ЖЕМЧУЖНИКОВ, Алексей Михайлович [11(23).II.1821, местечко Почеп Мглинского у.
Черниговской губ.-- 25.III(7.IV).1908, Тамбов; похоронен в Москве] -- поэт, драматург, публицист. Из
старинного дворянского рода. Сын сенатора. Племянник А. Перовского (известного под литературным
псевдонимом А. Погорельский). До 14 лет воспитывался дома. В 1835 г., недолго проучившись в 1-й
Петербургской гимназии, перевелся в училище правоведения, опекун которого принц П. Г.
Ольденбургский, по словам Ж., "своим личным характером и обращением" с воспитанниками
"способствовал к развитию" у них "чувства собственного достоинства, человечности и уважения к
справедливости, законности, знаниям и просвещению" (Автобиографический очерк // Избр. произв.-- М.,
1963.-- С. 63). Обретенный в училище "запас возвышенных идеалов и честных стремлений" (Там же), как
считал Ж., стал основой его мировоззрения и жизненной позиции. Окончив училище, в 1841 г. Ж. начал
службу в Сенате, но через год освободился от канцелярских работ благодаря участию в ревизиях
совместно с Д. Н. Бегичевым и своим "лучшим другом" В. А. Арцимовичем, позднее -- с отцом. В 1846 г.,
получив отпуск, выезжал за границу. В 1847 г. Ж. переходит на службу в министерство юстиции, в 1849
г.-- в Государственную канцелярию. Он неуклонно поднимается по служебной лестнице и в то же время,
по его признанию, тяготится "бессознательней, механической работой" и "исполнением многочисленных
внешних обрядностей" (Переходное время // Русский вестник.-- 1861.-- No 2.-- С. 763), из которых
складывалась государственная служба. В известной мере рассеянный, светский образ жизни, который в
это время ведет Ж., компенсирует утомительное однообразие чиновничьих обязанностей. Но прежде всего
казенному существованию Ж. противопоставляет литературное творчество и участие в общественной
жизни. В середине 40 гг. он посещает "пятиницы" М. В. Петрашевского, где бывали Ф. М. Достоевский,
М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. и В. Н. Майковы, А. Н. Плещеев и др. На рубеже 40--50 гг. вместе с бр. В.
М. и Александром М. Жемчужниковыми и двоюродным братом А. К. Толстым, своими
единомышленниками, создает знаменитый тип Козьмы Пруткова. В 1850 г. состоялся литературный
дебют Ж.: в журнале "Современник" он опубликовал комедию "Странная ночь" (No 2). В нач. 50 гг. Ж.
особенно охотно сотрудничает в "Современнике", в частности печатает там комедию
"Сумасшедший" (1852.-- No 11), участвует в "Свистке", но помещает лирические стихи и сочинения
Козьмы Пруткова также в "Отечественных записках", "Библиотеке для чтения", "Искре" и др. журналах.
С 1 января 1858 г. на пороге блестящей карьеры Ж. демонстративно оставляет службу -- событие,
переломное в его биографии. Теперь каждый его жизненный шаг определяется только внутренней
целесообразностью. Он обретает "полную свободу частной жизни" (Автобиографический очерк.-- С. 63).
Конец 50 -- нач. 60 гг. остался в памяти Ж- "светлым праздником". Он с воодушевлением наблюдает
введение реформ 60 гг. и их будоражащее влияние на общество, дружески сближается со многими
писателями, среди которых -- С. Т. Аксаков, И. С. Тургенев, В. Ф. Одоевский, Ф И. Тютчев и др. В 1858 г.
Ж. женится на Е. А. Дьяковой.
Однако в это время Ж. переживает творческий кризис и оставляет поэзию из опасения, как он
объяснял впоследствии, стать "подголоском" Н. А. Некрасова. Покинув Петербург, живет в Калуге,
Москве, а с середины 60 гг.-- за границей, преимущественно в Германии, Швейцарии, Италии и на юге
Франции. В конце 60 гг. Ж. возвращается к литературной работе: возобновляет сотрудничество в
"Отечественных записках", обдумывает выпуск сборника стихов. Счастливую жизнь Ж-, наполненную
творческой деятельностью и духовно насыщенную, нарушает в нач. 70 гг. болезнь жены, и он практически
прекращает все литературные занятия. После ее смерти (1875), пережив тяжелый душевный кризис, Ж.
вновь начинает печататься -- в журналах "Северный вестник", "Русская мысль" и др., отдавая
предпочтение "Вестнику Европы", с редакцией которого был дружески связан. В 1892 г. наконец выходит
первый сборник Ж. "Стихотворения" (Спб.-- Т. 1--2), вызвавший поток восторженных откликов. В 1900 г.
поэт выпускает сборник "Песни старости" (Спб.). Ж. становится одним из самых почитаемых литераторов
эпохи (см. отзывы о нем И. Бунина, А. Волынского, А. В. Амфитеатрова, Я. Г. Полонского и др.). В 1899
г. ему присвоено звание почетного члена Общества любителей российской словесности, а в 1900 г.-почетного
академика Петербургской Академии наук. Возвратившись в Россию в 1884 г., Ж. почти
безвыездно живет в своей дер. Павловка Елецкого у. Орловской губ. и иногда у родственников в
Рязанской и Тамбовской губ., а с 1890 г.-- преимущественно в Тамбове и в дер. Ильиновка -- имении
старшей дочери О. А. Баратынской.
Драматургические произведения Ж., с которых он начал свою литературную деятельность,
критика встретила недоуменными отзывами. Остроумные стихотворные психологические этюды
"Странная ночь" и "Сумасшедший", в которых автор иронизирует над героями и ситуациями, возможно,
были рассчитаны на эпатаж шаблонно мыслящего читателя. Критика осудила их с традиционной точки
зрения. Автора "Странной ночи" рецензенты упрекали в подражании А. Мюссе (<А. А. Григорьев> //
Москвитянин.-- 1850.-- No 13.-- Отд.
IV.-- С. 27), "натяжках действия и прозаичности
стиха" (Отечественные записки.-- 1850.-- No 12.-- Отд. VI.-- С. 135). Комедия "Фантазия", написанная Ж. в
соавторстве с А. К. Толстым, 8 января 1851 г. с треском провалилась на сцене и была запрещена после
Стр.1