Эсг
Россию!
Не в силе
шшш
IIIIIIIIIIIIIII I
I
HI
i n
Бог* а в
Александр
iiiiiiiiiiiiin i
iiiiiiiiiiiiiiiiinii i
II POSSEV"
Sozialpolittsche Rundschau in russischer Sprache. Deutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemagne
Адрес Издательства и Редакции:
Frankfurt/Main , MerianstraB e 24a . Verla g „Possev"
Выходи т по воскресенья м
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УШ год
-чл
т
Цен а номер а в рознично й продаж е * " ПСрвН»
•fllllllllllflllllllllllilllllflllllllffllilBiiilfliiiriiliviiiiviiHiifiiiijiiiiviiiliiiiitiiiiiiiliaiiiiiiaiiiiiiiiitiiiiiiiiiitiiiiiiiiiiitiiiiiiiiitiiiiiiltllllllllllllltlllllllllllllllteilllllliail
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 26 ОКТЯБРЯ 1952 г.
ПРОГРЕСС И спячнл
Свою книгу о деле Хисса, столь нашумевшем в свое время в
США, публицист Аластэр Кук назвал: «Суд над поколением». И действительно,
прокоммунистически настроенная часть западной интеллигенции
— это своего рода поколение. Это те люди, которые в тридцатых
годах, отталкиваясь от нацизма, шли в объятия «народного фронта».
У них была своя героика не только в «классовых» битвах, подобных
парижским уличным дракам 1934 года, но и в настоящих боях,
например, в Испании. Они были преисполнены пафоса борьбы «против
фашизма». Для них вс е антибольшевики были «черной реакцией».
Их мышление находилось под прямым воздействием всей столетней
социалистической традиции. Они горели идеей всесторонней эмансипации
человека. И они не видили, в силу политического дальтонизма
и смешения понятий в результате коммунистической пропагандной софистики,
— что в «отечестве всех трудящихся» происходит не «прыжок
из царства необходимости в царство свободы», а нечто абсолютно
противоположное: погружение великой страны во мрак тоталитарной
деспотии.
Вторая мировая война, с 1941 г., когда в нее были втянуты СССР и
США, окрылила этих людей. Им мерещился органический союз «великих
демократий Запада и Востока», они в душе своей (существование
которой склонны были отрицать!) чаяли послевоенной гармонии в
международных отношениях и если не наступления Золотого века, то
во всяком случае быстрого его приближения.
Но если в 1944 году предупреждения, по существу робкие, таких
людей, как фельдмаршал Смуте, могли не приниматься ими во внимание,
создавшаяся в послевоенные годы новая международная конъюнктура
должна была расщепить сознание «прогрессистов». Одни
из них стали откровенными попутчиками коммунизма, пополнив ряды
его агентуры; другие начали открещиваться от своего прошлого, опубликовывая
мемуары на тему: «почему я порвал? ..» В Англии, например,
эти два крайних решения приняли — Фукс — с одной стороны,
и Гайд — с другой.
Но еще многие среди «прогрессивной» интеллигенции остаются в
плену своих «прогрессивных» категорий мышления. В силу психологических
законов консервации и инерции они не в силах смотреть реальности
прямо в глаза, ибо это потребовало бы от них полной перестройки
своего политического сознания и коренной ломки привычных,
уютных представлений. И вот парадокс: эти «передовые» люди на самом
деле плетутся в хвосте событий и со старыми своими схемами не
могут правильно оценить создавшуюся в мире ситуацию.
Правда, они видят, что мир идет к войне, к страшной, безумной
и объективно абсолютно ненужной катастрофе тотального столкновения
двух миров, двух идеологий, двух мироощущений. Предотвратить
эту катастрофу можно только одним путем: ставкой на порабощенные
массы, ставкой на раскрепощение, на революци ю внутри сталинской
деспотии. Но такого вывода «прогрессивная» интеллигенция не
делает.
Почему еще не видно на стороне российских антикоммунистических
сил мощных идейных течений в западных странах? Почему с
таким трудом пробиваются наши идеи? Почему, когда дело идет об
освобождении сотен миллионов от худшей фюрмы рабства, западная
интеллигенция или молчит, или сомневается, или робко шепчет? Но
когда дело шло о насаждении коммунизма в Испании, «интернациональная
бригада» пользовалась мощной моральной и реальной поддержкой.
Почему прислушиваться к социальному протесту итальянского
крестьянина можно, а к многомиллионному голосу российского крестьянства
и всего народа — нельзя?
Нам представляется, что обращенность назад, -наследие прошлых
психологических переживаний, травмированность политического
сознания — все это и вызывает то, что с точки зрения российского народа
и всех народов, порабощенных коммунизмом, можно назвать одним
именем: политической спячко й западной интеллигенции.
На таком положении успокоиться нельзя. Установление факта
не должно становиться фактопоклонством. Пробуждать и звать, привлекать
и убеждать, искать живые души в иностранном мире, среди
всех народов и поколений— наш прямой долг.
Кто за свободу, кто за прогресс, кто за демократию, кто за мир,
за раскрепощение человека — тому место в рядах борцов против коммунизма.
Быть передовым — значит смотреть вперед, а не назад.
Миру брошен вызов, — на него должны ответить не только россияне,
не только другие порабощенные народы — на этот вызов должен ответить
и Запад, его народы, его подлинно прогрессивная интеллигенция.
И ответить не войной, а политически грамотным движением и борьбой
за свободу.
Иначе поистине будет суд над всем нашим поколением, суд истории,
суд страшной реальности, которую уготовил народам коммунизм.
В.
Зимовьев
№ 43 (334)
1© СТРАНЕ
ПОСЛЕСЪЕЗДОВСКИЙ ТРАНС
(Обзор советской печати)
Транс — подгипнозное безволие,
помрачение сознания (см. словарь)
— это именно то состояние, в котором
находится в эти дни тоталитарная
пресса, вынужденная повторять
одни и те же темы, одни и
те же зловонного пафоса лозунги и
слова. Не только партийно-полицейские
ведомости — «Правда»,
«Известия», «Труд», — но и специальные,
профессионального типа
газеты, вроде «Литературной»,
«Советского искусства», «Советского
спорта» и др., лишены возможности
помещать что-либо оригинальное,
кроме спускаемых сверху
стенограмм и восторгов «по поводу».
Полицейское одичание так называемого
общественного мнения в
послесъездовский период даже для
тоталитарной
действительности
вполне необычно.
Партийная муштра
Основной упор внутренней реализации
решений съезда состоит в
преодолении того «опасного» перерождения
партийного аппарата на
местах, которое 'официально называется
«зажимом самокритики и
семейственностью», на самом же
деле является, видимо, стремлением
местных партадминистраторов
к своего рода автономии, самозащите
от обязательных контроля и
сыска сверху . Это опасное для
верховных ^партийных бонз стремление
решено раздавить программой
сыска сниз у и доносительства,
обозначаемыми условно «самокритикой».
О самокритике
с неустанным ожесточением вопиют
передовицы «Правды» (от
20. 10 и 22. 10), без стеснения называя
сопротивляющихся ей «злейшими
врагами партии». Разбить
непроницаемую для бдительности
сверху круговую поруку и спайку
местных, крупных и мелких, партийных
кругов, оживив систему
доносов, — такова
послесъездовская
задача партийной муштры.
Пафос. Сталиниада
Рекорд патетического словоблудия
в эти дни побила, пожалуй,
«Комсомольская правда», опубликовав
в № 235 такие, например, образцы
полицейского пафоса: «Ни
с чем не сравнимо счастье жить в
советской стране, видеть, как расцветает
она под солнцем сталинского
гения... У нашего народа
героев не счесть — имя им коммунисты,
члены мудрейшей партии
.. . Решимость выполнить пятилетку
наполняет жаждой труда
сердца молодежи, любящей партию
единственной, неповторимой
любовью, как любят свою родную
мать .. . Да и как не любить ее,
мудрую! ..» и т. д. (см. «Тройка» —
Н. В. Гоголя).
Не отстают от «Комсомольской
правды» и другие органы «самой
свободной и мире печати», захлебываясь
«воодушевлением», «огромным
энтузиазмом», и прочим
набором специально отысканных в
словаре «экспрессивных» речений,
которыми только и позволяется говорить
о последних «гениальных и
исторических» трудах верховного
сатрапа (его маловразумительных
и нудных рассуждениях о «законах
социализма» и двенадцатиминутном
выступлении, содержащем
подстрекательства к подрывным
действиям зарубежных пятых
колонн).
Венцом сталиниады можно, пожалуй,
считать отмеченную «Правдой»
N° 289 трехлетнюю годовщину.
. . «исторической» телеграм ¬
м ы Иосифа Сталина В. Пику по
случаю образования Восточногерманского
сателлита.
Смена кнута
Кнут в виде «стахановской вахты
в честь 19 съезда,» с помощью
которого плантаторам удалось, судя
по отчетам, выжать ряд дополнительных
достижений из трудящихся,
постепенно заменяется, новым.
Наряду с публикацией рапортов
о том, например, как грузчики
Ленинградского порта, вдохновленные
историческим выступлением
вождя на съезде, разгрузили пароход
«Углич» на 12 часов быстрее
положенной нормы, — 21-22 октября
объявлено уже о ново й
волне социалистического соревнования,
«поднявшейся в честь» приближающейся
35 годовщины октябрьской
катастрофы.
Надрывная, зверская э к с п л оатаци
я в «экономике, переходной
от социализма к коммунизму»
(И. Сталин) перерыв а не знае
т.
Сегодня в номер е
С. Левицки й — О духовных основах солидаризма фМ. Слобод -
ско й — На рассвете • Л. Ржевски й — Две правды • К. Глебо
в — Перед выборами в США ф А. Каши н — За бамбуковым
занавесом
J
i
цинни и
правае.
Невский
ишишашнн ш
Стр.1