За
Россию!
Не в силе Бог, а в, правде — Длеисандр Невсний
„POSSEV"
Sozlelpolltliche Rundtchau In ruiilicher Spracho. Social and
Political Review In Rutilan language. Hebdomadaire Social et
Politique en langue mite. Germany, Allemagne, US-Zone.
«Посев»: Редакция, отдел подписки и объявлений:
Limburg/Lahn, Verlag ..Ppssev". Postschekkonto:
Frankfurt/M, 33.461; Bankkonto: Limburger Bank, V 14.
Филиалы редакции: Monchehof b. Kassel, IRO-Lager;
Hamburg 13, Mittelweg 113- Представительство в Германии
и книжный
склад: Frankfurt-Fechenheim,
Am Riitschlehen 19. Verlag «Р о s s e v».
ЕженедеЛЬНИК Общественной И ПОЛИТИЧеСНОЙ МЫСЛИ
ГУ год
Выходят по воскресеньям. Цена номера 50 пфен.
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 21 НОЯБРЯ 1948 Г.
СОВЕСТЬ НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ
Несколько недель тому назад исполнилось
десять лет со дня издания закона
о создании Трудовых резервов. Юбилей
этот прошел почти незамеченным.
В ряде газет появились материалы, разосланные
ТАСС; в некоторых — материалы
местного сочинения; обычные
казенные передовицы. На их содержании
не стоит останавливаться. Там сказано
все то, что может быть сказано советской
прессой по поводу советского офи
циального торжества. Лживо, бездарно
и нудно. Однако, остановиться на самой
причине торжества • совершенно необходимо,
ибо мы здесь сталкиваемся с
принципиально новым положением в
советской действительности, с положением,
которое "незаметно создалось за
истекшие десять лет, с положением к
которому большевики несомненно стремились,
но о котором в официальных
статьях, разумеется, не сказано ни слова;
более того — не сделано, даже, намека.
Что
представляет
собою система
«Трудовых резервов», система для управления
которой создан специальный
государственный орган: министерство
трудовых резервов? Это — сеть ремесленных
училищ, в том числе специальных
железнодорожных, в которые м обилизую
т с я подростки в возрасте
12-15 лет, а так же школы ФЗО (фаб'рично-заводского
обучения), в которые
мобилизуются подростки и юноши в возрасте
15-17 лет. Ремесленные и железнодорожные
училища иногда существуют
самостоятельно и имеют свои собственные
мастерские. Школы ФЗО прикреплены
к промышленным предприятиям
или стройкам. Каждый год министерство
трудовых резервов получает
утвержденный
правительством план
мобилизации и этот план неукоснительно
выполняется; каждый год сотни тысяч
подростков заполняют рабочие казармы.
Уклонение от призыва или попытка
покинуть училище или школу,
наконец, плохая работа или плохие успехи
в обучении влекут з а собой суровые
Наказания, вплоть до заключения в
тюрьму или исправительно - трудовую
колонию на срок до 1 года. (Закон от
28. 12. 1940 г.). В подавляющем большинстве
случаев мобилизованные подростки
отправляются из родных мест в противоположные
районы страны. Мобилизованных
из Киева и Киевской области
отводит в Новосибирск, а воронежцев
везут в Донбасс.При этом в последние,
послевоенные годы стали практиковать
еще сортировку на промежуточных
пунктах, так, что из мобилизованной,
скажем, в Белгороде партии только
несколько человек белгородцев попадают
к месту назначения вместе. Цель:
перемешать мобилизованных и разъединить
земляков.
№ 47 (130)
Доставленные к месту назначения
мобилизованные размещаются в общежитиях
при училищах или заводах и
предприятиях. В большинстве случаев
это — различные заводские помещения,
оборудованные под общежития, бараки
или, что реже, специально выстроенные
для этой цели казармы. Оборудование
их чрезвычайно примитивно. Большие
комнаты, где размещено по 25¬
30 человек. Часто не хватает коек И ребята
спят или на полу, или по два человека
на койке. Постельное белье меняется
редко, а иногда отсутствует. Обслуживающий
персонал общежитий недостаточен.
Уборка помещений проводится
нерегулярно. Часто в комнатах нехватает
скамеек, нет шкафов и приходится
складывать вещи под кроватями.
Все мобилизованные в училища получают
форму, а в школы — спецодежду.
В большинстве случаев, это — плохого
качества шинели и стеганные куртки.
Обувь — рабочие ботинки на резиновой
подошве. Далеко не всегда выдаются
куртки и брюки из т. н. «чертовой
кожи». Мобилизованным приходится
пользоваться одеждой, привезенной из
дому. Сроки износа установлены очень
жесткие. Например, шинель полагается
одна на весь срок обучения в училище
(три года), ботинок — две пары, куртки
и брюки — один комплект на год. Так
как воспитанникам училищ уже с первых
дней приходится четыре часа работать
на .производстве, часто на грязной
и тяжелой работе, а на втором году обучения
практическая работа занимает
пять восьмичасовых дней в неделю, естественно,
что одежда и, особенно,
обувь снашиваются раньше намеченных
сроков. Далеко не все могут что-либо
получить из дому и поэтому нередки
случаи, когда воспитанники училищ
все лето ходят босиком и вообще выглядят
оборванцами.
Культурно - воспитательная
работа
;
проводится. Она, главным образом, сводится
к кружкам по изучению очередных
постановлений партии и правительства.
Устраиваются киносеансы, организуются
различные спортивные кружки.
Вся работа эта, в конечном счете,
преследует цель: физического воспитания
и примитивной политической подготовки.
В самом училище общеобразовательные
предметы почти отсутствуют
да и их преподавание поставлено из
рук вон плохо. Главный упор в теоретических
занятиях направлен на изучение
элементарных основ ремесла, которому
обучает училище. В школах же ФЗО
теоретические занятия вообще почти
отсутствуют и вся учеба сводится к практическому
обучению той или иной специальности
(каменщик, штукатур, шахтер,
сталевар и т. д.) на практике. Весь
курс школы ФЗО ограничен максимаСегодня
в номере:
Е. РОМАНОВ
Совесть нашей молодежи (стр. 1)
A. CBETOB
На кого работает время (стр. 2)
К. Г. Б-СКИЙ
«Свобода Ваших деуй» (стр. 5)
МИХ. РОЗАНОВ
Завоеватели белых пятен (стр. 6)
Г. АНДРЕЕВ
Записки уязвленного человека (стр. 9)
льным сроком в 6 месяцев, а есть школы
и с 3-хмесячным курсом обучения.
Нравственная сторона воспитания особенно
оставляет желать много лучшего.
Ребята, с еще неустановившимся взглядом
на жизнь, на нормы поведения попадают
в условия почти полной безнадзорности.
Штат воспитателей, которые
живут в общежитиях весьма ограничен.
В большинстве их роль сводится к роли
надсмотрщиков и их авторитет держится
на страхе воспитанника получить наряд,
попасть в карцер. Бывают случаи,
когда «воспитатели» прибегают к подзатыльникам,
как к мере воздействия. Положение
усугубляется тем, что предприятия,
которым по контракту, передаются
молодые рабочие-подростки после
окончания училищ, не предоставляют
им сразу комнат или общежитий. Часто
окончившие училище продолжают по
году-два жить в общежитии училища.
Часто общежития училища и рабочие
общежития представляют одно целое.
Это приводит к тому, что 12-14-летние
ребята живут вместе с 19-20-летними,
юношами. Естественно, что младшие начинают
жить интересами старших, а
эти интересы бывают совершенно неподходящими
для подростков. Ненормальная
обстановка делает такие ненормальные
для подростка явления, как курение,
ругань, интерес к половой жизни,
обыденными. Психика ребят нарушается
и уродуется.
Конечно, не везде картина такова,
как описано выше. В училищах, расположенных
в столицах или крупных городах,
при показательных заводах —
порядки иные, внешне многое выглядит
иначе, но в провинции, в далеких от центров
заводах, шахтах и рудниках действительность
бывает еще более ужасной.
Кстати, все описанное мы, в основном
, восстановили на основании советских
источников — газет и журналов, в
которых корреспонденции с мест сигнализируют
о тех или иных неблагополучиях
в ведомстве Трудовых резервов.
Кое что дополнено, особенно это касается
дальнейшего изложения, из рассказов
молодых солдат оккупационной армии,
которым пришлось пройти жизненный
путь «молодого рабочего».
(Окончание на стр. 11)
Стр.1