксперты считают, что пароходы, подводные лодки и самолеты в будущем, когда будет запущена целая серия таких спутников, смогут определять свои координаты с точностью до 160 метров. Письмо в редакцию Еще раз всем, всем за их любовь к с сочувствием, за поддержку нас в наАлеше, за их молитвы о нем, за письма шем горе — спасибо. Т. Поремская О. Поремская В. Поремский 20 марта, на 67 году жизни, в Амстердаме (Голландия) скоропостижно скончался верный сын России — Евгений Иванович ДОРОГАНЕВСКИЙ. Друзья и знакомые покойного. БОЛЬНЫМ СЛАБЫМ НЕРВНЫМ Мм живем уже много лет в обстановке крайнего нервного напряжения. Неврастения, малокровие, головные и др. боли, упадок сил, апатия, бессонница, нервные запоры — вот чем страдает едва ли не каждый иэ нас. В результате расстройство нервной системы влечет и более тяжкие последствия, а именно: ослабление активности жизнетворных желез и нарушение функций всех органов, что и является основной причиной в г г х болезней , преждевременно й старост и и част о ранне й смерти . Научно установлено, что известное лекарство К a I е f I u I Л восстанавливает равновесие, нервы и силы и организм, будучи возрожденным , снова начинает пользоваться всеми радостями здоровой жизни. Профессор Афинского Университета Д-р Керис пишет: -Я признаю КАЛЕФЛЮИД могущественным лечебным средством, чрезвычайно укрепляющим и восстанавливающим силы и нервную систему». КАЛЕФЛЮИД награжден на выставке в Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе • Флоренции 5 золотыми медалями. Брошюра на всех главных языках мира высылается бесплатно. КАЛЕФЛЮИД продается в аптеках. Где нет, пишите немедленно: Laboratolre Е. "KALEFLUID" , 66, Вd. Exelmans Paris (16-е) Предпочтение В Германии: Goloschtschapoff, Holzhauserstx. St. „Kathar1nenstlft", SUL Z а N. (14а) В Австралии: Mr. P. V. Miller, 3S Balmoral St., Blacktown N. S. W.
Стр.8