За
Россию!
HQ В силе Бог* а в
Александр
II I
I
Illllllllllll l
I
I
IIII I
Illllllllllllllllll l
I
I
IIIIIIIIMIII
„POSSEV"
Sozialpolitische Rundschau in russlscher Sprache. Deutschland
Social and Political Review in Russian Language. Germany
Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemagne
Адрес Издательства и Редакции:
Frankfurt/Main , MerianstraB e 24a . Verla g „Possev"
Выходит по воскресеньям
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
I УШ год
Цена номера в розничной продаже
•••••<
1IIIIIIIII1M1IIIII
IIKIIIIIIirill l
II1KII1IIII
Illlltlllirillirill l
MIIIIIIIMIIIIII
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 2 1 СЕНТЯБР Я 1952 г.
ПУТЬ „ПОСЕВА ii
Каков он, путь нашего еженедельника, подзаголовком-девизом
своим поставившего «За Россию»?
Снова, как и в предшествующие годы, очередное, пятое расширенное
редакционное совещание во Франкфурте обсудило и проверило
этот путь. — Проверило в той обстановке отсутствия какого бы то ни
было давления на свободное слово, какую обеспечивает нам демократия
и какой не имеет сейчас ни одно «производственное» совещание
на Родине; — проверило в обстановке также и внутренней свободы,
когда каждый участник совещания и каждый читатель располагает
подлинным, а не фиктивным правом критики без оглядки на лица.
Более шестидесяти «проверяющих» выступлений было записано на
пленку, сотни читательских анкет, обсуждающих направление, удачи
и неудачи «Посева», оглашены в суммарных итогах, равно как
и выражение читательской посильной поддержки — цифра поступивших
на типографию пожертвований: 35.000 немецких марок.
Путь признан правильным.
Два обстоятельства определяют идейно-журналистский облик
«П о с е в а»:
«Посев» является органом российского антикоммунистического
освободительного движения, возглавляемого организацией российских
солидаристов, не будучи в то же время органом партийным в узком
смысле этого слова. Поэтому среди читательских его кадров и сотрудников
так много лиц, не являющихся членами организации, но взявших
также и на свое идеологическое вооружение некоторые основные
идеи нашего 'движения. Какие? — В части стратегии освободительной
борьбы — прежде всего идею революционно й активности :
делать, делать и еще раз делать! не только говорить .. . Затем — идею
социального, трудового и духовного, сотрудничества , которое
ставится на место фетишизации классовой борьбы, якобы являющейся
неизменным и неизбежным двигателем истории; провозглашение
самоценности человека в противовес тоталитарному подчинению его
диктату партии и коллекч/гаа, поиски того особого модуса взаимоотношений
между личностью и обществом, при котором эта свободно и
гармонически развивающаяся личность не замыкалась бы в себе, но
и не принуждалась бы к общественному «функционированию» полицейской
дубинкой.
Характерно, что в своем понимании солидарности, особенно в поисках
форм социального ее выражения, сочувствующие нам читатели
идут различными, вполне свободными, путями: одни видят в этой идее
развитие христианской идеи братства, 'другие прежде всего — программу
нового трудового социального устройства. Но различны здесь
лишь пути поисков, а н е направление .
Другую профилирующую особенность «Посева» составляет то,
что он читается не только по эту, но и по ту сторону черты, искусственно
разделяющей человечество, со всеми вытекающими из этой
двоякости назначения особенностями содержания, формы и акцентов
материала. Особенности эти, однако, отнюдь не состоят во внешней
пропагандности статей. Нашего читателя «там» интересует прежде всего
самый факт существования за рубежом объединения свободных
земляков и — как и чем «яивут они, как и что думают по различным
вопросам общественно - политической и духовной жизни, в какой мере
думают и чувствуют похож е на то, как, несмотря на запрещение,
думает и чувствует он сам.
Поэтому противоречие между интересами читателя «з д е с ь» и
читателя «там» — только кажущееся противоречие: оно снимается
всесторонним и глубоким разбором тех проблем международной политики
и экономики, национальной и мировой культуры, которые в одинаковой
степени интересуют и свободного и подсоветского читателей.
Условием же широты и ценности этой разработки является пристальное,
добросовестное исследовательское изучени е дейст -
вительност и в СССР, жизни, быта, психологии, сопротивления'
порабощенных большевиками народов.
ния, путь
Это — путь «Посева», путь преодоления губительного разделеустановления
братского взаимопонимания и контакта с
освобождаемьгми и освобождающимися.
Путь трудный, но, говоря словами поэта:
Где,
какой великий
избирал
— путь,
чтобы — протоптанней и легше?
«Не в силе Бог, а в правде». — Правду человечност и надо
противопсетавить^бесчеловечному режиму не как декларацию, но и
как оружи е в действии . И научить им владеть.
Сим победиши !
-у
Illllllllllirilll l
л
*
ПСрвН .
IIMIIIMIIIlir
I
№ 38 (329)
ШСТРАУЕ
ВНУТРИПОНОРНАЯ
ДЕМОКРАТИЯ
до дыр износили, и взамен совести
выросло v них по два языка, и оба
лгут», — писал еще СалтыковЩедрин.
Эту цитату не побоялся
привести фельетонист «Правды»
(№ 249) по отношению к некиим
героям «самокритики»:
«Я — за критику, я — за самокритику.
Критика нужна, как воздух»,
— говорит его герой. —
«Разрешаю критиковать всех и
всё, но .. . только не меня самого»
.. .
Автрр Фельетона, активист пера,
высказывается, конечно, только о
«стрелочниках» самокритики. «Самих»
не задевает. Задеть же «самих»
было бы весьма логично.
Упорно и много пишут сейчас советские
передовицы (см. «Правду»
№ 255 и др.) о внутрипартийной
демократии: эту демократию должна
имитировать «развернувшаяся»
на бесчисленных партийных
конференциях критика и самокритика.
Касается она. однако опятьтаки
только «стрелочников», не
«самого». «Внутрипартийная демократия,
— учит «сам», — есть .. .
укрепление сознательной дисциплины
в партии». — Т. е. дисциплины
покорности . В «единодушии»,
с, которым неизменно
встречают участники конференций
— двуязычные рабы партийных
билетов — постановления «самих»
— лежит их обреченность покорности,
которую не может замаскировать
никакое разоблачение
« стрелочников ».
И бдительно следят за их готовностью
слушаться хозяева, —
износившие совесть свою до дыр
мастера
тоталитарной демократии.
РОГАТЫЕ СТАХАНОВЦЫ
внутрипокорно й
«П роблем а первая . Много ли
корова даст молока, ежели ее не поить?
Буренку
«Марту» лишили воды на девять
дней.. . Корова похудела на шестьдесят
килограммов и снизила удой в
три с половиной раза.
Проблем а вторая . Много ли корова
будет давать молока, если ее поить
через край? Буренку «Сою» подвергли
операции: разрезали бок и вставили в
желудок резиновый шланг. Полтора
месяца сряду трижды в день буренке
вкачивали дополнительно к потребляемой
норме по 12 литров воды зараз. Однако
молока она не прибавила ни стакана.
Проблем
а третья .
Увеличится
ли надой молока, ежели корову подключить
к электрическому току? Холмогорка
«Долина» от электрического тоО
людях, которые «совесть свою
к а подпрыгивала на трех ногах, держа
ногу с электродами высоко поднятой.
После этих бодрых кадрилей корова
увеличила удой на.. . 100 граммов.
Проблем а четвертая .
Возрастет
ли удой, если впрыснуть в вымя коровы
кипятку или скипидару? Буренке
«Ласточке» шприцем вкатили шесть кубиков
кипятку. — Удой остался прежним
.. . Кровь в молоке выделялась в
течение четырех дней. Делали корове и
скипидарный укол в вымя .. .
Теперь, если на ферму заходит какаянибудь
дамочка (жрец «самой передовой
в мире новаторской зоологической
науки», — прим . редакции) , — начинается
нечто невообразимое. «Марта»
бодает перегородку и лезет передними
ногами в кормушку, «Долина» пляшет
на трех ногах, а бык «Вулкан» рвется с
цепи и мычит не своим голосом. Говорят,
— условны й рефлекс».. .
«Условный рефлекс!» — Стоит
запомнить эту шутку: условные
рефлексы, согласно марксистской
психологии, определяют ведь и поведение
человека .
«МОСКВА— ПЕКИН»
Песня с этим припевом, стачанная
по методу сапожно - композиторского
ремесла «социалистического
реализма», несмолкаемо гремела
по стране всю истекшую неделю.
Советско-китайские партцеремонии
закончились
оговором:
Китайско-Чаньчуньская жел. дорога
передается в полную собственность
Китая. — Порт Артур же
китайские коммунистические вассалы
«просят» продолжать «пользовать»
совместно.
«Правда» от 17. 9. пишет, что этот
результат — «новое яркое проявление
великой советской дружбы»,
подчеркивая, что продление срока
пользования Порт-Артуром вызвано
«новой обстановкой, благоприятной
для повторения японской
агрессии».
Сегодня в номер е
Лицо м к революци и — отчет о расширенном редакционном
совещании «Посева » • Л. Зальцбер г — Хозяйственная
мощь США ф Н, А н а т о л и е в а — «Единство противоположностей»
в действии • А. Светлани н — Дальневосточный заговор
Всё это взято из фельетона
«Жертвы нагуки» («Правда» № 251).
Но разве не правильнее было бы
назвать фельетон «Жертвы системы»?
— Разве не отражают эти
опыты фа€\>икации рогатых стахановцев
— тупую алчность, жестокость
системы в целом? — Системы
которая стремится, пренебрегая
законами разума, сострадания
и самого естества, сорват ь
грубо, сорвать смаху, пусть ценой
истощения или даже гибели подъяремных,
как можно больше и к»ак
можно быстрее сорвать в свой карман.
— Карман воинствующих
плантаторов, мечтающих о коммунистическом
зачумлении вселенной.
правде.
Невский
Illlllllllllllllllll
l
Illllllllllllllllll l
Стр.1