За
Россию!
Не в ш е Бог, а о правде — Лленсандр Не ^ п
„POSSEV"
Sozlalpolltlsche Rundschaa In rasstscher Spracne. Deutschlana
Social and Political Review In Russian Language. German*
Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemaan
Издательство и редакция:
Verlag .Possev' ,
Условия подписки: 5 ном. — 3 НМ 10 — 6 НМ К т .д.
Условия приема объявлений: 1/16
Llmburg/Lahn, Deutschland.
60 НМ 1/8 —
100 НМ, 1/4 — 180 НМ, 1/2 — 350 НМ, 1 стр. — 700 НМ
nankkonto: Limburger Bank V 14. Postschecfcfconto:
Frankfurt-M 33 461.
Еженедельник общественной и политической мысли
VI год
РОССИЯ И США
Г. Андрее в
США по праву играют в настоящее
время первую роль в мире, не подвластном
Коминформу. Во всеобщем рагчороде
они — единственный достаточно
мощный материально и сильный духовФ
но противник и противовес — не России
и ее народам, а тоталитарному СССР с
его коммунистическим правительством.
Поэтому понятен наш интерес к США.
В военное и послевоенное время США
приняли ряд ошибочных решений, укрепивших
коммунизм и воспринятых
нами с огорчением, а иногда и с негодованием.
Нам приходится и сейчас не мало
возмущаться, видя медлительность и
неповоротливость США в принятии жизненноважных
для всех народов, ограждающих
их от коммунизма решений.
Однако, мы можем констатировать, что
так или иначе, а США все же постепенно
переходят на более твердый путь борьбы,
и что в основе этого лежат здоровые
чувства.
Российская и американская нации
внешне во многом разнятся друг от друга.
Это различие объясняется разным
жизнеощущением, чем определяется и
их разное отношение к смыслу и значению
человеческой деятельности. Для
россиянина неприемлемо то, что подраВ
номере:
В. Зимовьев
США И ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ
Жак Сорелъ
СТАЛИНГРАД
Г. Климов
В БЕРЛИНСКОМ КРЕМЛЕ
эумевается под «американизмом» и
«американской деловитостью», обеспечивающими
материально - техническое
богатство и благополучие США, но не
оставляющими человеку времени для
«заботы о душе», для духовной жизни,
— между тем жизнь, лишенная возможности
созерцательного углуб пения в
нее, для россиянина в значительной мере
теряет ценность. В этом, кстати, одна
из причин краха советской попытки
«американизировать «наш народ
Наша созерцательность, конечно, не
есть «российская лень» или «обломовщина»:
обломовы вряд ли за 200 лет сумели
бы создать Империю от Балтийс•
кого моря до Тихого Океана и вряд ли в
последние десятилетия перед Первой
мировой войной развивали бы свое хозяйство
«американскими», по тому дремени
темпами. Уже эти два факта никак
не вяжутся с примитивно представляемой
«русской ленью» и свидетельствуют
о нашей деловитости и трудолюбии,
однако, по характеру отличающихся
от американских — вероятно тем,
что эти качества никогда не были для
нас. самоцелью.
Для США они долго оставались самоцелью,
но, очевидно лишь внешне. Внутреннее
содержание американского народа,
— это приходится предполагать
даже вопреки «официальной» философии
США (Джон Дьюи), — было другим.
В этом нас убеждает проснувшаяся
в США в последние десятилетия тяга к
духовному творчеству, отражаюшаяся
в первую очередь в поднявшейся на
уровень передовой в мире американской
литературе. В ней, как и в нашей классической
литературе XIX и начала XX
Беков, звучат хорошо знакомые нам темы:
неудовлетворенности, жажды к
совершенствованию и — человечности.
В новое время по-новому американская
литература проникнута той же теплотой
и любовью к человеку, которыми
была проникнута и наша большая литеВыходит
no воскресеньям.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 19 МАРТА 1950 г.
Цевв номера в розничной продаже /и пшен.
-ч л
_т
№ 12 (199)
ратура. И еще — в ней так же непобедимо
звучит утверждение жизни, оптимизм,
— не плоский «американский оптимизм»,
воплощенный в обязательной
улыбке и в «счастливом конце» кинокартин
а подлинный, конечно-утверждающий
нас и побеждающий глубокий
трагизм жизни. Эти черты американской
литературы убеждают нас в том,
что корни ее, уходящие в духовны? недра
американского народа, одинаковы
нашим, — а это стирает внешнюю разницу
между нами и обнаруживает наше
духовное родство в решающем — в выв)
сокой человечности чувств обоих народов.
Другими
роднящими нас качествами
является способность к широте, к мысли
и действию в больших масштабах, как
и к смелости выполнения широко задуманных
задач. Правда, большевизм использовал
эти способности россиян для
своих целей, но при другом направлении
они могут быть благодетельными
для мира. Способность к широте основана
на ощущении себя «всечеловеком»,
«гражданином мира», а не только своей
родины—патриотизм россиянина и изоляционизм
американца не мешают им
чувствовать свою всечеловечность
Мы полагаем, что не ошибемся
сказав,
что перечисленные качества — при
всех совершенных и еще предстоящих в
будущем ошибках, отклонениях и при
искажении внешними проявлениями. —
объясняют способность обоих нарезов в
своей деятельности к соединению разума
с сердечной теплотой, твердости,
смелости и мужества с человечностью,
силы и храбрости — с великодушием.
Способность к этому — удел больших и
сильных народов, не боящихся за свое
существование и готовых помочь другим.
Только
обладая такими качествами
США могли принять решение о помощи
Европе по плану Маршалла и оказать в
широких размерах помощь другим народам;
только поэтому они могут отстаивать
ООН от разрушения коммунистами,
организовывать оборону мира, а во
внутренних делах проводить полигику
Нью-Дила, широких социальных пре
Стр.1
16
ПОСЕ В
образований к т. д. Многое и этого еще
3
отягощено и другими побуждениями и
принимается «вынужденно», но одни
коммунисты могут видеть в этом только
«капиталистическую» или «империа;тистическую»
политику США: мы видим в
них так же необходимые, требующиеся
временем решения, как и ответы на преступную
коммунистическую деятельность,
ответы продиктованные в том числе
и человечностью чувств американского
народа.
Это обеспечивает наши симпатии к
США, что, впрочем, не означает, что мы
и впредь не будем резко критиковать
их политику за очередные ошибки, очевидно
неизбежные при сложности современного
положения и при несовершенстве
существующего управления. Но
не критикуют только врага — с ним борются.
Наша критика, как и наши симпатии,
основаны на желании помочь
положению, что вытекает и из нашего
стремления к сотрудничеству и содружеству
народов, и из чувств удовлетворения,
когда мы видим осуществление
этого стремления в конкретных решениях.
Это и определяет в данное время наше
отношение к США.
Народам России и США нечего делить
и не из-за чего ссориться. Наоборот,
крепкая дружба между ними, молодыми
и сильными народами, проникнутыми
в глубине души одним чувством,
способна обеспечить миру порядок и
спокойное существование. Мешает этому
одно: стоящее между обоими народами
коммунистическое
правительство
СССР. Убрать это препятствие опятьтаки
может дружба и взаимопомощь
обоих народов. Если в политике США ncf
отношению к России будут лежать чувства,
отмеченные нами выше, одинаковые
чувствам народов России, и политика
США не отклонится от них, мы убеждены,
что необходимая дружба будет в
конце концов уставов лева. А это ,в свою
очередь, освободит мир от основной
опасности, от коммунистической угрозы,
и позволит ему заняться решением других
задач.
„Прннципальная"
критика и исоцналистический"
реализм
Недавно происходил в Москве XI I пленум
Союза советских писателей. Основным вопросом
на повестке дня, помимо вопроса о детской
литературе и организационных вопросах,
о которых уже сообщалось, была критика
критиков.
Доклад по этому пункту повестки дня сделал
генеральный секретарь А. Фадеев. После
внимательного ознакомления с этим докладом
приходится придти к выводу, что задача, стоящая
перед критиками^ весьма тяжела. Критикам
прежде всего предъявляется обвинение
в отсутствии принципиальности.. Ответа
же на вопрос о том, как принципиальность
критики совместить с постоянными окриками
партийного начальства^ докладчик, конечно,
не дает, хотя чуть ли не накануне пленума
подобный конфуз произошел с критиком романа
Катаева «За власть советов» М. Кузнецовым.
Нечто подобное было с критиками, и
весьма именитыми, пьес «Карьера Бекетова»
и «Огненная река». Сначала они пьесы захвалили,
а после партийного окрика изругали.
При этом даже не покраснели. Поостереглись
чтобы не заметили.
>
И атмосфера
Времена Белинского сейчас недостижимы.
партийного террора в области
духовной жизни действует разлагающе на писателей
и критиков. Притупляет в них чувство
долга и ответственности перед народом.
Когда в нашей литературе было' возможно
явление, чтобы осведомителя охранки принимали
как равного в писательском кругу? А
А. Трушнович
Мысли о российских эмиграциях
V. А. И.
Герцен
Герцен родился в знаменитом 1812 году.
Он принадлежал к тому поколению,
которое было «вскормлено рассказами
отцов». В декабрьские дни 1825 г. ему
было 13 лет. Дети в таком возрасте способны
к тонким наблюдениям и к оценке
событий, которые сохраняют часто
на всю жизнь в памяти. Герцен уже сознательно
переживает крушение мечтаний
и чаяний Александровской эпохи.
Александр I постепенно погружается в
туман мистико-депрессивного состояния
и власть захватывает в свои руки
временщик, предтеча большевиков —
Аракчеев. Русское Возрождение кочеСм
-
11
неет,
творческий огонь медленно тухнет.
В кружках, состоящих из узкого круга
лиц одного «горения», рождается русская
культура XIX века, и вместе с ней
протест против крепостного права и самовластного
бесправия. В 1834 г. он и
его друзья арестовываются и отправляются
в ссылку. Ссылку он переживает
душевно тяжело, но он материально
полностью обеспечен и может заниматься
литературой. Горячий ум, критически
недисциплинированный,
скажет
словами в стиле нашего .времени: «Вот
бы ему сталинскую ссылку! Занимался
бы он литературой на Колыме». Мы с
ним согласны: самый темный период
любого царского абсолютизма не может
ЛЬ 12 (191}
сейчас бывший, а может быть и сегодвяшнмА,
сексот НКВД Ажаев прочно вошел в ряжи
«инженеров душ», введен в правление союза
писателей! И получил « сталинскую премии»
з а воспевание концлагеря. Концлагерная тем
и а, впрочем, наиболее соответствует именно
«сталинской» премии. И безнадежно требовать
от литературных критиков принципиальности
в их творчестве, если она отсутствует ч их
среде, в их повседневной жизни.
Еще одним коньком пленума был так называемый
«социалистический реализм». Фьдеев
и все выступавшие в прениях сетовали
)
что
никак не могут дать четкое определение этому
понятию, и что этим самым «неопределенным»
социалистическим реализмом наши писатели
не могут овладеть. И вряд ли овладеют.
Ибо «социалистический реализм» это требование
искренней лжи. А наши писатели хо^
т я и лгут, но очень не многие из них лгут и о .
кренне
Расцвета же наша литература (и наша критика)
— расцвета, которого
взыскивали на
пленуме, — достигнет только тогда, когдч она
будет правдива, когда она будет отражать подлинную
духовную жизнь народа, когда она
будет показывать живых, реальных людей. А
сможет она это делать, когда будет свободна
наша страна от диктатуры большевизма, от^
диктатуры вообще.
Е. Р .
ПОПРАВКА
В статье Е. Романова «Проголосовать против
большевизма!»
(«Посев» № 11) допущена
грубая опечатка. На стр. 1, в 3 колонке св(:рху,
следует читать: «которое обуславливает пол-i
ную невозможность выдвижения кандидата
...» ит . д., по тексту.
^НЯ1Ш1М«МШ11111111111Щи1ММЙ1М1|»ММИ1Н11111ММН1111111Н»Н1|111111НШ1Н1И1и>Н1Ш1>М<»
«Посев» в Берлине
МОЖНО ВСЕГДА КУПИТЬ
В ГАЗЕТНОМ КИОСКЕ НА
Kurfurstendamm Ecke Joachimstalerstr.
выдержать сравнения со сталинским*
Если вне исторического времени сравнивать
оба режима, то сталинский безмерно
хуже николаевского. Это однако
не исключает факта осуждения последнего
передовыми людьми и крепостным
крестьянством, переживавшим в исторической
категории того времени поло-,
жение своей родины не менее тяжело,
чем последующие поколения в гораздо
более страшном периоде, но в другой
исторической категории. Одна из главных
причин тяжести переживаний тогч
дашнего поколения лежит в технической
отсталости охранительных мер режима.
Всякий абсолютизм может держаться
только при наличии двух условий:
герметическом закрытии границ и
собственной (режима) идеологии, пропагандно
закрепленной. Мысли Запада, в
виде его социальных, философских и
др. учений и течений проникали в Россию
в неизмененном виде и из первоис
Стр.2
Eft 12 (199)
Политические заметки
Борьба за Германию
Обширен фронт холодной войны.
И не всегда можно сказать,
какой участок ее важнее других.
Борьба за контроль над атомной
энергией все еще продолжает оставаться
в центре всеобщего внимания,
и так оно будет еще долго,
так как видимых путей для решения
этого спора нет, да при существующих
отношениях и быть не
может. А решиться на что-то нужно.
Этого настойчиво требует общественное
мнение. Это диктуется
и всей создавшейся обстановкой.
Особенных надежд ни у кого нет,
но тем больше всяких проектов.
К сожалению, они почти все сводятся
к тому, чтобы «как-то с большевиками
договориться». Как
договориться, никто толком не
знает. Точнее, никто, собственно,
в возможность договориться
не
верит. Но мысль все время вертится
в ограниченном кругу и не может
из него выбраться. Новых
идей как-то не появляется, д *же у
политических
деятелей
стиля, как Черчилль.
Но из всех планов ,свод:
в. тому, чтобы «как-то догов»
ся», наиболее любопытным
ется тот, с которым выступив недавно
американский сенатор Бриен
Макмагон. Предложение
его
сводится, как известно, к тому,
чтобы обсуждение вопроса об атомном
контроле поставить на очередной
или чрезвычайной сессии
ООН, но самую сессию эту провести
в Москве, с тем, чтобы лмеющие
там быть дебаты «могли быть
слышны в каждом уголке земного
шара, а, главное, на всем пространстве
между Лёниниградом и
Владивостоком».
Хорошо сказал Макмагон. Не совсем
только для. нас ясно, серьезно
ли он говорил или в шутку, с
задней, так сказать, мыслью. Что
значит провести сессию ООН в
Москве? Если это значит, что в
Москву, вместе с многочисленными
делегатами ООН, приедут еще
более многочисленные корреспонденты
со всех «уголков земного
шара» и не только приедут, но
и захотят познакомиться со в с е¬
м и достижениями советской власти,
— вплоть до «исправительнотрудовых»
лагерей, скажем, — если
это значит также, что вс е дебаты,
— все, а не только витийствования
товарищей Вышинского
или Громыки, — должны будут
передаваться советскими радиостанциями
«от Ленинграда и до
Владивостока», то неужели сенатор
Макмагон серьезн о думает,
что «люди в Кремле» на это согласятся?
Но внутреннее убеждение
нам подсказывает, что он сам
в это не верит. Ибо сам же он оговорился,
— и в
смысл
этом настоящий
его предложения, — что
такого
«если кремлевские властители не
согласятся на сессию ООН в их
В
условиях,
предложенных
Макклоем, нет ничего особенного.
Все это совершенно обычно в любеф
.щшщршяяуьщдЬ стране Но
ние, а ' янзче i t ' чему* Й^иВА ШхЯ^
сыр-бор городить. — Н. Гр.), то
весь свободный мир узнает истинную
причину такого отказа»..
Совершенно то же можно сказать
и о вызвавшем столь много
разговоров и комментариев предложении
Верховного Комиссара,
Джона Макклоя о всеобщих выборах
в Германии. 28 февраля Макклой,
выступая на прессконференточников.
Казенный суррогат «идеологии»
не мог выдержать сравнения с живыми
и эволюционно зрелыми идеями,
возникшими в век Пушкина, декабристов
и кружков. Государственная церковь
старалась религиозно-идеологически
оправдать режим, вопреки евангельской
правде, воспринятой народом. Надо
полагать, что, согласно непреложным
историческим законам, нарушение этих
двух условий большевиками — первого
в силу исторических событий, независящих
от «плановой мудрости» отдельных
лиц л партий, а второго, благодаря
духовной бедности собственной «идеологии»,
основанной на тирании, приведут
к тому же результату — к крушению
крепостного режима.
Герцен по пустяшному поводу попадает
вторично в ссылку. Ссылка довольно
своеобразная. Он назначается на
Воет начальника отделения в управление
губернатора в Новгороде. Герцен в
ПОСЕВ
ции во Франкфурте, четко и ясно
изложил американскую точку зрения
на вопрос о национально-политическом
объединении Германии.
Америка, сказал он, всецело
поддерживает вполне законное и
естественное стремление германского
народа к единству. Но объединение
Германии должно свер -
шиться в демократических формах,
в результате свободного волеизъявления
народа,
насильственного внедрения
а не путем
тоталитарного
режима. И Макклой рекомендует
провести этой осенью
выборы во все й Германии, следовательно,
И' в советской зоне, но
при обязательном
1
соблюдении таких
условий: полного равноправия
все х партий, при выдвижении'
кандидатур, — в разработке программ
и в предвыборной агитации;
полной свободы политической деятельности
и действительной гарантии
свободной подачи
голосов
для все х избирателей; одинакового
для все х партий права и
фактической возможности пользоваться
средствами информации
— радио, прессой и т. д.
1
случав она все же доказывает то,
что нужно было доказать: как далеки
одно от другого два понимания
демократии, даже в преаелах
одной и той же страны. Географические
категории, которыми коекто
привык мыслить
)
определенно
теряют свою силу.
Предложение Макклоя о свободных
общегерманских выборах и
реакция на это со стороны тех, к
кому оно было обращено, это —
небольшой, хоть и очень характерный
эпизод в непрекращающейся
борьбе за Германию, составляющей
один из самых серьезных участков
Холодной войны. Наступающей
стороной здесь, как и воюду,
остаются большевики. Они продолжают
лихорадочно работать над
созданием ударной армии для этого
наступления, в виде так наэы-.
раемого «Национального Фрочта».
Это новое, усовершенствовчнное
издание «Национального Конгресса».
И приходится удивляться,
как, несмотря ни на что, — несмотря
на царящий в Восточной Германии
полицейско - террористический
режим, несмотря на скудные
нормы снабжения, на общий хозяйственный
застой, несмотря лаже
на линию Нейса - Одера, на
положение немецких военнопленный;
в Советском Союзе, и многое
фГГ*р, — вуим-то /х ^ б й чисто
Вышинский, в изобретательности
ему нельзя отказать!) или как там
их еще называть. И предложение
американского Верховного Комиссара,
как и следовало этого ожидать,
не только было взято в штыки
всеми органами пропас анды
советсокой зоны Германии, но и послужило
им поводом для самой
резкой и грубой брани, как по адресу
«американского империализма»,
так и лично Макклоя. Брань
— плохой аргумент. Но в данном
удушающем царстве бюрократии, «нравственного
душегубства»
задыхается,
хиреет. Его жена, от полученного во
время ареста потрясения преждевременно
рожает и больше уж полностью не
поправляется. Связи отца выручают его
в довольно непродолжительный срок.
Начинается тот период его жизни, в. который
сложилось его мировоззрение и
его характер. Период чрезвычайно богатый
и блестящий. В кружках Станкевича,
Елагина и др. кипела тогда культурная
жизнь рвущейся к свету русской
интеллигенции. В них были Белинский,
Грановский, Чаадаев, Бакунин,
Боткин, Катков и сам Герцен. Рядом с
ними — Хомяков, Киреевский, Аксаков,
Самарин. Какие имена и какие люди!
«Вся жизнь, все усилия устремлены к
общему без всяких личных выгод.»
Кружки западников и славянофилов
резко разошлись, но какие странные это
были тогда враги: «.. . и нет этих проЭте^
— 'вГ'
бость сопротивления насильно и
упорно навязываемой пропаганде,
и специфически местная, десятилетиями
и веками воспитанная
наклонность к слепому повиновению.
Но
как бы то ни было, германские
большевики носятся сейчас с
планом очередного пропагандного
трюка если не очень большого
стиля, то большого размера
Это
предположенный этой Троицей потивников,
которые были ближе нам
многих своих». «И мы смотрели в разные
стороны... в то время как сердце
билось одно». Это сердце была — Россия.
Эмиграция
Герцена чрезвычайно своеобразна
и для нас интересна. Она полна
внутренних конфликтов. Оправдать
ее полностью, исторически и нравственно,
очень трудно. На путях такому оправданию
стоят и Пушкин и Александр
II . Какие побуждения заставили Герцена
покинуть Россию? Герцен со своим
бурным и бескомпромиссным характером
ни при каких условиях не мог приспособиться
к режиму духовного гнета.
Такой человек мог жить и творить только
в свободной стране. Он своим инстинктом
чуял, что предстоит третья
ссылка и, вместе с нею, духовная и нравственная
гибель. Жестокий и бессмысленный
поступок правительства с кружком
Петрашевского, в том числе и с До
Стр.3