Аксаков Иван Сергеевич
Об издании в 1859 году газеты "Парус"
---------------------------------------------------------------------------Аксаков
К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит,
статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям
российской словесности").
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------С
1-го января 1859 г. будет выходить в Москве, еженедельно, газета под
названием "Парус".
При современном обилии газет и журналов в России общество вправе
требовать от каждого вновь предпринимаемого периодического издания точного
определения его направления и цели. Как ни законно это требование, но дать
удовлетворительный ответ на такой общественный запрос в тесных рамках
объявления и при отсутствии у нас в России резких, условных признаков того
или другого направления, - и неудобно, и трудно. Тем не менее мы
постараемся, в немногих словах, объяснить публике существенный характер
нашего издания.
В самом деле, было время, когда "содействовать просвещению нашего
отечества" _вообще_, "сообщать полезные сведения
" _безразлично_,
"возбуждать и удовлетворять потребность чтения в русской публике", ставить
ее в постоянный уровень с живою заграничного "современностью" _во всех_
отношениях и даже посредством картинок парижских мод, - было задачею не
только просто литературных, но и учено-литературных наших журналов {1}. Было
время, когда всякое подобное предприятие приветствовалось с радостью и, не
заботясь о содержании, общество повторяло вместе с известным русским поэтом:
Дай бог нам более журналов,
Плодят читателей они...
Где есть _поветрие_ на чтенье,
В чести там грамота, перо {2}, _и проч_.
Журналы походили на магазины, в которых держались товары на всякий вкус
и потребность. Такое положение литературы вполне оправдывалось историческим
ходом нашего образования и многими другими обстоятельствами, о которых
распространяться было бы здесь неуместно.
Это время проходит, если еще не совсем прошло. Русская журналистика
вступает в новый период своего существования. Ее задача теперь уже не в том,
чтоб создать орудие гласности и возбуждать умственную деятельность, но
служить выражением уже возбужденной деятельности, употреблять в дело уже
созданное орудие на пользу знания и жизни, участвовать в разрешении
общественных вопросов. С каждым днем появляются новые издания, посвященные
специальной разработке той или другой
науки, выделяются более и более
особенности и оттенки разных стремлений, и даже каждый труд мысли, каждое
отдельное мнение пытается выразить себя гласно, во всей своей личной
самостоятельности, не теряясь, как прежде, в робкой неопределенности
общепринятых, условно-приличных форм и положений.
При всем том мы должны сознаться, что такое направление, освобождающее
личную мысль и чувство от рабства перед авторитетами и модою (ибо есть мода
и в сферах умственных), такое направление, говорим мы, еще далеко не
получило полных прав гражданственности в нашей литературе. Еще виден
некоторый страх в проявлениях самобытности, еще постоянно слышится боязнь
прослыть односторонним, исключительным, принадлежащим к партии и - сохрани
боже! несовременным, неуважительным "к европейской мысли", "к науке и ее
началам". Под защиту этих неопределенных выражений еще любит укрываться у
нас литературная деятельность и усиленно держится в области какого-то
отвлеченного космополитизма. В этом несколько раболепном отношении к
"современности" и "науке" сказывается тот особенный разлад,
который
существует у нас между наукой и жизнью, между теорией и действительностью,
между просвещением и народностью, между "образованными обществом" и простым
народом. Такое подчинение мысли авторитету "современности" (как будто
современное _нынче_ не перестает быть современным _завтра_), такое слепое
благоговение к последнему слову науки (как будто наука есть что-то
завершенное и установившееся) ставит большую часть наших мыслителей в
зависимость от каждой новой почты, приходящей из Западной Европы в Россию и
Стр.1