Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПаршукова Г. Б.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц224
ID13608
АннотацияДанная монография рассматривает важную миссию современных библиотек, которая состоит в удовлетворении образовательной потребности современного человека и посвящена анализу информационно-библиотечной среды образовательного пространства самого крупного региона Сибирского федерального округа – Новосибирской области. Автор рассмотрел понятие образовательного пространства и сравнил тенденции и динамику развития системы высшего образования с характеристиками информационно-библиотечной инфраструктуры.
Кому рекомендованоДля исследователей в области проблем высшей школы, организаторов региональных систем высшего профессионального образования, студентов библиотечных специальностей и библиотечных специалистов.
ISBN978-5-94560-025-3
Паршукова, Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона (на примере Новосибирской области) / Г.Б. Паршукова .— научное издание .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2004 .— 224 с. — ISBN 978-5-94560-025-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/13608 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Г.Б. Паршукова ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (на примере Новосибирской области) Новосибирск 2004 ББК Ч730.0+Ч734(2)5 П18 Научный редактор <...> Информационно-библиотечная среда образоваП18 тельного пространства региона (на примере Новосибирской области): Монография / ГПНТБ СО РАН. <...> ISBN 5-94560-025-3 Данная монография рассматривает важную миссию современных библиотек, которая состоит в удовлетворении образовательной потребности современного человека и посвящена анализу информационно-библиотечной среды образовательного пространства самого крупного региона Сибирского федерального округа – Новосибирской области. <...> У библиотек современного информационного общества существует общая миссия, которая состоит в удовлетворении образовательных потребностей человека. <...> ГПНТБ СО РАН, крупнейшая научная библиотека Сибири и Дальнего Востока, начиная с 60-х годов ХХ века, периодически исследует структуру информационных ресурсов региона [133, 134, 160], сопоставляя их с региональными информационными потребностями. <...> Результаты анализа структуры региональных информационных ресурсов и сопоставление их с образовательными потребностями населения показывают, что в процессе включения российских специалистов и студентов, как будущих специалистов, в мировую науку и культуру научным библиотекам альтернативы нет. <...> Несмотря на то, что термин "образовательное пространство" используется многими организаторами деятельности системы профессионального образования, к сожалению, 6 среди современных крупных теоретиков мало кто обращает внимание на проблему социального пространства, как научную категорию. <...> Как эффективно будут использованы эти потенциальные возможности, насколько будут востребованы индивидом информационные ресурсы, зависит и от социокультурной ситуации и от информационного <...>
Информационно-библиотечная_среда_образовательного_пространства_региона_(на_примере_Новосибирской_области).pdf
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук Г.Б. Паршукова ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА (на примере Новосибирской области) Новосибирск 2004
Стр.1
ББК Ч730.0+Ч734(2)5 П18 Научный редактор Е.Б. Артемьева, кандидат педагогических наук Рецензенты: В.И. Гужов, доктор технических наук Е.Б. Соболева, кандидат педагогических наук Паршукова Г.Б.Информационно-библиотечная среда образоваП18 тельного пространства региона (на примере Новосибирской области): Монография / ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2004. – 224 с. ISBN 5-94560-025-3 Данная монография рассматривает важную миссию современных библиотек, которая состоит в удовлетворении образовательной потребности современного человека и посвящена анализу информационно-библиотечной среды образовательного пространства самого крупного региона Сибирского федерального округа – Новосибирской области. Автор рассмотрел понятие образовательного пространства и сравнил тенденции и динамику развития системы высшего образования с характеристиками информационно-библиотечной инфраструктуры. Монография предназначена для исследователей в области проблем высшей школы, организаторов региональных систем высшего профессионального образования, студентов библиотечных специальностей и библиотечных специалистов. ББК Ч730.0+Ч734(2)5 Parshukova G.B. Information-library environment of the regional educational space (an example of Novosibirsk area). – Novosibirsk: SPSTL SB RAS, 2003. – 224 p. The given monography considers the important mission of modern libraries, which consists in satisfaction of educational needs of a modern man and is devoted to the analysis of information-library environment of educational space of the largest region of the Siberian federal district – Novosibirsk area. The author has considered the concept of educational space and correlates it with the real data of the development of Russian higher school. The tendencies and dynamics of the development of higher education system are compaired to the characteristics of information-library infrastructure. The monography is intended for the researchers in the field of higher school education, organizers of regional systems of higher education, for the students of library specialities and library experts. ISBN 5-94560-025-3 © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2004
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие........................................................................................................5 Введение..............................................................................................................6 Глава 1 Информационная среда образовательного пространства ....................17 1.1 Образовательное пространство. Основные понятия..............................17 1.2 Информационное пространство и информационная среда....................24 1.3 Информационные ресурсы образовательного пространства .................31 Выводы.........................................................................................................41 Глава 2 Система высшего образования.............................................................43 2.1 Высшее образование России. Основные тенденции..............................43 2.2 Регионализм как парадигма развития системы образования.................57 Выводы.........................................................................................................66 Глава 3 Место библиотеки в системе открытого дистанционного образования .....................................................................................................67 3.1 Книга и библиотека в информационном обществе ................................67 3.2 Технологии дистанционного образования: общие подходы ..................81 3.3 Функция библиотеки в системах открытого дистанционного образования.............................................................................................88 Выводы....................................................................................................... 102 Глава 4 Социокультурная и образовательная среда Новосибирской области.................................................................................................... 104 4.1 Социально-экономические факторы развития Новосибирской области...................................................................................................... 104 4.2 Образовательная среда Новосибирской области.................................. 111 Выводы....................................................................................................... 120 Глава 5 Информационно-библиотечная среда Новосибирской области ....... 121 5.1 Особенности социокультурной среды Новосибирской области.......... 121 5.2 Библиотечная среда Новосибирской области....................................... 126 Выводы....................................................................................................... 153 Заключение...................................................................................................... 155 Приложения .................................................................................................... 160 1 Вузы Новосибирской области (на начало учебного года)....................... 160 2 Число вузов по регионам России в сравнении с данными Сибирского федерального округа (СФО) ................................................................... 161 3 Число вузов и студентов в них по России ............................................... 165 4 Список высших учебных заведений г. Новосибирска (на 27 июня 2001 года) ................................................................................................ 166 5 Карта образовательных ресурсов г. Новосибирска – вузы...................... 168 6 Карта образовательных ресурсов г. Новосибирска – дополнительное образование............................................................................................. 169 3
Стр.3
7 Карта образовательных ресурсов г. Новосибирска – повышение квалификации.......................................................................................... 170 8 Карта библиотечных ресурсов г. Новосибирска...................................... 171 9 Распределение численности студентов государственных высших учебных заведений Новосибирской области по группам специальностей на начало 2000/01 учебного года (человек) ............................................ 172 10 Число книг и журналов в массовых библиотеках России по регионам (на 1000 населения)................................................................................ 174 11 Показатели деятельности библиотек государственных вузов г. Новосибирска (по годам)................................................................................178 12 Свод годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках Министерства культуры России Новосибирской области (по годам) ... 181 13 Сравнительные данные библиотек за 2001 год ..................................... 184 14 Данные деятельности академических библиотек (институтов СО РАН) г. Новосибирска ............................................................................ 185 15 Сведения об автоматизации в библиотеках СО РАН (на 1.02.2002) ..... 186 16 Характеристика библиотечной деятельности ГПНТБ СО РАН (по годам) ............................................................................................... 189 17 Характеристика контингента вузовских читателей ГПНТБ СО РАН... 190 18 Качественный состав компьютерной техники библиотеки в 2001 году.............................................................................................. 192 Список публикаций по теме............................................................................ 193 Опубликованные документы...................................................................... 193 Неопубликованные документы .................................................................. 222 4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ Социальное, экономическое и политическое развитие общества в 90-х годах ХХ отличается от современности. Изменяется система ценностных ориентаций, в которых действует профессионал. Изменения происходят во всех сферах человеческой деятельности. Это особенно заметно, в библиотечно-информационной сфере где идеологическая подоплека действий специалистов была очень сильна в течение долгого времени. Освободившись от заидеологизированности своей работы, библиотекари начали искать новую профессиональную парадигму и здесь столкнулись с некоторыми трудностями, поскольку у библиотек разного типа и ведомственной принадлежности не только различные технологические возможности и группы потребителей библиотечных услуг, но и разные цели деятельности. У библиотек современного информационного общества существует общая миссия, которая состоит в удовлетворении образовательных потребностей человека. ГПНТБ СО РАН, крупнейшая научная библиотека Сибири и Дальнего Востока, начиная с 60-х годов ХХ века, периодически исследует структуру информационных ресурсов региона [133, 134, 160], сопоставляя их с региональными информационными потребностями. Подобные исследования проводят и другие библиотеки территории. Масштабы деятельности и научные традиции ГПНТБ СО РАН позволяют проводить исследования крупного регионального плана. Результаты анализа структуры региональных информационных ресурсов и сопоставление их с образовательными потребностями населения показывают, что в процессе включения российских специалистов и студентов, как будущих специалистов, в мировую науку и культуру научным библиотекам альтернативы нет. Поскольку общество развивается динамично, представляется абсолютно необходимым возвращаться к анализу информационной (библиотечной) среды с позиций образовательного пространства территории. Настоящая монография предназначена для специалистов в области библиотечного дела, исследователей региональных проблем библиотековедения, организаторов высшего профессионального образования, студентов библиотечных факультетов вузов культуры. 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.