Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Библиотека в системе непрерывного профессионального образования

0   0
Первый авторЖданова Т. А.
ИздательствоИздательство ГПНТБ СО РАН
Страниц59
ID13374
АннотацияОсвещается современное состояние, проблемы развития повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока. Излагается концепция развития системы непрерывного библиотечного образования в сибирском регионе. Обсуждаются вопросы переподготовки специалистов с высшим не библиотечным образованием и технология организации дистанционного образования на Высших библиотечных курсах. Описывается опыт подготовки кадров в Библиотеке Конгресса США.
Кому рекомендованоМатериалы препринта адресованы руководителям, методистам и специали- стам библиотек, преподавателям, аспирантам и студентам библиотечных учебных заведений.
Жданова, Т.А. Библиотека в системе непрерывного профессионального образования / Т.А. Жданова .— сборник трудов .— Новосибирск : Издательство ГПНТБ СО РАН, 2000 .— 59 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13374 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Препринт 99-1 Новосибирск 2000 ББК Ч73р7 Б59 Авторы благодарят Российский гуманитарный научный фонд за финансовую поддержку проекта № 98–06–08031а "Концепция развития региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири", в рамках которого подготовлен этот препринт. <...> Освещается современное состояние, проблемы развития повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока. <...> Обсуждаются вопросы переподготовки специалистов с высшим небиблиотечным образованием и технология организации дистанционного образования на Высших библиотечных курсах. <...> Описывается опыт подготовки кадров в Библиотеке Конгресса США. <...> Материалы препринта адресованы руководителям, методистам и специалистам библиотек, преподавателям, аспирантам и студентам библиотечных учебных заведений. <...> Система повышения квалификации кадров в Библиотеке Конгресса США .............................................................................49 3 От составителя Необходимость успевать за быстро идущими изменениями и растущий дефицит высококвалифицированных библиотекарей — таковы главные причины пересмотра роли и возможного вклада библиотек в систему непрерывного библиотечного образования в современный период. <...> Все представленные в препринте материалы в той или иной форме отражают необходимость пересмотра и изменения существующей роли библиотек в системе непрерывного образования. <...> Это говорит о том, что значительно повысилась <...>
Библиотека_в_системе_непрерывного_профессионального_образования.pdf
РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Препринт 99-1 Новосибирск 2000
Стр.1
ББК Ч73р7 Б59 Авторы благодарят Российский гуманитарный научный фонд за финансовую поддержку проекта № 98–06–08031а "Концепция развития региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири", в рамках которого подготовлен этот препринт. Библиотека в системе непрерывного профессионального образоБ59 вания. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. — 56 с. (Препр. / ГПНТБ СО РАН; 99-1). Освещается современное состояние, проблемы развития повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока. Излагается концепция развития системы непрерывного библиотечного образования в сибирском регионе. Обсуждаются вопросы переподготовки специалистов с высшим небиблиотечным образованием и технология организации дистанционного образования на Высших библиотечных курсах. Описывается опыт подготовки кадров в Библиотеке Конгресса США. Материалы препринта адресованы руководителям, методистам и специалистам библиотек, преподавателям, аспирантам и студентам библиотечных учебных заведений. Составитель кандидат педагогических наук Т.А. Жданова © Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2000
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ От составителя....................................................................................................... 4 Жданова Т.А. Концепция развития региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири................................................................... 6 Жданова Т.А. Современное состояние повышения квалификации кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока .......................................................13 Лащевская В.М. Система повышения квалификации сотрудников муниципальных библиотек Кемеровской области.........................................................................26 Жданова Т.А. Роль Высших библиотечных курсов в подготовке специалистов для библиотек........................................................................................................31 Калюжная Т.А. Технология перехода к дистанционному обучению библиотекарей: постановка вопроса ..............................................................................................39 Сукиасян Э.Р. Система повышения квалификации кадров в Библиотеке Конгресса США.............................................................................49 3
Стр.3
От составителя Необходимость успевать за быстро идущими изменениями и растущий дефицит высококвалифицированных библиотекарей — таковы главные причины пересмотра роли и возможного вклада библиотек в систему непрерывного библиотечного образования в современный период. Каким бы высоким не было качество выпускника высшей библиотечной школы, оно никогда не будет идеально соответствовать требованиям практики. Библиотеки вынуждены постоянно компенсировать пробелы в подготовке вновь поступающих на работу сотрудников и специалистов, работающих уже многие годы. В последние годы возникла потребность в дальнейшем развитии концепции непрерывного библиотечного образования. Все представленные в препринте материалы в той или иной форме отражают необходимость пересмотра и изменения существующей роли библиотек в системе непрерывного образования. Это говорит о том, что значительно повысилась активность библиотек в повышении квалификации и переподготовке специалистов, хотя современные условия меньше чем когда-либо способствуют этому процессу. Многие вопросы организации и развития системы непрерывного образования на российском и региональном уровнях остаются нерешенными. Прежде всего не узаконено участие библиотек и их место в системе непрерывного образования, не решены основные вопросы, необходимые для создания единого образовательного пространства в регионах: управление системой непрерывного образования, структура и организационные основы взаимодействия библиотек и учебных заведений, технология распределения функциональных ролей и обязанностей, содержательная канва образовательного процесса и его формы. Как правило, библиотековеды чаще всего обсуждают последний аспект. Одна из немаловажных задач сегодня — обобщение и анализ накопленного библиотеками опыта, выработка стратегической линии развития непрерывного образования. В препринте мы пытались продвинуться вперед в решении этой задачи. Возможно, одна из главных ошибок в организации непрерывного образования в наших библиотеках состоит в том, что при разработке своих программ обучения мы часто "следуем" за учебными заведениями и невольно переносим их организационные принципы в свою систему, в то время как в библиотеках должны быть свои принципы и подходы к обучению. Очевидно, акцент должен быть сделан не на предметно-тематические курсы, близкие по содержанию к программам курсов учебных заведений, а на проблемное освоение и развитие накопленного опыта, актуальную специфику функциональной роли библиотек. Именно этот подход будет препятствовать устареванию библиотечной профессии. Остро стоит задача сохранения преемственности между 4
Стр.4
старым и новым поколением библиотекарей. Нельзя допустить, чтобы между ними образовался вакуум и его заполнили "пилигримы", так как это грозит профессии катастрофой. Особую значимость при обучении персонала в библиотеке приобретает формирование новой профессиональной культуры, умения учиться, понимать и использовать знания. Отличительный принцип обучения в библиотеке должен выражаться в направленности на решение функциональных задач. Главная задача библиотек в системе непрерывного образования заключается в развитии и поддержании компетентности специалистов на протяжении всего периода их трудовой деятельности. Качество ее выполнения — будущее библиотек, и мы должны максимально стремиться к тому, чтобы сделать его перспективным. Т.А. Жданова, ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН 5
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.