РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования
БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Препринт 99-1
Новосибирск
2000
ББК Ч73р7
Б59
Авторы благодарят Российский гуманитарный научный фонд
за финансовую поддержку проекта № 98–06–08031а "Концепция развития
региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири",
в рамках которого подготовлен этот препринт. <...> Освещается современное состояние, проблемы развития повышения квалификации и переподготовки кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока. <...> Обсуждаются вопросы переподготовки специалистов с
высшим небиблиотечным образованием и технология организации дистанционного образования на Высших библиотечных курсах. <...> Описывается опыт подготовки кадров в Библиотеке Конгресса США. <...> Материалы препринта адресованы руководителям, методистам и специалистам библиотек, преподавателям, аспирантам и студентам библиотечных учебных
заведений. <...> Система повышения квалификации кадров
в Библиотеке Конгресса США .............................................................................49
3
От составителя
Необходимость успевать за быстро идущими изменениями и растущий
дефицит высококвалифицированных библиотекарей — таковы главные причины пересмотра роли и возможного вклада библиотек в систему непрерывного библиотечного образования в современный период. <...> Все представленные в препринте материалы
в той или иной форме отражают необходимость пересмотра и изменения существующей роли библиотек в системе непрерывного образования. <...> Это говорит о том, что значительно повысилась <...>
Библиотека_в_системе_непрерывного_профессионального_образования.pdf
РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ
Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПУБЛИЧНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования
БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Препринт 99-1
Новосибирск
2000
Стр.1
ББК Ч73р7
Б59
Авторы благодарят Российский гуманитарный научный фонд
за финансовую поддержку проекта № 98–06–08031а "Концепция развития
региональной системы непрерывного образования библиотекарей Сибири",
в рамках которого подготовлен этот препринт.
Библиотека в системе непрерывного профессионального образоБ59
вания. — Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2000. — 56 с. (Препр. /
ГПНТБ СО РАН; 99-1).
Освещается современное состояние, проблемы развития повышения квалификации
и переподготовки кадров в библиотеках Сибири и Дальнего Востока.
Излагается концепция развития системы непрерывного библиотечного образования
в сибирском регионе. Обсуждаются вопросы переподготовки специалистов с
высшим небиблиотечным образованием и технология организации дистанционного
образования на Высших библиотечных курсах. Описывается опыт подготовки
кадров в Библиотеке Конгресса США.
Материалы препринта адресованы руководителям, методистам и специалистам
библиотек, преподавателям, аспирантам и студентам библиотечных учебных
заведений.
Составитель кандидат педагогических наук Т.А. Жданова
© Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения Российской
академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2000
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
От составителя....................................................................................................... 4
Жданова Т.А.
Концепция развития региональной системы непрерывного
образования библиотекарей Сибири................................................................... 6
Жданова Т.А.
Современное состояние повышения квалификации кадров
в библиотеках Сибири и Дальнего Востока .......................................................13
Лащевская В.М.
Система повышения квалификации сотрудников муниципальных
библиотек Кемеровской области.........................................................................26
Жданова Т.А.
Роль Высших библиотечных курсов в подготовке специалистов
для библиотек........................................................................................................31
Калюжная Т.А.
Технология перехода к дистанционному обучению библиотекарей:
постановка вопроса ..............................................................................................39
Сукиасян Э.Р. Система повышения квалификации кадров
в Библиотеке Конгресса США.............................................................................49
3
Стр.3
От составителя
Необходимость успевать за быстро идущими изменениями и растущий
дефицит высококвалифицированных библиотекарей — таковы главные причины
пересмотра роли и возможного вклада библиотек в систему непрерывного
библиотечного образования в современный период. Каким бы высоким
не было качество выпускника высшей библиотечной школы, оно никогда не
будет идеально соответствовать требованиям практики. Библиотеки вынуждены
постоянно компенсировать пробелы в подготовке вновь поступающих на
работу сотрудников и специалистов, работающих уже многие годы. В последние
годы возникла потребность в дальнейшем развитии концепции непрерывного
библиотечного образования. Все представленные в препринте материалы
в той или иной форме отражают необходимость пересмотра и изменения существующей
роли библиотек в системе непрерывного образования. Это говорит
о том, что значительно повысилась активность библиотек в повышении
квалификации и переподготовке специалистов, хотя современные условия
меньше чем когда-либо способствуют этому процессу.
Многие вопросы организации и развития системы непрерывного образования
на российском и региональном уровнях остаются нерешенными. Прежде
всего не узаконено участие библиотек и их место в системе непрерывного
образования, не решены основные вопросы, необходимые для создания единого
образовательного пространства в регионах: управление системой непрерывного
образования, структура и организационные основы взаимодействия
библиотек и учебных заведений, технология распределения функциональных
ролей и обязанностей, содержательная канва образовательного процесса и его
формы. Как правило, библиотековеды чаще всего обсуждают последний аспект.
Одна из немаловажных задач сегодня — обобщение и анализ накопленного
библиотеками опыта, выработка стратегической линии развития непрерывного
образования. В препринте мы пытались продвинуться вперед в решении
этой задачи.
Возможно, одна из главных ошибок в организации непрерывного образования
в наших библиотеках состоит в том, что при разработке своих программ
обучения мы часто "следуем" за учебными заведениями и невольно переносим
их организационные принципы в свою систему, в то время как в библиотеках
должны быть свои принципы и подходы к обучению. Очевидно, акцент должен
быть сделан не на предметно-тематические курсы, близкие по содержанию
к программам курсов учебных заведений, а на проблемное освоение и
развитие накопленного опыта, актуальную специфику функциональной роли
библиотек. Именно этот подход будет препятствовать устареванию библиотечной
профессии. Остро стоит задача сохранения преемственности между
4
Стр.4
старым и новым поколением библиотекарей. Нельзя допустить, чтобы между
ними образовался вакуум и его заполнили "пилигримы", так как это грозит
профессии катастрофой. Особую значимость при обучении персонала в библиотеке
приобретает формирование новой профессиональной культуры, умения
учиться, понимать и использовать знания. Отличительный принцип обучения
в библиотеке должен выражаться в направленности на решение функциональных
задач.
Главная задача библиотек в системе непрерывного образования заключается
в развитии и поддержании компетентности специалистов на протяжении
всего периода их трудовой деятельности. Качество ее выполнения — будущее
библиотек, и мы должны максимально стремиться к тому, чтобы сделать его
перспективным.
Т.А. Жданова, ведущий научный сотрудник ГПНТБ СО РАН
5
Стр.5