Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 559485)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Музыкальная литература: программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств (220,00 руб.)

0   0
АвторыКозовчинская Е. В.
ИздательствоГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей
Страниц83
ID133493
АннотацияПрограмма по предмету «Музыкальная литература» предназначена для музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Программа составлена с учётом особенностей обучения в специализированных музыкальных школах. В отличие от типовой программы для ДМШ, автор настоящей программы предлагает расширить круг тем и заполнить существующие пробелы в изучении западной и отечественной музыки вплоть до рубежа XX – XXI веков.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей
Кому рекомендованоДля преподавателей детских музыкальных школ и детских школ искусств.
УДК78
ББК85.31
Музыкальная литература: программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств [Электронный ресурс] / Е.В. Козовчинская .— Оренбург : ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2007 .— 83 с. — авт.-сост.: Козовчинская Е.А.; отв. ред.: Логинова В.А.; библиогр.: с. 81-82 .— Режим доступа: https://rucont.ru/efd/133493

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Леопольда и Мстислава Ростроповичей» ОУДО «Специальная детская музыкальная школа» <...> Е.А. КОЗОВЧИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОГРАММА для детских музыкальных школ и школ искусств Оренбург 2007 Печатается по решению Ученого совета ГОУ ВПО ОГИИ им. <...> Е.А. КОЗОВЧИНСКАЯ Музыкальная литература: программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств / Автор-составитель Е.А. <...> Одной из важных задач предмета является овладение учащимися необходимыми знаниями, представлениями о различных жанрах, формах, жизни и творчестве композиторов. <...> Отечественное музыкальное искусство практически не представлено творчеством молодых композиторов второй половины XX века, таких как Р. Щедрин <...> Программа составлена для преподавателей теоретических дисциплин музыкальных школ и рассчитана на обучение учащихся всех специальностей, получающих начальное музыкальное образование за семилетний срок обучения. <...> Изучение произведений должно сопровождаться проигрыванием его главных тем на фортепиано, разбором особенностей строения и музыкального языка, прослушиванием фрагмента, части или целого произведения. <...> Примерный тематический план Первый год обучения (4 класс) Знакомство с музыкальным инструментарием, с произведениями различных жанров и форм №№ темы Наименование темы Кол. часов 1 полугодие 1 2 3 Музыкальные тембры Орган, клавесин Фортепиано, арфа Струнные смычковые инструменты Деревянные духовые инструменты Медные духовые инструменты Ударные инструменты Большой симфонический оркестр Оркестр народных инструментов Духовой оркестр. <...> Эстрадно-джазовый оркестр Элементы музыкальной речи Основные элементы музыкального языка Тема и её развитие Повторность, периодичность Секвентность, вариационность Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений 2 полугодие Музыкальные формы Членение музыкальной речи Период Двухчастная форма Трёхчастная форма Рондо Вариации Сонатная форма Сонатно-симфонический <...>
Музыкальная_литература_программа_для_детских_музыкальных_школ_и_детских_школ_искусств.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный институт искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей» ОУДО «Специальная детская музыкальная школа» Е.А. КОЗОВЧИНСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПРОГРАММА для детских музыкальных школ и школ искусств Оренбург 2007
Стр.1
Печатается по решению Ученого совета ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Программа утверждена Научно-методическим советом ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Автор-составитель: Е.А. Козовчинская - преподаватель кафедры истории и теории музыки специальной детской музыкальной школы ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Рецензенты: Т.Ю. Ларионова - Н.Я. Рыбак - доцент, директор специальной детской музыкальной школы ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей С.М. Платонова - кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Уфимской государственной академии искусств имени З.Г. Исмагилова. Ответственный редактор: В.А. Логинова - кандидат искусствоведения, профессор, проректор по научной работе и международным связям, профессор, заведующая кафедрой истории и теории музыки ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей Е.А. КОЗОВЧИНСКАЯ Музыкальная литература: программа для детских музыкальных школ и детских школ искусств / Автор-составитель Е.А. Козовчинская. - Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2007. - 92 с. Программа по предмету «Музыкальная литература» предназначена для музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств. Программа составлена с учётом особенностей обучения в специализированных музыкальных школах. В отличие от типовой программы для ДМШ, автор настоящей программы предлагает расширить круг тем существующие пробелы в изучении западной и отечественной музыки вплоть до рубежа XX – XXI веков. ©Козовчинская Елена Анатольевна, 2007 © ГОУ ВПО ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, 2007 и заполнить
Стр.2
Содержание I. Пояснительная записка ………………………………………….4 II. Краткие методические указания ……………………………….5 III. Примерный тематический план ……………………………….7 Первый год обучения ………………………………………………7 Второй год обучения ……………………………………………....8 Третий год обучения ……………………………………………...11 Четвёртый год обучения …………………………………………..12 IV. Содержание курса……………………………………………...15 Первый год обучения ……………………………………………...15 Второй год обучения ……………………………………………...20 Третий год обучения ……………………………………………...39 Четвёртый год обучения ………………………………………….53 V. Историко-хронологическая таблица ………………………...86 VI. Список литературы .…………………………………………...90
Стр.3
Курс обучения: IV – VII классы. Уроки групповые, 1 час в неделю. Учебных недель в году – 34. Объём часов курса – 136. Пояснительная записка Предмет «Музыкальная литература» входит в комплекс музыкальнотеоретических дисциплин ДМШ, способствуя активному профессиональному развитию учащихся. В процессе обучения они знакомятся с сочинениями русских и зарубежных композиторов разных исторических периодов. Дисциплина «Музыкальная литература» вводится с 4 класса и продолжается до конца обучения в школе. При этом учащиеся уже имеют определённый слуховой опыт, накопленный на уроках «Слушание музыки» (с 1 по 3 классы) и некоторый запас знаний, полученный на других предметах, что можно использовать на уроках «Музыкальная литература». «Музыкальная литература» бифункциональна по своей сути: с одной стороны она выполняет просветительскую функцию, а с другой – способствует улучшению профессиональной подготовки музыкантов. Одной из важных задач предмета является овладение учащимися необходимыми знаниями, представлениями о различных жанрах, формах, жизни и творчестве композиторов. В связи с этим целью предмета можно считать освоение содержательной сущности произведений через слуховое и логическое восприятие. В конце обучения учащиеся должны научиться грамотно пересказывать материал, излагать свои впечатления и рассуждения, касающиеся определённой темы, прослушанной музыки. При создании программы автор опирался на ряд существующих в настоящее время программ и пособий: 1. Музыкальная литература: программа для детских музыкальных школ. – М., 1970. – 48с. 2. Лисянская Е.Б. Музыкальная литература: программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. – М., 1982. – 43с. 3. Коломиец Г.Г. Зарубежная музыка XX века в курсе музыкальной литературы детских музыкальных школ и музыкальных училищ: учебное пособие. – Оренбург, 1998. – 23с. При этом автор считает, что традиционная типовая программа, ограничивающаяся изучением музыки XVIII – XIX веков, на современном этапе развития музыкальной культуры устарела. Эпоха романтизма в зарубежной музыке, согласно типовой программе, остановилась на произведениях Шуберта и Шопена, а вторая половина XIX века и новые направления в современной музыке совсем не обозначены. Отечественное музыкальное искусство практически не представлено творчеством молодых будущих
Стр.4
композиторов второй половины XX века, таких как Р. Щедрин, А. Шнитке, А. Петров, С. Слонимский и др. Программа Е.Б. Лисянской предлагает более широкий круг тем, характеризующие современное состояние отечественной культуры. Но искусство зарубежных композиторов и здесь затрагивая, что особенно ценно, вопросы, не пополнилось представителями позднего романтизма и современности. Учебное пособие Г.Г. Коломиец направлено на изучение современного музыкального языка, и внимание, в основном, акцентируется на творчестве зарубежных композиторов и стилевых тенденциях XX века на Западе. В связи с этим автор настоящей программы предлагает расширить курс второго, третьего и четвёртого годов обучения дополнительным тематическим материалом. Планируя первый год обучения, посвященный основным жанрам и формам музыкального искусства, автор опирался на программу Е.Б. Лисянской. В программе предлагаются различные варианты тематического плана для второго и четвёртого годов обучения. При этом автор предполагает, что первый вариант 5 класса рекомендуется для группы учащихся с более высоким уровнем развития, а варианты последнего года обучения можно использовать для подготовки учащихся в дополнительном восьмом классе. Программа составлена для преподавателей теоретических дисциплин музыкальных школ и рассчитана на обучение учащихся всех специальностей, получающих начальное музыкальное образование за семилетний срок обучения. Автор также рекомендует ориентироваться на уровень развития учащихся и индивидуально, с учетом их возможностей подходить к составлению тематических планов, внося коррективы. Краткие методические указания Традиционными формами работы в курсе «Музыкальной литературы» являются слушание и разбор музыки, освоение знаний, касающихся биографии и творчества композиторов. Теоретическая часть курса представлена в виде лекционного материала, а также отчасти в виде самостоятельной подготовки учащихся по учебникам и дополнительной литературе. Изучение произведений должно сопровождаться проигрыванием его главных тем на фортепиано, разбором особенностей строения и музыкального языка, прослушиванием фрагмента, части или целого произведения. Учитывая быстро рассеивающееся внимание младших школьников, увеличивать объём прослушивания стоит постепенно. Уроки, посвященные биографии композитора, следует проводить с постоянными ссылками на историческую эпоху, событиями общественной и культурной жизни страны, что способствует крепости и глубине знаний, развитию познавательных способностей учащихся. Урок условно состоит из трёх фаз: опрос учащихся по усвоению знаний,
Стр.5
изложение нового материала и его закрепление. Поурочный опрос можно проводить в виде индивидуальных устных ответов, фронтального опроса учащихся и письменных заданий (тест, кроссворд, творческая познавательная игра, викторина и другие формы на усмотрение педагога). При изложении новой темы рекомендуется делать акцент не на максимально полном освещении материала, а на основных, значимых моментах и логичности построения урока. Следует ограничивать объём материала во избежание расслабления внимания и утомления учащихся. Для закрепления темы на уроке стоит использовать формы работы, побуждающие учащихся к активной деятельности (совместное обсуждение, индивидуальные высказывания). Домашнее задание может представлять собой разнообразные виды работы: повторение материала по учебнику, составление конспекта по нужной теме, подготовка доклада по дополнительной литературе, проигрывание нотных примеров. Целесообразным считается систематическое проведение небольших викторин, способствующих накоплению слухового опыта и развитию музыкальной памяти учащихся. В выборе сложности задания рекомендуется индивидуальный подход, учитывающий уровень подготовленности группы. Повышая профессиональный уровень учащихся, педагог должен стремиться к пробуждению интереса к музыке не только на уроках: организованное посещение концертов будет способствовать их дальнейшему развитию и накоплению знаний.
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически