Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук
УДК
ББК
Л.А. Кожевникова
БИБЛИОТЕКА В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Препринт 02-1
Новосибирск
2002
Стр.1
Аннотация
Исследуются факторы, участвующие в формировании внешней
и внутренней экономической среды библиотеки. Даются понятия экономического
потенциала библиотеки, библиотечной ситуации и библиотечной
среды. Предлагается методика экономического и социокультурного
проектирования библиотечной ситуации территории.
Стр.2
Введение
Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири,
разработанные Сибирским отделением РАН, предусматривают глубокие
преобразования отраслевой и пространственной структур региональной
экономики. Это предполагает учет внутрирегиональных особенностей
развития общественного производства территории, — накопленного
научного, образовательного культурного потенциала населения.
В настоящее время, когда происходит резкое сокращение ресурсов
федерального бюджета на поддержание науки, образования, культуры
с одновременным усилением нагрузки на местные бюджеты в связи с
муниципализацией территориальной собственности, необходимость изучения
реальной роли библиотек в базовых экономических процессах становится
очевидной.
Базовые экономические процессы представляют собой взаимодействие
субъектов хозяйственной деятельности и субъектов власти, которые
выступают от имени населения.
Базовые экономические процессы протекают в пределах единого социального,
культурного и информационного территориального пространства.
Именно в этих рамках формируется необходимая среда для удовлетворения
человеком подавляющего большинства его многообразных потребностей,
составляющих основные подсистемы жизнедеятельности, —
производственную и внепроизводственную. Библиотеки включены в обе
эти подсистемы:
— они создают информационную инфраструктуру территориального
производства;
— обеспечивают воспроизводство трудовых ресурсов через предоставление
продуктов и услуг, несущих новое знание и способствующих
духовному развитию человека.
Тем самым библиотеки занимают свою нишу в решении базовой экономической
проблемы, — распределении в обществе товаров и услуг,
формирующих качество и уровень жизни населения.
Следует отметить, что сфера потребления — это широкое понятие,
включающее две крупных компоненты, — социальную и материальную.
До недавнего времени библиотечная деятельность традиционно рассматривалась
в рамках социальной компоненты. Однако, вторжение рыночных
отношений во все сферы общественного производства усилили экономическую
компоненту деятельности библиотек, поставили библиотечное
сообщество перед лицом новых исследовательских задач. Важнейшая из
них связана с определением сущностных свойств и характеристик библиотечной
экономики, определением ее места в структуре экономики региона.
3
Стр.3
Не менее важной является и проблема взаимодействия субъектов хозяйствования,
выражения основных экономических интересов. Это библиотечное
сообщество и властные структуры территории. Связь между
ними определяется тем, что и тот и другой субъекты формируют главные
контуры развития территориальной экономической системы: конкретные
темы, формы, виды занятости населения, уровень их профессиональной
подготовки.
Отсюда вытекает необходимость определения внутренней меры качественных
и количественных сторон экономических явлений, имеющих
место в процессе производства, распределения, обмена и потребления
библиотечных продуктов и услуг.
Проблему невозможно решить, не имея четкого представления о таких
экономических категориях, как библиотечные ресурсы, продукты
и их значение как для формирования информационного рынка отдельных
территорий, так и для формирования уровня и качества жизни населения.
В связи с усилением самостоятельности регионов, переходом к рыночным
отношениям конфигурация социально-экономического и культурного
пространства территорий претерпела значительные изменения,
что обусловило необходимость исследования и проектирования библиотечной
ситуации в рамках отдельных поселений: городов и городских
районов, сельских поселений. Результаты таких исследований позволят
определить потенциал экономического развития библиотек отдельных
сибирских территорий, упорядочить финансовые потоки, направляемые
на развитие информационно-библиотечных систем.
Итак, перечисленные проблемы являются основными для определения
роли и места библиотечной экономики в структуре базовых социально-экономических
процессов.
Они так или иначе работают на внутренние закономерности развития
хозяйственной деятельности и условия жизни отдельных территорий
и требуют разработки методики их исследования с позиций ряда научных
дисциплин.
I. Библиотека в структуре базовых
социально-экономических процессов
Предметом данного раздела выступает тема, которая десяток лет назад
отсутствовала в отечественной исследовательской практике, поскольку
не было выработано адекватной основы для изучения социокультурной
сферы российских территорий. В условиях единого народно-хозяйственного
комплекса страны организация социокультурной сферы традиционно
базировалась на схеме "центр — периферия". Согласно этой схеме библиотечная
политика, в том числе экономическая, формировалась центра4
Стр.4
лизованно через нормозадающие положения и стандартизацию деятельности.
При таком подходе территориальные библиотечные системы выступали
в роли трансляторов политики центра, хотя и пытались адаптировать
ее к особенностям социально-культурного развития территории.
Не являлась исключением и социокультурная сфера Сибирского региона,
хотя по своему ресурсному и научно-техническому потенциалу этот регион
в значительной степени отличается от центральных территорий России.
Сибирь занимает 40% территории России, на долю этого макрорегиона
приходится до 60—85% основных минерально-сырьевых и энергетических
ресурсов, а показатели валового внутреннего продукта (ВВП)
в регионе более чем в 1,2 раза превышаю среднероссийские показатели
[1]. Научно-образовательный комплекс Сибири занимает одно из ведущих
положений в стране, — он составляет примерно 10% от общероссийского,
при этом доля Сибирского отделения РАН — 20% от численности всего
научного потенциала [2]. В регионе функционирует около 80 высших
(в том числе 10 университетов) и более 100 специальных средних учебных
заведений [1, с. 64].
Вместе с тем обследования научно-образовательного потенциала Сибири,
проведенные в 80—90-е гг., исследователи СО РАН [2, 3, 4] ассиметричность
его развития. Есть территории с преобладанием научнообразовательного
комплекса в структуре общественного производства.
Речь может идти о таких центрах образования и науки как Новосибирский,
Томский, Красноярский, Иркутский научные центры. Есть территории
с преимущественным развитием производственного потенциала, по
большей части ресурсного. Это Тюменская, Кемеровская, Омская и некоторые
другие области. Научный потенциал здесь в основном представлен
конструкторско-технологическими институтами, СКБ, инженерными центрами.
Есть территории с преимущественным развитием сельского хозяйства,
— Алтайский край, республика Хакасия и др.
Отличие сибирских территорий центральной России характеризуется
их резкой дифференциацией социально-экономического положения. Среди
них есть наиболее стабильные (Тюменская область), относительно стабильные
(Томская, Иркутская области), среднекризисные (Новосибирская
область, Красноярский край, Республика Саха), острокризисные (Кемеровская,
Омская области), экстремально-кризисные (Республика Алтай,
Алтайский край, Бурятия, Тыва, Хакасия, Читинская область). Тем не менее,
даже на достаточно благополучных сибирских территориях условия
проживания хуже, а уровень жизни населения ниже по сравнению с европейской
частью страны. Так по уровню и качеству жизни Москва занимает
1-е место, Санкт-Петербург 2—3-е, Республика Татарстан — 6-е, Новосибирская
область — 32-е, Бурятия — 40-е, Читинская область —
5
Стр.5