Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Жулев Г. Н.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID12954
АннотацияОб авторе (Жулев Гавриил Николаевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Жулев Г. Н.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12954 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЖУЛЁВ, Гавриил Николаевич, псевдоним -- Скорбный поэт [5(17). <...> В начале 50 гг. он окончил Петербургское театральное училище и стал профессиональным актером. <...> В сезоне 1852--1853 гг. успешно дебютировал на сцене Александрийского театра и состоял в его труппе до 1875 г., играя преимущественно в комедийных ролях. <...> Известны доброжелательные отзывы современников о сценическом таланте Ж. <...> и начальник репертуарной части петербургских императорских театров П. Федоров <...> Литературная деятельность Ж. начинается с появления в 1860 г. его стихотворений в "Искре", постоянным сотрудником которой он оставался на протяжении всех 60 гг. <...> Стихи начинающего поэта были высоко оценены редактором журнала, поэтом В. С. Курочкиным, который называл Ж. "лучшим своим сотрудником" (Русская старина.-- 1906. <...> Наряду с "Искрой" Ж. активно сотрудничает и в других петербургских журналах и газетах: с 1865 <...> г. он печатается в "Будильнике", в 1869--1874 гг.-- сотрудник "Петербургского листка", с 1875 г. до конца своих дней регулярно публикуется в "Петербургской газете", где, кроме стихов, появляются и его фельетоны. <...> В последние годы жизни Ж. является одним из негласных редакторов юмористического журнала "Стрекоза", в котором ведет стихотворный раздел. <...> Выход в свет первого сборника "Песни Скорбного поэта" (Спб., 1863) предварялся хвалебным отзывом в "Искре" (1862. <...> 710): "Бедность, умеющая весело трунить над собою и хохотать непринужденно и смело над хлыщевством и богатой наглостью, в каких бы они формах не проявлялись,-- вот главный мотив, повторяющийся во всех пьесах Скорбного поэта". <...> М. Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии сдержанно и с иронией отозвался о сборнике, поскольку юмор Ж. не отвечал тем высоким требованиям, которые предъявлял к сатире писатель. <...> Назвав книгу поэта "цветком, возросшим отчасти на почве русской гражданственности, отчасти на Почве русского эротизма", Щедрин, однако, рекомендовал ее "любителям чтения легкого <...>
Жулев_Г._Н._Биобиблиографическая_справка.pdf
ЖУЛЁВ, Гавриил Николаевич, псевдоним -- Скорбный поэт [5(17).VII.1834, с. Спасское Бронницкого у. Московской губ. -- 30.VI(12.VII).1878, Петербург] -- поэт, драматург. Родился в семье дворовых людей помещика Н. М. Смирнова. Возможно, Ж. был его незаконнорожденным сыном. В 1847 г. в неполные 13 лет Ж. был отпущен на волю. В начале 50 гг. он окончил Петербургское театральное училище и стал профессиональным актером. В сезоне 1852--1853 гг. успешно дебютировал на сцене Александрийского театра и состоял в его труппе до 1875 г., играя преимущественно в комедийных ролях. Известны доброжелательные отзывы современников о сценическом таланте Ж. Так, Ап. Григорьев в 1864 г; говорил о нем как о "молодом актере с огнем, веселостью и пониманием" (Эстетика и критика.-М., 1980.-- С. 435). Но известно также, что артистической карьере Ж. всячески препятствовали режиссер Е. Воронов и начальник репертуарной части петербургских императорских театров П. Федоров, причиной этому служило сотрудничество Ж. в "Искре" и афиширование им нелицеприятных театральных нравов на страницах журнала. Литературная деятельность Ж. начинается с появления в 1860 г. его стихотворений в "Искре", постоянным сотрудником которой он оставался на протяжении всех 60 гг. Стихи начинающего поэта были высоко оценены редактором журнала, поэтом В. С. Курочкиным, который называл Ж. "лучшим своим сотрудником" (Русская старина.-- 1906.-- No 12.-- С. 714). Наряду с "Искрой"Ж. активно сотрудничает и в других петербургских журналах и газетах: с 1865 г. он печатается в "Будильнике", в 1869--1874 гг.-- сотрудник "Петербургского листка", с 1875 г. до конца своих дней регулярно публикуется в "Петербургской газете", где, кроме стихов, появляются и его фельетоны. В последние годы жизни Ж. является одним из негласных редакторов юмористического журнала "Стрекоза", в котором ведет стихотворный раздел. При жизни поэт выпустил два сборника стихотворений. Выход в свет первого сборника "Песни Скорбного поэта" (Спб., 1863) предварялся хвалебным отзывом в "Искре" (1862.-- No 50.-- С. 710): "Бедность, умеющая весело трунить над собою и хохотать непринужденно и смело над хлыщевством и богатой наглостью, в каких бы они формах не проявлялись,-- вот главный мотив, повторяющийся во всех пьесах Скорбного поэта". М. Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии сдержанно и с иронией отозвался о сборнике, поскольку юмор Ж. не отвечал тем высоким требованиям, которые предъявлял к сатире писатель. Назвав книгу поэта "цветком, возросшим отчасти на почве русской гражданственности, отчасти на Почве русского эротизма", Щедрин, однако, рекомендовал ее "любителям чтения легкого", которые в ней "найдут некоторую частицу остроумия" (Салтыков-Щедрин М. Е. Собр. соч.-- Т. 5.-- С. 334). В "Песнях Скорбного поэта" нашли свое полное выражение особенности лирики Ж. Здесь нет непосредственно революционных мотивов, однако очевиден принципиальный демократизм поэта. Его стихи пронизаны "плебейской гордостью", которая ярко обнаруживается в едком и презрительном отношении Ж. к аристократии, высшему чиновничеству, мещанским вкусам и нравам. Характерно обращение поэта к бытовым темам, изображение повседневной, обыденной жизни. Стихи Ж., как правило, представляют собою лирическую исповедь петербургского разночинца, бедного, но внутренне независимого,-- отсюда и раскованность поэтических интонаций, и живое остроумие, и задорная самоирония. Современники не случайно называли Ж. "беранжеровцем". Демократичный дух поэзии Беранже, ее оптимизм и доходчивость, богатство тем, гибкость стиха -- все это созвучно творчеству Ж. Дух веселой поэтической игры, оригинальность лирических сюжетов, меткость оценок органично сочетаются в Ж. с простотой, умением, по словам А. Амфитеатрова, "разговаривать стихом без всякой, хотя бы малой, натяжки" (Стихи.-- С. 209). Это обусловило популярность поэзии Ж. в демократических кругах. Ряд его произведений (в особенности "Карьера", 1860) вошел в эстрадный репертуар того времени. В 1871 г. выходит второй стихотворный сборник Ж. "Ба! Знакомые все лица!!! Рифмы Дебютанта (Скорбного поэта)". Книга не выявила ничего нового в творческой манере поэта и уступала "Песням..." по художественным достоинствам. Но и в ней привлекают широта тематики и язвительность сатиры. Хотя Ж., как и большинство поэтов "Искры", нередко пользуется героями-масками, в центре его художественного мира лирический герой -- "маленький человек", живущий в столице, со своей нелегкой судьбой, но преисполненный оптимизма и юмора ("Кухня", 1860; "Товарищу", 1862; "Беззаботная", 1862). Тема любви занимает большое место в лирике Ж. Продажной любви, браку по расчету поэт с доброй иронией противопоставляет непосредственность, искренность и душевность чувств у бедняков ("Карьера", 1860; "Незабудка", 1860; "Беззаботная"). Лирика Ж. часто сюжетна и по жанру приближается к рассказу в стихах. Прозаически житейские ситуации: желание "задобрить" подарком начальника ("Чижик", 1863), сделать карьеру ценой женитьбы на любовнице важного чина ("Карьера"), дерзкая "комедь", представленная в кукольном балагане ("Петрушка", 1864),-- становятся в стихах Ж. средством реалистической типизации характерных сторон
Стр.1