М., Русский путь, 2001, 2002
Пытаясь объять в своем творчестве всю
историю российских революций, Александр
Исаевич Солженицын не смог пройти мимо
еврейского вопроса и посвятил ему
двухтомный труд – плод многолетней работы. <...> Действительно, в период перестройки он
почти не поднимался; отношения русских с
евреями
складывались
сравнительно
спокойно, да и евреев в России стало заметно
меньше… <...> Миссия Израиля продолжается; в самые трудные времена евреи
снова и снова выходят из гетто на авансцену, чтобы сыграть свою роль в
решающих апокалиптических событиях. <...> )
Еврейский вопрос в некотором смысле самый важный и для истории
всемирной. <...> В центре библейского повествования стоит избранный народ; через
него решаются судьбы остального человечества. <...> 3:2), они – буквально народ Книги, в которой запрограммированы все события,
а потому в их судьбе наиболее ярко проступают метаисторические законы. <...> Говорят даже,
еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и
мистическом плане. <...> Без обращения к текстам
библейской традиции в еврейской проблеме действительно делать почти нечего;
да и неумолимые параллели и повторы в древней и новой истории вечного
народа слишком очевидны… <...> С другой стороны, и для ортодоксальных
иудеев Бог — несокрушимая воля, совершающая страшное насилие, и
неконтролируемый процесс, который неотвратим для всех, кто пассивно
вовлечен в него. <...> На
страницах
книги
предстает
картина
непрекращающихся странствий еврейского народа, который кружит по
смертоносной пустыне в поисках своей земли обетованной. <...> Все происшедшее за два столетия с еврейством – в черте оседлости, и
выход из ее прозябания, и расцвет, и возвышение в круги советской власти, и
новое стеснение, и потом Исход – не игра случайных стечений на окраине
истории. <...> Еврейство закончило круговой цикл распространения вокруг
Средиземного моря, вплоть до востока Европы – и теперь двинулось в возврат
на свою исходную землю <...>
Двести_лет_вместе_и_врозь._Статья.pdf
Двести лет вместе и врозь
В.Ю. Ирхин
А.И. Солженицын. Двести лет вместе (1795-1995).
М., Русский путь, 2001, 2002
Пытаясь объять в своем творчестве всю
историю российских революций, Александр
Исаевич Солженицын не смог пройти мимо
еврейского вопроса и посвятил ему
двухтомный труд – плод многолетней работы.
Как пишет автор в предуведомлении (2000 г.),
за последние годы этот вопрос вроде бы
отступил на второй план по сравнению с
другими аспектами российской трагедии.
Действительно, в период перестройки он
почти не поднимался; отношения русских с
евреями складывались
сравнительно
спокойно, да и евреев в России стало заметно
меньше… Сейчас все больше на слуху третья
авраамическая религия – воинственный ислам. Однако это лишь
дополнительное (хотя и существенное) усложнение, которое проблемы ничуть
не отменяет. Миссия Израиля продолжается; в самые трудные времена евреи
снова и снова выходят из гетто на авансцену, чтобы сыграть свою роль в
решающих апокалиптических событиях.
Израиль! Приближается второе
Владычество твое. За все гроши
Вы кровью заплатили нам: Герои!
Предатели! — Пророки! — Торгаши!
(М. Цветаева)
Еврейский вопрос в некотором смысле самый важный и для истории
всемирной. В центре библейского повествования стоит избранный народ; через
него решаются судьбы остального человечества. Иудеям вверено Слово (Рим.
3:2), они – буквально народ Книги, в которой запрограммированы все события,
а потому в их судьбе наиболее ярко проступают метаисторические законы. Тем
не менее, в предисловии к первой части автор пытается поставить границы у
собственной книги:
Я отдаю себе отчет во всей сложности и огромности предмета.
Понимаю, что у него есть и метафизическая сторона. Говорят даже,
еврейскую проблему можно понять только и исключительно в религиозном и
мистическом плане. Наличие такого плана я, несомненно, признаю, но, хотя о
том написаны уже многие книги, – думаю, он скрыт от людей и принципиально
недоступен даже знатокам.
Откуда такое неверие в возможности человека, да к тому же у писателя,
претендующего на пророческую миссию? Библия говорит о познании
противоположное (напр., 1 Кор. 2:10-16). Все можно и нужно понять и
осмыслить, иначе для чего нам дана Книга? А если отказаться от познания,
1
Стр.1
пусть вещей мучительных и тяжелых, – век свободы не видать, останется писать
только о самой тюрьме, а не о способах выхода из нее. Без обращения к текстам
библейской традиции в еврейской проблеме действительно делать почти нечего;
да и неумолимые параллели и повторы в древней и новой истории вечного
народа слишком очевидны… Когда исследование провозглашается объективносветским,
оно на деле сводится к человеческим оценкам и эмоциям,
рассуждениям о роли внешних экономических и социальных факторов – почти
что исторический материализм. С другой стороны, и для ортодоксальных
иудеев Бог — несокрушимая воля, совершающая страшное насилие, и
неконтролируемый процесс, который неотвратим для всех, кто пассивно
вовлечен в него.
По счастью, автор прекрасно понимает недостаточность «светского»
подхода. Уже в начале второго тома, а затем и далее он неоднократно меняет
свою позицию и обсуждает весьма глубокие вещи (правда, ссылаясь больше на
вторичные источники). На страницах книги предстает картина
непрекращающихся странствий еврейского народа, который кружит по
смертоносной пустыне в поисках своей земли обетованной.
Все происшедшее за два столетия с еврейством – в черте оседлости, и
выход из ее прозябания, и расцвет, и возвышение в круги советской власти, и
новое стеснение, и потом Исход – не игра случайных стечений на окраине
истории. Еврейство закончило круговой цикл распространения вокруг
Средиземного моря, вплоть до востока Европы – и теперь двинулось в возврат
на свою исходную землю. И в этом цикле и в разрешении его – проглядывает
надчеловеческий замысел. И, может быть, нашим потомкам предстоит
увидеть его ясней. И разгадать (гл. 26).
Честно собранные факты также очень поучительны, а потому и в этой
части труд писателя не пропал даром. Упрекать его за тенденциозный подбор
фактов и предлагать взамен свои «исторические концепции», как делают
критики (напр., М. Дойч. Клио в багровых тонах. Солженицын и евреи. М.,
2006), – дело вовсе бесполезное. Хотя слишком углубляться в первоисточники
здесь будет не к месту (мы это сделали в третьей части «Посеянного в тернии»,
Екатеринбург, УрГУ, 2004, http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii03.shtml), кое-что
сказать представляется необходимым. Попытаемся прокомментировать и
углубить некоторые мысли книги Солженицына и цитированных им авторов
(для удобства чтения они выделяются курсивом).
Роль маленького, но энергичного еврейского народа в протяжной и
раскидистой мировой истории – несомненна, сильна, настойчива и даже
звонка. В том числе и в русской истории. Однако она остается – исторической
загадкой для всех нас. И для евреев – тоже. Эта странная миссия – отнюдь не
приносит и счастья им.
Неразрешимых загадок нет, ответы уже есть (пусть в скрытом виде) в
Библии, а история будет повторяться и бить нас по голове, пока мы не извлечем
из нее уроков для себя. Только вот читать надо внимательно, без предрассудков
и устаревших догм. Конечно, поймем не «все мы», а пусть хотя бы кто-то один,
конкретный человек…
Евреям, избранным свыше на служение, всегда будет тяжко: за свой
неустанный труд они не получают никаких наград. Но именно такая
несправедливость гарантирует безжалостную работу вселенского часового
механизма. Надеясь в глубине души на исполнение полученных обетований,
2
Стр.2