Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Посев

Посев №1 1960 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID138259
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1960 .— №1 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/138259 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Слева: верующие со всех концов страны перед входом в часовню на целительном источнике на терри тории Троицко-Сергиевской лавры. <...> В середине: богомольцы в Троицко-Сергиев ской лавре прикладываются к иконе ов. <...> Отшельники спа сались в пустынях, отцы и учители церкви писали свои трактаты. <...> Псевдорелигиозный миф комму низма сошел с типографских стра ниц «Манифеста» и стал облекать ся в историческую плоть в холод ные октябрьские дни 1917 года. <...> В течении всего этого историче ского калейдоскопа человечество отмечало рождение Христа. <...> В потоке меркантильного желания нажить ся на празднике очень трудно уло вить связь с самой сущностью от мечаемого. <...> К нему готовились задолго, изощрялись в разнообразии постных блюд; дети с умилением читали про «Мальчи ка у Христа на елке», а чиновники ездили с визитами. <...> Ведь рождение Христа бы сегодня никто не заметит Светлого ло событием не только для всего Праздника. <...> Сегодня может ных предпосылок для возникнове быть все разойдутся — кто на ра ния религиозных предрассудков, боту, кто в школу. <...> . . В горкомах, исполкомах, ся сам человек, его сокровенное, месткомах будут вестись нудные предельно личностное и интимное «плановые» разговоры. <...> Понадобились страшные годы революции и не ме нее страшные годы «строительства социализма», чтобы в нашем обще стве произошло размежевание, ко торое ежедневно и ежечастно про исходит в Церкви. <...> Православная церковь вынуждена была у нас декларировать то, что офи циально называется «лояльностью по отношению к правительству и сущест вующему общественному строю». <...> Т а к , в партийной печати почти к а ж д ы й день выставляется тот или иной атеистиче ский тезис. <...> . . Характерными были и указания Х р у щева на недовольство народа перебоя ми в снабжении продуктами питания и товарами широкого потребления. <...> В «П о с е в е» говорилось, что при чиной забастовки на металлургическом заводе Тамир-Тау «явилось плохое снабжение предметами потребления». <...> Теперь Хрущев <...>
Посев_№1_1960.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.9
Стр.10
Стр.11
Стр.12
Посев_№1_1960.pdf
За Россию! За свободу! Не в силе Бог, а в правде! Александр Невский ГОД ИЗДАНИ Я XV I № 1 (712) ЧЕТВЕР Г 7 ЯНВАРЯ 1960 ГОЛОС РОССИЙСКОГО РЕВОЛЮЦИОННОГО ДВИЖЕНИЯ IIIIIIIHHII ВЫХОДИТ ЗА РУБЕЖО М ЕЖЕНЕДЕЛЬНО ШШШНШ Johrgang К-Nr. 1 (712) RutfUchvWochanxeUung . POS S EV-Di e AufMa t • Frankfurt a.M., Merlanttrafle 24a Donntritag 7. 1. 1940 О РОССИЙСКОЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ составляют все, кто ставят своей целью революционное свержение коммунистической власти и идут к этой цели путем одиночной борьбы или организуются в кружки, группы, объединения. О НТС — НАРОДНО-ТРУДОВОЙ СОЮЗ (рлсийских солидаристов) обладает революционной идеологией и стратегией, ведет революционную борьбу и тем способствует росту и организованности российского революционного движения. О «ПОСЕВ » отражает и развивает идеи солидаризма, борется за осуществление политических стремлений российского революционного движения и издается при активном содействии НТС. С МЖЖТП 1 ХРИСТИН Л! СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Слева: верующие со всех концов страны перед входом в часовню на целительном источнике на территории Троицко-Сергиевской лавры. В середине: богомольцы в Троицко-Сергиев ской лавре прикладываются к иконе ов. Сергия Радонежского. Справа: по окончании богослужения в одной из московских церквей. (Снимки из журнала «Лайф»). Кто узнал о рождении Хряста, когда ослепительным светом было разрезано тело истории и Спаситель явился в мир? Узнали очень немногие — самые простые и самые умудренные, что может быть одно и то же. Узнали простые иудейские пастухи и пришедшие из дальных стран волховы — астрономы и астрологи, соединяющие науку и мистику. Что происходило в это время в мире? В Риме царствовал божественный Август, родился стоик Сенека, легионы завоевывали нынешнюю Германию и обливались кровью в Тевтобурском лесу. В Китае царствовали императоры Ай-ди и Ван Ман, в Индии писал стихи Ашваг-хоши, а в наших стес строили свои курганы скифы. Много времени и событий утекло с тех пор. Перед именем Христа склонилась Римская империя. «Последний язычник» — Юлиан воскликнул свое знаменитое «Ты победил, Галилеянин!». Еще не высохла кровь мучеников на аренах, как появились замечательные фрески и храмы, стали собираться вселенские соборы. Отшельники спасались в пустынях, отцы и учители церкви писали свои трактаты. На востоке ботовдохновенно протгОве^ давал Иоанн Златоуст, а на Западе отрезал половину своего плаща нищему Мартын Милостивый. Шли века и в Японию прибыл Франциск, ученик «консвидатора Христова» Лойолы. Шли века и немеркнущим светом засиял в Саратовской пустыне любимец Богоматери — смиренный Серафим. Но века знают и другое. Они помнят распри и ереси, расколы и религиозные войны. В них слышится зловещее шипение костров святейшей инквизиции и того костра, на который упитанные прелаты послали вторую после Богородицы королеву Франции — Иоанну. В них не изгладилась память о растлении папского двора и еврейских погромах. Все это казалось смешным или отвратительным гениальному скептику Вольтеру. Французские санкюлоты восстали против земного короля и небесного царя и на площади Согласия заработала гильотина— это новое изобретение «про^ грессивного человечества». Немецкие материалисты решили, что «человек есть то, что он есть», Фейербах заявил, что Бог — это «антропоморфная конституция», Маркс твердил, что «религия — это опиум для народа», а безумный Ницше бредил идеей человекобожества. Псевдорелигиозный миф коммунизма сошел с типографских страниц «Манифеста» и стал облекаться в историческую плоть в холодные октябрьские дни 1917 года. Российские санкюлоты оказались энергичней своих французских предтеч и первые же месяцы деятельности ВЧК затмили многие годы французского террора. В течении всего этого исторического калейдоскопа человечество отмечало рождение Христа. Праздник этот очень очеловечился, во многом даже опошлился и отошел от своего исторического и сверхисторического прообраза. В потоке меркантильного желания нажиться на празднике очень трудно уловить связь с самой сущностью отмечаемого. В буржуазном благополучии рождественского гуся есть что-то отрицающее само Рождество. Но за всем этим никогда и нигде не исчезало истинное и подлинное, согласно обетованию Пришедшего о том, что созданной им церкви не одолеют врата ада. Но быть может именно у нас в России вопрос «мира» и «Царства, которое не от мира сего», принесенный Рождеством, стал с особой оголенной остротой. К огда-то Рождество было у нас праздником всенародным. К нему готовились задолго, изощрялись в разнообразии постных блюд; дети с умилением читали про «Мальчика у Христа на елке», а чиновники ездили с визитами. Все было добротно, благолепно и как будто бы совсем как надо. Однако, видимо, не все было в порядке. Под при
Стр.1
2 крытием казенной церковности жили непросветленные и нехристианские силы. Понадобились страшные годы революции и не менее страшные годы «строительства социализма», чтобы в нашем обществе произошло размежевание, которое ежедневно и ежечастно происходит в Церкви. На поверхности жизни страны сегодня никто не заметит Светлого Праздника. В Сочельник будут стучать машины государственных типографий. Свежие столбцы газет ни словом ни обмолвятся о величайшем для христианского мира" событии. Наоборот, казенные агитаторы будут твердить набившие оскомину положения о том, что вера, де, ненаучна, что религия служит интересам буржуазии и является признаком отсталости. Они будут сетовать на то, что, дескать, в вашем обществе нет объективных предпосылок для возникновения религиозных предрассудков, но последние живучи и, увы, не до конца еще у нас изжиты. . . В Светлый Праздник жизнь не остановится у нас в торжестве и ликовании, в умиротворенности и самоуглублении. Чекисты будут сидеть в своих кабинетах, вести допросы, согласно новой моде •— с тгритворно-лаековыми улыбками. Их коллеги будут стоять на вышках, шагать с дрессированными собаками .. . В горкомах, исполкомах, месткомах будут вестись нудные «плановые» разговоры. Где-то будут обсуждаться вопросы удоев, производительности труда, автоматизации . . . Может быть особенно оживленно будет сегодня в казенных клубах и на комсомольских собраниях. Власть будет стараться шумом, дискуссиями и резолюциями отвлечь молодежь от того, что происходит где-то очень глубоко. Но этой «фасадной» стороной не будет, конечно, исчерпываться Рождество в нашей стране. Ее поддлинный пульс будет биться в «подполье», в подполье вовсе не обязательно политическом, а, прежде всего, духовном, принимающем, однако, в силу тотальности власти, политическое значение. В подполье не низменном, а горнем и глубинном, сокровенном, но становящемся все более явным. Пусть церквей стало у нас меньше. Зато сегодня они все будут переполнены. Будут в них и «постившиеся» и «не тюстившиеся», будут старушки и молодежь, будут горящие и сомневающиеся. И лишь у очень немногих, слушающих рождественские песнопения, сердце останется холодным. Престарелые епископы и молодые, только что окончившие семинарии священники будут с особой одухотворенностью читать Благую Весть о том, что в мир явился Спаситель, Христос, Сын Бога Живаго .. . У героев войны, инвалидов и нищих, верующих и неверующих, особенно быстро наполнятся шапки.И мало кто вернется из храма домой без той просветленности, когда сердце самое поет «Слава в вышних Богу ...» По-особому будут встречать Рождество в лагерях. Там жизнь обнаженней, чем «на свободе». Там ярче и отчетливее размежевание. СеПОСЕВ годня особо угрюмы будут те, что стали в лагерь власти, и не необычному радостны те, что дерзнули ее отрицать. Те же, что не избрали пути, будут просто серьезны. Открыто или тайно будут отмечать у нас Рождество десятки тысяч семей. Ведь Рождество так тесно связано с семьей и семейственностью. Ведь рождение Христа было событием не только для всего человечества, но для Богоматери и Иосифа, для того очага, у которого они остановились под Вифлеемом в эту ночь. Рождество — это праздник, когда семья особенно ясно чувствует свое единство, но не столько в обращенности друт к другу, сколько в совместной обращенности к главному и последнему — к Богу. Душой этого праздника будет мать или бабушка, ибо это тоже праздник женственности и материнства. Сегодня может быть все разойдутся — кто на работу, кто в школу. Но вчера, в Сочельник все были вместе — с елкой или без елки, постившись «до звезды» или нет, побывав в храме или не решившись на это. И тихий дух Рождества, сознательно или бессознательно, веет над бесчисленным множеством семей в нашей стране. При всей ценности и значимости коллективной обращенности к Богу «последней инстанцией» остается сам человек, его сокровенное, предельно личностное и интимное движение сердца. Сколько русских людей обратят сегодня свое сердце к Богу? Сколько тех, кто обрел и сохранил эту обращенность, сколько тех, кто раз обрел, утерял и вновь нашел, сколько тех, кто только сегодня обнаружил это чудо в собственном сердце? Сколько партийцев и комсомольцев забыло о своих «билетах»? Сколько людей, за серостью будней не видевших света, его вдруг узрят? Сколько покаются, успокоются, образуются, обретут силу? Нам ли это -знать?! Но верится, что таких будет много, все больше и больше... На Рождество, когда все верующие в мире отмеча ют пришествие Спасителя, думается и о других встречах с Богом. Бог стучится в души людей и совесть знает Его пришествие. Ветхозаветная беседа с Богом, собранная в словах «Каин, где брат твой Авель», продолжается и сегодня с каждым из вас. Не только перед смертью, — кто знает ее час? — но при одной мысли о ней, человек трепещет перед возможным стуком, перед подступью того, Кто есть Страх и Радость. Раньше был только страх. Рождество дало нам выбор. Есть и другое Рождество, то, что во свете и славе. Еще Аристотель говорил, что идея дома предстоит первому заложенному кирпичу, что конец предстоит началу. Рождество предполагает уже не личное, предсмертное, а всеобще^ и конечное «к расчету стройся!». Поэтому ученик, которого любил Иисус, который видел Его своими глазами, который возлежал у него на груди, восклицал на Патмосе, думая о Конце: «Ей гряди, Господе Иисусе!» В конце — смысл начала. Память о конце освещает настоящее. Да поможет нам Бог быть достойными конца! Вл. Арсеньев ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА В связи с праздниками, «Посев» в воскресенье 10 января не выйдет. Следующий — двойной — номер выйдет в воскресенье 17 января. Церковь в Советском Союзе, официально считается свободной. Это, разумеется, типичный миф, созданный и культивируемый властью. Тем не менее, церковь живет у нас, живет творчески, растет, развивается и крепнет. Ниже мы попытаемся в самых кратких чертах суммировать то, что довелось слышать от верующих и священнослужителей. Православная церковь вынуждена была у нас декларировать то, что официально называется «лояльностью по отношению к правительству и существующему общественному строю». Это свидетельствует, прежде всего, о лишении церкви ее обличительных прав. Слабость, конечно, свойственна людям. Не все иерархи следовали на наших исторических путях примеру митрополита Филиппа, дерзнувшего обличать Грозного. Да никогда еще церковные власти не отказывались от принципиального права нравственного обличения светских властей. Однако «сосуществование» между нашей патриархией и КПСС основано именно на этом пагубном для церкви признании. Сегодня уже свободно говорят о гонениях на церковь, имевших место у самого утверждения коммунистической власти. Констатация этого факта как бы официально дозволена со времени «развенчания культа личности». Но весьма характерно, что это развенчание было произведено властью, которую навряд ли можно упрекнуть . в нравственной чуткости.У церкви тут до сих пор нет инициативы. Тихоновская анафема многим еще кажется недосягаемой степенью мужества. Еще хуже — примирение, готовность быть благородным за поблажки, на основе утверждения принципов, от которых нельзя отказаться. Однако, как говорится, не судите, да судимы не будете. Другой аспект «лояльности» — это активная поддержка некоторых «политических мероприятий» власти. Сюда можно, в частности, отвести так называемую «борьбу за мир», политику, направленную против Ватикана. Весьма также характерно, что наше духовенство не имеет официального права (неофициально это делается, например, в исправительно-трудовых лагерях,) напутствовать к смертной казни. Это право, существовавшее при «кровавом царизме», считается, видимо, властью проявлением «нелояльности». Несколько менее заметно с внешней стороны, но не менее болезненно для церкви другое положение «конкордата» между властью и церковью, которое определяется стандартной формулой о свободе совести. Правительство интерпретирует это понятие, мягко выражаясь, вольно. Так, например, религиозная проповедь разрешена, по существу, только в пределах храма. За его оградой монополией «духовного окормления» обладают партия и правительство, которые для антирелигиозной пропаганды представляют неограниченные возможности и средства. Это положение болезненно отражается не только на миосионерской работе в старом понимании этого слова, т. "е. на просвещении инаковерующих национальных меньшинств, но и на работе с молодежью. Юношество школьного возраста, вне зависимости от своих убеждений или убеждений родителей, не может, по существу, окормляться церковью. Церковь не имеет у нас никаких практических возможностей противопоставить свое слово правительственной антирелигиозной № 1 (712) 7/ января 1960 г. ЦЕРКОВ Ь В РОССИИ СЕГОДНЯ наша информация носила пессимистический характер. Когда пишешь перед наступающим праздником Светлого Рождества Христова, хочется сказать и чтото радостное, ободряющее, хочется показать, что и у нас всюду жизнь с ее многосложностью, с ее борьбой, поражениями и победами. Пусть у нас нет, как уже сказано выше, современной апологетики, зато от молодых священников можно слышать что само их служение является защитой, свидетельством и наступлением. Известны и такие священники, которые выступают с развенчанием атеистических тезисов с амвона. У нас даже иногда пишут, что коммунистическим агитаторам бывает трудно оправиться с молодыми «попами» .. . Легче стало у нас доставать книги в библиотеках. Многие попадают на наших славянофилов, читают Владимира Соловьева, достают даже ранние работы Бердяева. Когда в официальной печати ругают «Вехи», ознаменовавшие переход лучшей части нашей интеллигенции от материализма к идеализму, а для очень многих - переход к вере и даже церковности, то мы можем только радоваться: кто-то их достанет и прочтет! Книга профессора протоиерея Василия Зеньковского об истории русской философии существует в наших академиях. Едва ли ее осмелились ввести в официальный курс, но ее, конечно, читают и через нее понимают — пусть субъективную, но оригинальную, обоснованную и добросовестно разработанную диалектику нашей национальной философской мысли. О посещаемости церквей. В Москве осталось мало церквей и поэтому не удивительно, что в них много молящихся. Думается, важнее другое! Например, в одном, известном источнику колхозе только трое ходят в церковь. Церковь — за семнадцать километров. Колхозную лошадь, чтобы поехать в церковь — не получить. Нужно итти йешком. И верующие идут. Большая им цена! Священников у нас больше старых. Но много и Молодых, особенно в «академических центрах». Юношей, желающих стать священнослужителями больше, чем может принять административный организм церкви. В йеминарии на одно место четыре кандидата — не хватает преподавателей, нет санкции власти .. . Рост религиозного чувства в народе неуклонен, особенно в последние годы. Внешне это можно заметить, например, по росту церковных свадеб. Так называемые «комсомольские свадьбы» не 'привлекают молодежь, ибо на них неизменно лежит налет присущей режиму казенщины, бездушной парадности. Молодежи в церкви много, но обычно тогда, когда службы происходят не в рабочее или учебное время. Вероятно, среди молодежи, ходящей в церковь, немало любопытных, но и любопытство, ведь, один из путей к церкви. Но есть и глубоко исповедующие веру. Таких, насколько можно разглядеть, становится все больше. Церковная иерархия, к сожалению, пропаганде. Так, в партийной печати почти каждый день выставляется тот или иной атеистический тезис. Но где могут верующие отвечать на него? При этом, пусть атеистические тезисы, большей частью, беспомощны, но для ответа на них нужна все же какая-то элементарная подготовка. Между тем, церковь у нас не имеет никакой возможности издавать апологетическую литературу. Не издается она даже и при духовных учебных заведениях. То, что было у нас создано до октябрьского переворота, часто не соответствует требованиям сегодняшнего дня. Новое же слово в этой области есть, конечно, в душах людей, но поделиться им они, увы, не могут. Нам, однако, не хотелось бы, чтобы многим себя скомпрометировала, но это отнюдь не означает компрометации церкви. Главное — несмотря на усиленное и жестокое вытравление, религиозное чувство сохранилось в народе. Иногда оно выражается в болезненной форме сектантства. Впрочем характер и корни сектантства — особая тема. Здесь можно ограничиться высказыванием убеждения, что когда церковь окажется в свободных условиях, сектантство не представит для нее особо опасного явления. Сейчас же это даже, в каком-то смысле, положительное явление. Религиозные искания не всегда находят у нас правильный путь, но само их наличие, их росу и интенсификация — явление многозначительное... Закончим словами одного церковного иерарха: «Как бы ни было трудно наше положение, есть основание для того, чтобы с бодростью и надеждой смотреть в будущее». (Собств. инф).
Стр.2
№ 1 (712) 7 января 1960 г. ПОСЕВ 3 СОВРЕМЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ В РОССИИ. Слева: в одной из киевских церквей священник Алексий Левицкий крестит младенца. В середине: группа монахов Троицко-Сергиевской лавры. Справа: венчание в Свято-Владимировской церкви в Киеве. Венчаются: рабочий В. И. Цурко и М. А. Улановская. (Первые два снимка из журнала «Лайф», последний — из книги Лапьера и Педраццини «Так живут сегодня в России», изд. «Блюхерт», Гамбург). Антикоммунистические листовки в почтовых ящиках «Гудок» напечатал важную информацию о пропаганде, враждебной коммунистическому режиму. «Гудок» рассказывает о железнодорожнике Мосареве, который работал на одной железнодорожной линии на Украине. Мосарев писал листовки, «содержащие клевету» на режим, и опуткал эти листовки в почтовые ящики, призывая адресатов размножать текст листовок и распространять дальше. В течение пяти дней, 22 — 26 декабря 1959 года, проходил пленум ЦК КПСС с участием партийных работников и работников сельского хозяйства с мест. На повестке дня пленума стоял один вопрос: «О дальнейшем развитии сельского хозяйства». Доклады по этому вопросу сделали председатель Совета министров РСФСР Полянский и первые секретари ЦК компартий: Украины — Подгорный, Казахстана — Беляев, Белоруссии •— Мазуров, Узбекистана — Рашидов, Таджикистана — Ульджабаев, Азербайджана — Ахундов. В прениях выступило 38 человек. В конце пленума с большой речью выступил Хрущев. Пленум оказался на редкость бесплодным и по существу не принял ни одного нового, конструктивного решения, не смог преодолеть тупиков и «ушел» от многочисленных нарастающих противоречий как в состоянии сельского хозяйства, так и в аграрной политике КПСС. Это был типичный - пленум «накачки». Если пленум был чем-либо характерным, то это — большой руганью по причине разного рода провалов. Злым нападкам в речи Хрущева подверглись работники такого калибра, как член президиума ЦК КПСС Следуя новым, «шелепинским» методам в своей работе, органы КГБ устроили фарс «прощения» антикоммунистического пропагандиста. Они не привлекли Мосарева к судебной ответственности, а передали его на поруки общественным организациям и сотоварищам Мосарева по труду. Этот прием преследует цель обмануть бдительность революционного подполья и внести деморализацию в его ряды. Ругань на пленуме ЦК КПСС и первый секретарь ЦК КП Казахстана Беляев и кандидат в члены президиума ЦК КПСС, первый секретарь ЦК КП Белоруссии Мазуров. «Монолитность» верхов КПСС снова дала зияющие трещины .. . Характерными были и указания Хрущева на недовольство народа перебоями в снабжении продуктами питания и товарами широкого потребления. Хрущев косвенно подтвердил, что в Казахстане прошлой осенью имела место забастовка трудящихся, о которой «П о¬ сев » писал в номере от 25 октября 1959 года. В «П о с е в е» говорилось, что причиной забастовки на металлургическом заводе Тамир-Тау «явилось плохое снабжение предметами потребления». Теперь Хрущев сказал: «Поступают жалобы на плохое снабжение от работников совхозов Акмолинской, Кустанайской, Северо-Казахстанской областей Казахстана. Крупные недостатки были допущены в организации торговли и общественного питания на стройках Караганды». Более подробно на итогах пленума ЦК КПСС мы остановимся в следующем номере «П осе в а». З А НЕДЕЛ Ю ф Новогоднее обращение «партии и правительства». Прием в Кремле. Речь Хрущева. В последние минуты старого года московское радио передало вполне шаблонное новогоднее обращение ЦК КПСС, президиума Верховного совета СССР и Совета министров СССР к советскому народу. На новогодний прием в Большом зале Кремлевского дворца были 'приглашены почти полторы тысячи человек — представители самого верхнего слоя». Новогоднюю речь произнес Хрущев. Он же провозглашал новогодние здравицы-тосты. В их числе был тост о вооруженных силах страны. Хрущев напомнил о программе всеобщего разоружения, внесенной им на Генеральной Ассамблее ООН, и подчеркнул, что «Если наши предложения будут приняты, то мы готовы в любое время распустить нашу армию и все наши военные будут приветствовать это решение. Но если сторонники «холодной войны» втянут нас в .лабиринты бесконечных словопрений, то должны ли мы пойти по их пути, на который они хотят нас толкнуть? Не стоит ли нам самим подумать и сократить в одностороннем порядке наши вооруженные силы, но поставить на охрану наших рубежей ракеты?» Новый год Хрущев начинает с нового блефа. ф Поездка Мухитдинова в Африку. Из Москвы в столицу республики Либерия — Монровию 30 декабря отбыла правительственная делегация СССР. Возглавляет ее руководитель ведомства ЦК КПСС по коммунистическому проникновению в колониальные и бывшие колониальные страны Н. "Мухитдинов, в данном случае для комуфляжа названный председателем Комиссии по иностранным делам Совета национальностей Верховного совета 'СССР. В составе делегации: заместитель министра культуры СССР А. Кузнецов и заведующий отделом стран Африки МИД СССР А. Шведов. Правительственная делегация СССР примет участие в празднествах, которые состоятся в начале января 1960 года по случаю официального вступления в должности вновь избранных президента республики Либерия Уильяма В. С. Табмэна и вице-президента Уильяма Р. Толберта. ф Заявление ТАСС об обстреле советского гидрографического судна «Унто». Согласно заявлению ТАСС», помещенному в центральных газетах от 31 декабря, советское судно гидрографической службы «Унго», находившееся в Восточно-Корейском заливе, 28 декабря в 14 час. 35 минут подверглось «вооруженному нападению с стороны южнокорейского военного корабля типа «большой охотник», с бортовым номером 205». В «заявлении» указывается, что экипаж корабля понес потери, а судну причинены повреждения. После обстрела «южнокорейский военный корабль, а также два других военных корабля того же типа, находившиеся на некотором удалении от нападавшего, ушли в сторону Южной Кореи». Заявление ТАСС заканчивается предупреждением, что при повторении подобных действий, советской стороной «будут приниматься надлежащие меры вплоть до уничтожения» кораблей, замеченных в «пиратстве в открытом море». По сообщениям иностранной печати, командование военным флотом Южной Кореи отрицает факт обстрела «Унго» кораблями флота и высказывает предположение, что обстрел был сделан с провокационными целями одним из кораблей флота Северной Кореи. ф Памятная записка советского правительства о дате созыва Комитета по разоружению. Заместитель министра иностранных дел СССР В. Зорин принял 28 декабря посла Франции в Москве М. Дежана и вручил ему памятную записку советского правительства по вопросу созыва Комитета десяти стран по разоружению. Эта записка является ответом правительства СССР на просьбу правительства Англии, Италии, Канады, США и Франции (переданную через французского посла в СССР) о переносе созыва комитета (в виду того, что правительство США не будет ранее готово к участию) на 15 марта 1960 года. Советское правительство от своего имени и от имени правительств Болгарии, Польши, Чехословакии и Румынии, сделав несколько оговорок о желательности скорейшего созыва Комитета, в конечном счете согласилось с предложением западных держав. ф Смещен Максарев. Накануне Нового года был «освобожден» от своих обязанностей член советского правительства — председатель Государственного научно-технического комитета Совета министров СССР' Ю. Максарав. В указе Верховного совета говорится об «освобождении» Ю. Максарева, без обычной формулировки «в связи с переводом на другую работу», что позволяет считать, что смещение Максарева последовало в связи с провалами в выполнении «широкой программы автоматизации и механизации производства», декларированной прошлогодним пленумом ЦК КПСС. На место Максарева председателем Комитета назначен К. Петухов, который до этого был председателем Московского (городского) совнархоза. ф Убийство дружинника и расстрел рабочего. Кровавый мартиролог жертв постановления партии и правительства о «народных дружинах» продолжает расти. По сообщению «Советской России» от 26 декабря 1959 г. в Охотске приговорен к расстрелу рабочий Филипповский, убивший в клубе рыбозавода в пьяном виде дружинника А. Филонова. Газета приводит только такие подробности этого тяжелого случая: «.. . В октябре нынешнего года Филонов на вечере молодежи дал отпор пьяному хулигану Филипповскому. Дружинник предупредил дебошира: — Если будешь непристойно вести себя, немедленно удалим из клуба! Филигшовский не успокоился: — Подними мою шапку! — Я тебе не холуй, — ответил дружинник. — Подними ее сам и уходи отсюда .. . — Ах, так?! В руке хулигана сверкнул нож, и Алексей Филонов замертво упал на пол». В этой сцене отсутствующая подробность о сбитой кем-то с Филипповского шапке позволяет предполагать о предшествующей свалке, начатой неизвестно по чьему почину... Как отмечает газета, «Филонов активно участвовал в общественной жизни коллектива и одним из первых вступил в ряды дружинников». Как бы то ни было, но страшна система, при которой вот так запросто, из-за сбитой шапки гибнут две молодые жизни. Конечно драма произошла из-за тогц, что «активист» изображал из себя начальство, а гражданское и человеческое достоинство рабочего Филипповского, пусть и подвыпившего, не могло этого перенести... ф Русский язык в школах Гвинеи. На основе «культурного соглашения» советского правительства с гвинейской
Стр.3
№ 1 (712) 7 января 1968 г. гульденов на усиление слышимости радиостанции «Свободная Россия». Это мой трехдневный заработок. Как говорит русская пословица: с миру по нитке, голому рубаха. За эти деньги здесь в Голландии можно купить две пары ботинок или тридцать килограммов сахара. Чем могла, тем и помогла. Желаю вам всем сотрудникам радиостанции «Свободная Россия» много успеха в борьбе против бесчеловечного коммунизма. Будем надеятся, что свет победит тьму. Ваша постоянная слушательница Вера». Вот замечательное письмо от простой русской женщины из Германии: «Дорогие мои и милые, все работающие на станции «Свободная Россия», шлю вам и НТС свой сердечный привет. Всем вам желаю всего хорошего и всяческих успехов, а о делах ваших молюсь Господу Богу, чтобы хранил Он вас и дал терпения. Очень была рада, когда услышала по радио, что вы получили мое письмо, которое долго странствовало в пути. Напрасно вы пишите, ПОСЕВ милые мои, что я послала вам большую сумму. Послала я потому, что имею право распоряжаться плодами своего труда (я шесть лет работала на фабрике). Когда я в 1958 году покупала костюмы своим сыновьям, то многие крутом меня смеялись и говорили, что их давно нет в живых. Но когда я недавно получила пять писем от своих сыновей, мужа и племянницы из дому, то они замолчали. Не теряйте надежды и вы. Будем твердо верить, что возьмет наша, что будет Свободная Россия. Ведь сказано Господом нашим: просите и дастся вам, ищите и обрящите, толцыте и отверзется вам. Обо мне же не беспокойтесь. Я живу, слава Боту, и благодарю Всевышнего за все». Так откликаются русские люди, которые живут одними мыслями и чувствами с народом на Родине, которые желают помочь его освобождению, хотят, чтобы независимый русский голос звучал в эфире наперекор всем коммунистическим глушителям. П О ОБВЕТШАЛО Й СХЕМЕ.. . По поводу статьи Е. Варги «Капитализм X X века» В № 17 журнала «Коммунист» за 1959 год напечатана большая статья профессора Е. Варги под заголовком «Капитализм X X века». Эта статья не может не привлечь внимания хотя бы в силу того, что ее автор является столпом советской экономической науки. Прежде чем перейти к рассмотрению статьи Е. Варги, Отметим, что разбираемая им тема в последнее время «дежурит» на страницах печати КПСС. В частности, в № 16 журнала «Коммунист» дается «консультация» под заголовком: «Почему буржуазные идеологи стыдятся называть капитализм своим именем?» В уже упомянутом № 17 этого журнала, кроме статьи Е. Варги, помещена статья А. Варшавского «Западногерманский вариант «народного капитализма». Из этого безошибочно можно сделать заключение, что вопрос развития современного хозяйства вне пределов коммунистического блока остро интересует советских читателей и по-видимому трактуется ими не так, как хотелось бы власти, поскольку требуются все новые и новые «разъяснения» .. . Проф. Варга, дав анализ (развития экономики с начала X X века, переходит к капитализму наших дней и тут сразу же допускает передергивание и пропагандную тенденциозность, несовместимые с подлинной наукой. Так, на стр. 41 он говорит, что из 82 стран капиталистического мира 60 принадлежат к числу слаборазвитых стран. Отсюда выводится заключение, что в свободном мире большинство людей влачит нищенское существование. Это утверждение является не чем иным, как просто плохо замаскированной демагогией. Если применить подобный метод исчисления и для стран коммунистического блока, и, например, разделить всю продукцию стали, производимую в СССР и в других странах «народной демократии» на чиВся промышленность Выплавка стали Машиностроение Текстильное производство Кожа и изделия из кожи Табачные изделия Хим. промышленность^ Таким образом, в США нет такого разрыва в росте отраслей тяжелой и легкой промышленности, который мы видим в СССР. На стр. 42 и 43 проф. Варга говорит о концентрации «богатства и доходов у имущих классов» и утверждает, что Весь нац. доход В том числе: жалованье и зарплата Доходы некорпоративных предприятий Прибыли корпораций (до вычета налога на корпорации) Те же прибыли после вычета налога Таким образом, доля получателей жалованья и зарплаты сильно увеличисло жителей «социалистических стран», включая 600-миллионный Китай, то «сверхнищим» окажется все население коммунистического блока .. . Не логичнее ли рассматривать, например, США и Индию раздельно? На стр. 42 Е. Варга, пытаясь дать характеристику современного капиталистического строя, пишет, что «около 20 % рабочей силы работает непосредственно или косвенно для нужд войны .. .» Откуда взяты эти данные — Варга не говорит. Разве это позволительно для настоящего ученого? Ведь с таким же успехом можно сказать 15 % или 60 %. В американском «Статистикаль Абстракт» за 1959 год мы находим, что в 1958 году все производство благ и услуг США составило 395,5 млрд. долларов, из них пошло на оборону — 45,8 млрд. Откуда же взята Варгой цифра 20 %? Далее Е. Варга говорит, что «значительно большая, чем то необходимо, часть рабочего времени общества затрачивается на производство средств производства». Однако и это лишь голословное утверждение и неизвестно, на чем автор его основывает. Напомним ему, что именно в СССР производство средств производства перманентно растет быстрее, чем производство товаров широкого потребления и этим постоянно хвастается руководство КПСС. Вот данные, взятые из сборника «Народное хозяйство СССР в 1956 году»: Вся 'ггромышл. Группа «А» Группа «Б» 1928 г. 1940 г. 1956 г. 100 100 1.000 100 646 415 2.290 4.339 984 Для США мы имеем следующие индексы, взятые из «Статистикаль Абстракт» за 1959 год (за 100 принимается среднегодовое производство в 1935 - 1939 годах): 1921 г. 56 48 — 69 82 72 57 (1923 г.) 1931 г. 75 61 66 79 82 87 78 1939 г. 109 114 104 112 105 106 112 «капитализм не может существовать без бедности и нищеты трудящихся». Если бы он стремился к объективности, он должен был бы признать или опровергнуть следующие данные американской статистики о распределении национального дохода США (взято из того же «Статистикаль Абстракт»): 1929 г. 87,8 51,1 8,8 9,6 8,3 1940 г. 1950 г. 52,1 9,4 9,3 6,4 241,9 154,2 23,5 40,6 22,8 1958 г. в миллиардах долларов 81,6 360,8 253,8 31,0 36,7 18,0 лась, а доля получателей прибылей корпораций упала. Да и сколько она составляет в общем национальном доходе, подлежащем распределению? 5 процентов? Где же, тут «концентрация богатства и доходов у имущих классов»? Конечно не рискует Варга привести и данные, характеризующие высшую степень зажиточности широких слоев населения в США. Например, 48.600 тыс. домашних хозяйств (семей и холостяков) США на январь 1958 года имели: радиоаппаратов — 48.500 тысяч, холодильников •— 47.300 тысяч, телевизоров — 41.800 тысяч, стиральных машин — 43.000 тысяч, миксеров (для сбивания налитков и кремов) — 2.975 тысяч, автовобилей — 56 милиюнов. Страны Западной Европы, конечно, беднее, но и здесь имеются внушительные показатели. Так, в 1959 году в Западной Германии приходился один легковой автомобиль на 17 жителей против одного легкового автомобиля на 105 жителей в 1950 году. Во Франции в 1959 году приходился один автомобиль на 12 жителей, в Англии — на 11 жителей. *) Укажем кстати, что в 1958 году в одной Западной Германии было произведено 3,8 млн. радиоаппаратов и 4,6 млн. телевизоров •— больше, чем в СССР. Эта же картина повторилась и в 1959 году (4,0 млн. радиоаппаратов и 1,9 млн. телевизоров). Как и полагается коммунистическому пропагандисту, Варга пытается выехать на коньке безработицы в «капиталистических» странах, заявляя, что здесь «значительная часть рабочих обречена на хроническую безработицу». По этому поводу скажем, что в июне 1959 года в ГФР было 19.590 тыс. занятых в промышленности, торговле и транспорте и всего лишь 255 тыс. безработных. Эти безработные получают пособия, которые зависят от величины последнего заработка, семейных обстоятельств и т. д., но как правило равны 50 - 60 % последнего заработка. В США в 1959 году (октябрь) было 65,64 млн, работающих при 3,67 млн. безработных. В США безработные также получают пособие, которое колеблется от 30 до 40 долларов в неделю. За" эту сумму можно купить новый костюм! При этом — известно ли профессору Варге, что часть безработных в США состоит из людей, принципиально не желающих работать и предпочитающих вести жизнь мелкого рантье? Также известно ли ему, что в Западной Германии царит острый недостаток рабочих рук и что безработные, как правило, состоят из лиц, которые не имеют профессии или не желают менять место жительства? Кстати, спросим Варгу: сколько таких людей в СССР, Продовольственные товары Непродовольственные товары 1928 г. 48,1 51,9 Если мы возьмем статистические данные для американской розничной торговли, то увидим, что в 1957 году ее оборот был равен 200 млрд. долларов, причем на продукты питания приходилось всего лишь 47,8 млрд. долларов, а остальное — на покупку одежды, обуви, автомобилей, холодильников и т. д. Иными словами, в СССР, как и во всех бедных странах, большая часть расходов приходится на продукты питания, как на самое необходимое населению. Между тем в «капиталистических» странах забота граждан о пропитании давно отошла на задний план .. . В конце своей статьи Варга говорит о характерных изменениях внутри современного капитализма. Тут мы имеем дело со случайно взятыми данными, оснащенными терминологией вроде «милитаризация», «инфляция» и т. д. Опять достается «монополиям». Но, автор забывает упомянуть, что с частными монополиями ведется борьба, что целая система законодательства направлена против монополий (например, закон Шермана в США), что недавно состоялся суд нам знаменитой корпорацией «Дюпон де Немур» (химия) и корпорации не прошли даром ее попытки слияния с автомобильной компанией «Дженераль Моторс». *) Данные о парке легковых машин взяты из специального исследования германской автомобильной промышленности — «Татэахен и Цален дер Крафтферкервиртшафг». 9 которые также не хотят менять место жительства или брать неподходящую для них работу, не хотят ехать, например, из Москвы, Ленинграда, Киева, областных центров на целину, новостройки Сибири и Севера и по этой причине остаются безработными («паразитическими элементами» — как клеймит их партийная печать)? Скольким рабочим на сезонных работах, например в совхозах, не хватает работы зимой (об этом тоже пишется в партийной печати)? Не приходится говорить о трагедии миллионов выпускников средних школ, трудоустройство которых, по признанию самой же партийной печати, представляет головоломную задачу. Многие из них месяцами, а то и годами не могут найти работу. А ведь безработные в СССР не получают ни копейки государственного пособия!.. Е. Варга нашел «порок» современного капитализма и в том, что пропорция рабочих в «капиталистических» странах в связи с процессом модернизации и автоматизации производства понижается по отношению к общему числу трудящихся. Он сокрушается по этому поводу, так как, мол, верхушка служащих «сращивается с капиталистами» и «служащие в отличие от рабочих могут мечтать о своем выдвижении в ряды буржуазии». Странно, однако то, что Варга не говорит об аналогичных тенденциях в СССР. Ведь не кто иной, как сам Хрущев на недавнем пленуме ЦК КПСС, обсуждавшем вопрос об автоматизации и механизации производства, рисовал идиллию, когда целый автоматизированный завод будет обслуживаться десятком людей, которых уже нельзя будет назвать рабочими. Почему же в социалистическом обществе — это «величайшее достижение», а в «капиталистическом» — «порок» и «несчастье»? Если Хрущев и Варга считают, что в социалистическом обществе при автоматизации производства незанятые работой люди будут обеспечиваться за счет общего национального дохода, то почему они не допускают этого же для «капиталистического мира»? Ведь и слепому видно, как уже резко изменилось распределение дохода в «капиталистическом мире», в последние десятилетия! Чтобы покончить с вопросом благосостояния трудящихся, остановимся на соотношении продовольственных и неггродовольственных товаров в розничной торговле СССР и США. Для Советского Союза мы берем данные, взятые из сборника 1940 г. 63,1 36,9 1950 г. 75,6 24,4 «Народное 1954 г. 54,8 45,2 хозяйство СССР» за 1956 год (в процентах): 1955 г. 45,1 45,1 Возможно, что борьбу с монополиями можно считать недостаточной. Но почему, если автор действительно хотел бы быть объективным, не показать картину во всей ее полноте? Очевидно, такая картина меньше всего нужна 'партийной печати... Никакой истинной характеристики современного «капитализма» Варга не дал. Его статья — не труд ученого, а построенная на подтасовках и умолчаниях шпаргалка ведомства агитпропа ЦК КПСС. В лучшем случае это — устарелое мышление «марксистского» схематика, который и не смеет, и не хочет взглянуть жизни в глаза .. . Л. Зальцберг ВНИМАНИЕ ! Читатели в Берлине и Восточной Германии Цисыиа в редакцию «Посева» посылайте по адресу: Berlin -Wilmergdorf 1 Postfacb.2 4
Стр.9
10 ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОСЕВ ИНОСТРАННЫЙ МИР И мы Угрозы Касема Ирану Possev-Verlag, Frankfurt /Main, Merlanstr. 21 a Telefon: Sammelnummer — 4 86 41 Telegramm-Adresse: Posseverlag, Frankfurt/M. Postscheckkonto: Frankfurt-M. 33461, Bankkonto: Nassaulsehe Sparkasse, Frankfurt/M. Nr. 11504 Издает еженедельник «П о с е в», журнал литературы, искусства, науки и общественнополитической мысли «Грани » и художественную и общественно-политическую литературу. При издательстве — книжный магазин. Проспекты и каталоги высылаются бесплатно. Представители за рубежом: АВСТРАЛИЯ „Р о s s е V , Post Office, Carrum, victoria. Mr. A. Veremeeff 8 Abingdon St., W-Gabba, Brisbane, Qld. АВСТРИЯ «Русская книга» „Russlscbee Buch" Wien III , Bechardgasse 14/12 — Osterreich Telefon 73 44 43 АРГЕНТИНА A. N. Konstantinowa. Casllla de Correro Nr. 2585 Buenos Aires. АНГЛИЯ V . V. Baratschevsky, 23, Adler Grove, London N. W. 2. БЕЛЬГИЯ E . Drevinsky. Poste Centrale. Liege. Boite Postale 93. БРАЗИЛИЯ G . Konstantinoff, Caixa Postal 2254, Sao Paulo. ВЕНЕСУЭЛА N. Drosdovsky, Apartado correo 4665, Сагасаэ-Este ГОЛЛАНДИЯ A. Kandaurow. Postbus 325. Rotterdam. ГРЕЦИЯ Firm a Anna Mazarakls
Стр.10
№ 1 (712) 7 января 1960 г. ПОСЕВ Не всегда короткая заметка удовлетМужественный защитник жертв коммунизма Виновники трагический гибели Банг-Йенсена должны быть найдены! Несмотря на то, что суд таким обраворяет. Поэтому мы нашли нужным сказать дополнительное слово о Поуле Банг-Йенсене (см. «П о с е в» от 29 ноября с. г. «Жертва коммунистического шантажа»), недавно погибшем в НьюЙорке: то ли покончившим самоубийством, то ли — что по ряду обстоятельств, кажется более вероятным — павшим от руки политических убийц. С ранней юности П. Банг-Йенсен отличался блестящими способностями во многих направлениях, но непреодолимое желание служить идее справедливости привело его к решению избрать путь юриста. По окончании университета с отличием, он начал было выдвигаться как один из талантливейших молодых адвокатов Дании, но в период потрясающе быстрого развития диктатуры нацизма убедился в первенстве международного плана борьбы против зла над узко-внутренним и перешел на дипломатическую службу. Война застала Банг-Йенсена в НьюЙорке, где он стал первым помощником датского посла Кауфмана, который сразу же после нападения Гитлера отказался повиноваться датскому правительству, лишенному свободы действий и проявления собственной воли в оккупированной стране. Вместе с Кауфманом Банг-Йенсен проводил труднейшую политику, целью которой было признание захваченной и подневольной Дании полноправным союзником держав, борющихся против Гитлера. В этот период Банг-Йенсен оказывал неоценимые услуги датскому освободительному движению и несколько раз нелегально бывал на. родине. По окончании войны Банг-Йенсен перешел на службу в ООН, надеясь здесь найти более широкое поприще для защиты прав человека. Благодаря высоким качествам своего характера и преданности своей работе, он за годы службы в ООН завоевал всеобщее уважение и в ноябре 1956 года был избран в комиссию ООН по расследованию венгерских событий. В частности ему была поручена чрезвычайно важная и требующая большой чуткости задача доверительного опроса свидетелей — венгров, у большинства которых родные и близкие оставались «на той стороне». Именно эта работа стала причиной роковых происшествий, приведших к трагической смерти безупречно честного и бескомпромиссного человека. Когда генеральный секретарь ООН Дат Хаммаршельд потребовал передачи списков с именами венгерских свидетелей для хранения их в «тайном сейфе» секретариата ООН, Банг-Йенсен категорически отказался выполнить это требование, заявив, что никаких «тайных сейфов» в распоряжении ООН нет, а есть разного рода архивы, к которым представители коммунистических правительств имеют доступ наравне с другими делегациями. При этом Банг-Йенсен указывал на то обстоятельство, что он, с разрешения комиссии по расследованию венгерских событий (что позднее было им доказано), дал свидетелям свое честное слово, что имена их никому, кроме него, не станут известны. В связи с этим Банг-Йенсен заявил, что никто и ничто не сможет его заставить обмануть это доверие. На основании этого отказа БангЙенсен был обвинен в неуважении к начальству и в срыве дисциплины, «входящей в обязанности служащих ООН». Дело — в затяжном порядке — рассматривалось внутренним (дисциплинарным) судом Организации, причем обвиняемому и его защитнику было отказано в их требовании ознакомиться с документами, на которых будто бы зижделось обвинение. Даже выраженное Банг-Йенсеном сомнение в том, что эти документы вообще существуют, не повлекло появления их среди бумаг, рассматриваемых судом. По существу Банг-Йенсен вышел победителем из этого процесса, так как суд вынес постановление, что списки с именами свидетелей подлежат уничтожению. Их уничтожил не Банг-Йенсен лично: списки были сожжены в его присутствии специально для этого назначенными чиновниками на плоской крыше здания ООН в Нью-Йорке. А В результате обмена нотами между западными державами и СССР «сове, щание на высшем уровне» назначено на 16 мая 1960 г. А По различным странам мира прошла волна антисемитских акций. Они начались в Западной Германии, потом имели место в Бельгии, Скандинавии, Австрии, Италии, Англии, Австралии, США. Правительство ГФР заявило, что эта кампания руководится, из одного центра. А Президент США Эйзенхауэр вернулся в Вашингтон из поездки по 11 странам Европы, Азии и Африки. После парижского совещания с де Голлем, Макмилланом и Аденауэром, он побывал в Испании и Марокко. А Наблюдается концентрация войск по обе стороны границы между Ираком и Ираном, в связи с территориальными претензиями Ирака к Ирану. А Президент США Эйзенхауэр объявил, что вследствие затягивания переговоров о 'прекращении ядерных испытаний со стороны советского правительства, США не считают себя больше связанными обязательством не проводить атомных взрывов. А Индийский премьер Нвру отклонил приглашение Чжоу Энь-лая встретиться на нейтральной почве. Неру заявил, что он не видит пользы во встрече, пока коммунистический Китай не содействует ослаблению напряжения. А В интервью с корреспондентом японской газеты «Иомиури» премьерминистр Индии Неру заявил, что воздержание от участия в военных союзах имеет смысл только в мирное время. А По сообщениям из Дели, происходит сильная инфильтрация Непала коммунистическими элементами, проникающими через горы из Китая. А Генеральный секретарь ООН ХаммаршСльд совершает турне по Африке. За шесть недель он намерен посетить 21 африканскую страну. А В речи в Порт Сайде президент ОАР Насер высказался за сотрудничество ОАР о США и Великобританией. А В Сирии разгромлены коммунистические подпольные группы, вербовавшие в свои ряды, главным образом, молодежь. А Преобразовано правительство Сирийского района ОАР. Четыре министра из социалистической партии Баас ушли в отставку, главным образом, вследствие несогласия с аграрной политикой центрального правительства ОАР. А В Багдаде начался процесс 79-ти обвиняемых в покушении на Касема. 22 из них преданы суду заочно. А В Ираке снова допущены партии, при условии признания независимости страны, единства нации и республиканского режима. Студенты, военнослужащие, судьи, дипломаты и другие высокопоставленные чиновники не имеют права состоять в политических партиях. А В результате прошедших парламентских выборов образовано новое правительство Нигерии (британский протекторат ш Африке) под председательством Балева, лидера консервативной партии «Конгресс северных народов». зом признал отказ Банг-Йенсена выдать списки правильным, непосредственно после этого Банг-Йенсен был устранен от должности в ООН — «за неповиновение». Роль генерального секретаря ООН во всем этом деле теряется во мгле бюрократических дебрей. Так же непонятна роль председателя комиссии ООН по расследованию венгерских событий, датского социал-демократа Альсинга Андерсена, имя которого роковым образом овязано с захватом нейтральной и беззащитной Дании гитлеровскими войсками 9 апреля 1940 года. В то время Альеинг Андерсен был министром обороны и не принял никаких мер для защиты страны и ее нейтралитета, несмотря на энергичные предупреждения датского посольства в Берлине о готовящемся нападении на Данию и тревожные сведения о скоплении немецких войск на датской границе, доходившие до Копенгагена через разные дипломатические каналы. Назначение именно этого лица председателем комиссии ООН по венгерскому вопросу поразило многих датчан. Но их удивление перешло в негодование, когда Альеинг Андерсен под чисто формальными предлогами отказался поддер. жать секретаря комиссии, т. е. БангЙенсена в его борьбе за неприкосновенность свидетельских списков и за пересмотр отчета комиссии (правильность этого отчета по ряду пунктов Банг-Йенсен оспаривал, требуя права пролить свет на некоторые «завуалированные» факты). Уволенный со службы в ООН, БангЙенсен стал жевтвой охотников за его скальпом. Его враги и враги мужественно защищаемых им борцов за свободу Венгрии стали распространять о Банг-Йенсене всевозможные небылицы, среди которых были слухи о том, что он человек «без тормозов», психически расстроенный, душевнобольной и даже вовсе помешанный. Эти слухи достигли того, что перед Банг-Йенсеном стали закрываться все двери. Подкапывались под него излюбленным сталинским методом — «тихой сапой», враги всех не11 • Провозглашена независимость Камеруна, бывшей подопечной территории ООН. Камерун стал независимым государством с 1 января 1960 года. сдающихся друзей свободы систематически и при полном безразличии влиятельных кругов как в США, так и в Дании стали вгонять его в безнадежное положение. И все же знавшие этого неустрашимого борца и верующего христианина лично, отказываются принять версию о самоубийстве. Разве что мотивом отчаянного поступка было желание потрясти свободный мир, разбудить его совесть и таким образом спасти томящихся в тюрьмах и ждущих смертного приговора венгерских патриотов. Особого внимания заслуживают два факта. По показаниям супруги и близких друзей покойного, он в последние дни перед своей трагической кончиной был глубоко встревожен «чрезвычайно важными сведениями», дошедшими до него, судя по тому, из венгерского подполья. И затем: г-жа Баиг-Йенеен, привезшая самолетом урну с прахом мужа в Данию, чтобы, согласно его желанию, похоронить его на родной земле, на вопрос журналистов: уверена ли она, что найденное на покойном прощальное письмо к ней было написано его рукой, ответила: «Не знаю. Мне письма не вручили. Чиновник полиции прочел мне выдержки из него по телефону» .. . Неужели среди известных своей энергией сотрудников «большой» американской печати не найдется ни одного достаточно честного и бесстрашного человека, кто бы решился пролить свет на оставшиеся «темными» обстоятельства этого дела? Пусть гибель этой светлой личности заставит государственных политических и иных деятелей свободных стран призадуматься над вопросом: кто будет следующей жертвой тех, кто совершенно официально и открыто через органы коммунистической печати дал инструикцию: «убирать несдающихся» — прямым или косвенным способом, одного за другим? И умно ли это: без всякого противодействия позволять «убирателям» исполнять приказ? В. А. Дани я А Сенатор Губ рт Хэмфри выдвинул е свою кандидатуру в президенты США от демократической партии. • Американский сенатор Джон Кеннеди заявил, что он будет добиватыся выдвижения его кандидатуры в президенты США от демократов. А Население США на начало 1960 года составило 179,3 млн. ч. Прирост за 1959 год составил 2,9 млн. ч. • Бельгийский король Бодуэн вернулся из Конго, где он, между прочим, имел беседу с лидерами националистических партий. • Состоялся съезд националистических партий Бельгийского Конго, принявший умеренные резолюции о независимости. • Закрылась сессия французского парламента. Новая сессия начнется в конце апреля. • Умер Пьер д е Голль, младший брат французского президента, бывший после войны городским головой Парижа, потом депутатом парламента. • С 1 января 1960 г. вве д е н в обращение новый французский франк, равный ста старым франкам. • Правительство Лаоса ушло в отставку. Власть временно перешла к генеральному штабу армии. А 21 декабря минувшего года состоялось бракосочетание иранского шаха Мохаммеда Реза Пахлеви с бывшей студенткой архитектурного факультета Фара Диба. Шаху 40 лет, новой шахине 21 год. • Глава коммунистического правительства Болгарии Югов посетил Бухарест, где он вел переговоры с румынским правительством об усилении экономического и технического сотрудничества обеих стран. • Основана новая, социал-гуманисти¬ ческая партия Голландии, отвергающая как марксистский, так и клерикальный социализм. • В Софии состоялась конференция восточно-европейских стран ^по вопросам сельского хозяйства, на которой присутствовали также «наблюдатели» от КНР и Монголии. • Губернатор штата Ньк>-Дели Нельсон Рокфеллер отказ ал °я выставить свою кандидатуру в президенты США от реопублика некой партии. • Умер лорд Галифакс, английский государственный деятель, бывший министром иностранных дел Великобритании с 1938 по 1940 год. • Пущен в эксплуатацию первый атомный реактор Югославии, построенный югославскими и советскими инженерами. • Умер Анте Павелич, глава хорватских сепаратистов. • В порядке «дополнения к конституции» издан новый «закон о конфискациях» на Кубе, применяемый к имуществу «контрреволюционеров». А В 1959 году около 5900 немцев вернулось из СССР в ГФР. А В В е н*суэле раскрыт заговор против президента Бетанкура. Произведены аресты. А Объявленное в начале декабря, чрезвычайное положение в Парагвае, продлено на два месяца. А За последние две недели 1959 года 2000 новых тибетских беженцев прибыли в Непал. По их рассказам, коренное тибетское население вывозится вглубь Китая, а на его место в Тибет привозят китайцев. А По данным Комитета свободных юристов, в Советской зоне Германии имеется около 10.000 политических заключенных, из них 1200 отбывают наказание за участие в восстании 1953 года. А Из Польши выслан югославский военный атташе полковник Пейнович. А Спущен на воду атомный подводный крейсер США «Джордж Вашингтон». ЧИТАТЕЛИ В БЕРЛИНЕ И ВОСТОЧНОЙ ГЕРМАНИИ ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ ПОСЫЛАЙТЕ ПО АДРЕСУ: Berlin-Wilmersdorf 1, Postfach 24
Стр.11
12 «Дана Лопаревой в том, что она действительно ходила на лечение по поводу укушенной раны правого колена». (Справка) «Узнав, что я работаю телеграфистом и питая ко мне злопыхательские чувства, мой сосед Тапкин выучил азбуку Морзе и ежедневно стал выстукивать в стену моей комнаты сначала неприличные слова, а потом даже и предложения». (Из заявления в милицию) «Покупателю Капустину в порцию жареной печенки недовложено 15 граммов основного сырья». (Из жалобной книги) «Когда в комнату вошли работники милиции, преступник, будучи пьян, спал на полу, используя в качестве тюфяка мужа потерпевшей». (Из обвинительного заключения) «Благодаря таким сложившимся отношениям с Горянским их коза продолжала умышленно рвать цветы на моем участке». (Из заявления в милицию) «Если же Лазунов продолжает утверждать, что в понедельник вечером он один избивал меня в Химкинском парке, то прошу оставить нас с ним наедине в порядке следственного эксперимента». (Письменные показания потерпевшего) Веселая смесь Вот так сказанул! ПОСЕВ № 1 (712) 7 января 1960 г. 2 января 1960 года в г. Полисе в Африке «На месте происшествия остался только силуэт трупа и рядом прошедшие копыта лошади». (Протокол осмотра места происшествия) «Ответчик Михайлов работал в ателье мод JV» 1 в должности дамского верхнего платья с полной материальной ответственностью ». (Из искового заявления) «От удара я упал и потерял сознание. Меня отвезли в больницу, где я пришел в себя с побитой мордой и в печальном состоянии». (Показания подсудимого) «С 24 октября конюха Трапезникова с конюха снять». (Приказ директора леспромхоза) «Свидетель показал, что из села Грошево геодезисты ушли в неизвестном направлении на север. Однако указать, где находится север, свидетель не мог, т. к. с того момента прошло более года». (Из судебного определения) «По накладной № 26 от 17 сентября 1958 г. были получены огурцы от поставщиков старого засола». (Из объяснения материально ответственного лица) «Он всячески обзывал работников чайной, как-то за их недостойное поведение в быту по женской части». (Акт о мелком хулиганстве) Язык детског о народ а Трехлетней девочке Вере мать однажды сказала: — Мясо без хлеба никто не ест! Подумав девочка ответила: — А собаки? * Четырехлетняя Нина не выговаривает «р» и ее все время учат: — Нина, скажи «р-рыба»! Девочке надоело это слово и она нашла ему замену: — Лучше я скажу «щука» .. . Мише исполнилось три года, мама ему подарила ботинки и сказала: — Расти Миша большим и умным! — Я не хочу быть большим! — Почему? — Тогда мне ботинки не нал е — Пойдем пить томатный сок. Ирина возразила: — Не томатный, а автоматный. — Почему ты так говоришь? — Потому что сок продает автомат. Одна женщина устроила елку и пригласила соседских детей. Четырехлетняя Катя, вернувшись домой спросила: — Мама, а где ее дети? — У нее не было своих детей. — Как мне их жалко .. . — Кого? — Тех, которых не было. — Тетя, знаешь, почему у меня черзут!.. Проснулась Наденька утром и вспомнила, ,что отец обещал ей купить сегодня новую куклу. Посмотрела: отца нет дома. — Мама, а когда папа придет? — После обеда. — Тогда давай быстрее обедать! Четырехлетний мальчик опросил мать за столом: — Зачем нужно есть? Чтобы вырасти? — Да, сынок. — Мама, а зачем тогда большие едят? Наблюдая на берегу моря закат, четырехлетняя Авива воскликнула: — Дедушка, смотри, солнышно полезло в море купаться! — Почему купаться? — Оно красное, ему жарко. Наташа в московском зоопарке: — Это высотный дом, а это высотное животное (указывая на жирафа). Дом построили, а жирафа сама построилась. Как-то шла Ирина со своим папой по улице. Папа сказал: ные глаза? — спрашивает тетю трехлетний племянник Сережа. И поясняет: — Потому что, когда все Спят, я в* сплю, и ночь зашла мне в глаза. Мама шла с трехлетней девочкой по улице. Из трубы дома валил дым. Девочка увидела и закричала: — Мама, смотри, дом коптит. * Маленькая Галя сидит за столом и видимо без особого аппетита, глядя по сторонам, кушает молочный суп. Капли супа падают на скатерть. Мамаша энергично поучает дочку: — Галя, когда едят — рот не разевают! Девочка с искренне удивленными глазенками недоуменно отвечает: — Мама, а я когда ем, то всегда рот разеваю... Хозяйственный папа строит в своем * садике беседку и перепиливает доску. Присутствующий при этом маленький Павлик восхищенно восклицает: — Папа, смотри как пилилки летят! Папа хорошо знает свои обязанности: — Павлик, это не пилилки, а опилки. Однако с таким голословным заявлением папаши малыш никак не согласен: — Нет, папа, это пилилки! Ты сам говорил, что ты пилишь доску! Е. Гаранин, И. Гусев, БОЛЬНЫМ СЛАБЫМ НЕРВНЫМ Представительство «П о с e в а» и других русских зарубежных изданий в Вене « Русская книга („Russisches Buch") Wien III , Bechardgasse 14/12 Osterreich Прием посетителей по вторникам и пятницам от 17-ти до 20-ти часов. При представительстве имеется библиотека с выдачей книг на дом. Представительство принимает также заказы на книги и периодические издания. » Представительство Издательства «П ОСЕВ» в Свободном Китае Подписку на еженедельник «Посев», на литературный журнал «Грани» и на все другие издания Изд-ва «Посев» в Свободном Китае следует производить через представительство Издательства «Посев» в Тайбэе по адресу: „Possev", Р. О. В. 776, Taipei, Taiwan Подписную плату следует вносить на банковский счёт Издательства «Посев» в Китае: „Possev," Account Nr. 1545, First Commercial Bank of Taiwan, North Chungshan Road Branch, Taipei скоропостижно скончался на 56-ом году жизни верный сын России, общественный деятель, агроном, социолог Петр Федорович ШЛИППЕ. Редакция «П о с е в а» выражает глубокое и сердечное соболезнование семье покойного. УСЛОВИЯ ПОДПИСКИ НА еженедельник «П о с е в» для США и Канады • а) Подписная плата с пересылкой простой почтой: на 3 мес. 6 » » » 12 » 6 » 13 номеров 26 » 52 номера 13 номеров 26 » » 12 » 52 номера — — — - — - б) Подписная плата с пересылкой воздушной почтой: на 3 мес. » 5.90 2.95 долл » 11.70 » 4.85 долл 9.90 » 19.80 В розничной продаже цена одного номера — 25 центов. ВНИМАНИ Е Имея в виду сбор средств для НТС, Монтреальское Отделение НТС просит всех читателей «Посева » собирать почтовые марки (д;»же большое количество одинаковых) и присылать их по адресу: Michael Daniloff, Box 227 St. E, Montreal P. Q, Canada Мы живем уже много лет в обстановке крайнего нервного напряжения. Неврастения, малокровие, головной в др. Волн, упадок сил, апатия, бессонница, нервные запоры — вот чем страдает едва ли не каждый иэ нас. В реэультате расстройство нервной системы влеE чет • более тяжкие последствия, а именно: ослабление активности жизнетворных желез и нарушение функций всех органов, что и является основной причиной все х болезней , преждевременно й старост и и част о ранне й смерти . Научно установлено, что известное лекарство К al e flui d восстанавливает равновесие, нервы и силы и организм, будучи возрожденным , снова начинает пользоваться всеми радостями здоровой жизни. Профессор Афинского Университета Д-р Керис пишет: «Я признаю КАЛЕФЛЮИД могущественным лечебным средством, чрезвычайно укрепляющим и восстанавливающим силы и нервную систему». КАЛЕФЛЮИД награжден на выставке в Париже, Лондоне, Риме, Брюсселе и Флоренции 5 золотыми медалями. Брошюра на всех главных языках мира высылается бесплатно. КАЛЕФЛЮИД продается в аптеках. Где нет, пишите немедленно* Laboratolre В. "KALEFLUID" , М, Bd. Exelmans Parle (18-е) U.S.A . Mr Domlklan 90 » T Street FRESN O 21 California В Германии: Goloschtschapoff, Holzhauserstr. M. •Katharlnenstlff, SUL.Z a/N. (14a) В Австралии: Mrs. V. Miller, 35 Balmaral St., В lack town N. S. W. Издатели В. Горвчек, E . Романов. Главный редактор А. Светланин. Ответственный секретарь Вл. Арсеньев. Отделы: революционной стратегии и тактики — А. Светов; внутренней политики — Л. Федоров; внешней политики — А. Ннколмн; идеологический — Л. Сергеева; литературы, искусства, науки — H. Тарасова. Литературный секретарь редакции — H .Трубицына. Постоянное редакционное совещание: А. Артемов, М. Балмашев, Л. Дувинг, С Кирсанов, О. Красовский, В. Кунгурцев, Л. Рар, Р. Реддих, С Рождественский, С Семенов, Ю. Трегубое. Статьи, подписанные фамилией или инициалами автора, не обязательно выражают мнение редакции. Непринятые рукописи, как правило, не возвращаются. Стихов редакция не печатает. Книги для отзыва следует присылать в двух экземплярах. Перепечатывать, переводить на иностранные языки, использовать в выдержках или иным способом материалы, снабженные «copyrlght«, можно только с разрешения издательства. Остальные материалы могут быть перепечатываемы, но с обязательной ссылкой на источник. Drock: Possev-Verlag, v . Goracnek К. G. Frankfort am Main
Стр.12