Ф. Ф. Зелинский
Первое светопреставление
Из жизни идей
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Старая книга на книжной полке
---------------------------------------------------------------------------Досужей
голове угодно было предсказать нам кончину нашего бренного
мира к первым числам благополучно истекшего ныне ноября. Хотя такие
прорицания повторяются периодически и их исход неизменно один и тот же, тем
не менее праздная выдумка, о которой идет речь, не осталась без вредного
влияния: благодаря бессовестной спекуляции, не постыдившейся обратить в
источник наживы беспросветную тьму, в которой поныне пребывает пугливая
душа нашего народа, весть о предстоящем светопреставлении получила широкое
распространение среди деревенского
люда.
Угнетенные повторяющимися
недородами крестьяне приняли ее как нечто естественное; она шла навстречу
той мрачной теодицее, на которую наводила их умы жестокость мачехи-земли за
последние годы. "Оттого-то, - покорно говорили они, - Бог и не дал нам
хлеба, что и жить-то осталось недолго". Но местами теория переходила и в
практику; бывали примеры, что люди отказывались убирать урожай со своих
полей,
Хватилась, наконец, кое-где и местная администрация; по ее настоянию
книгопродавцы обязались не продавать более смущающих народ вздорных
брошюрок. Теперь, когда страх прошел, явилась возможность подвести итоги
совершившемуся.
Как-никак, а мысль об ожидавшейся 1 ноября 1899 г. кончине мира
представляет собою идею - нелепую, не спорю, но все-таки идею. Такие идеи,
полезные и вредные, ежедневно массами рождаются, массами уносятся ветром
общественного мнения, подобно тому, как настоящий ветер массами уносит
семена ели и омелы, земляники и крапивы; в обоих случаях природа чрезмерно
плодовита,
заранее рассчитывая на гибель 99% своих детищ. Требуется
совпадение целого ряда благоприятных условий для того, чтобы этой гибели не
было, чтобы семя полезной или сорной травы могло взойти и развиться; только
там, где все эти условия налицо - только там это развитие будет полным. При
наличности лишь некоторых условий семя, быть может, взойдет, но даст
жалкую, тщедушную былинку, неспособную к дальнейшему развитию; тем не менее
и эта былинка, и то крепкое, обильное благотворными или ядовитыми соками
дерево - одно и то же растение: ботаник не делает между ними существенного
различия, хотя бы глаз обыкновенного человека и затруднился признать в
первой подобие последнего. У нас имелись именно только некоторые из
требовавшихся условий, вследствие чего и результат получился, слава Богу,
довольно жалкий. Имелось, во-первых, основание для ожидаемого события в
народной вере; имелся, во-вторых, глубокий умственный мрак с его неизменным
спутником - суеверным страхом; имелось, в-третьих, угнетенное настроение,
вызванное повторяющимися неурожаями в нашей преимущественно земледельческой
стране; имелось, наконец, в-четвертых, она сама, эта вздорная идея, как раз
тогда пущенная в оборот где-то
на западе и жадно подхваченная
беззастенчивыми барышниками у нас. Благодаря всему этому и получился тот
сравнительно скромный успех. Но представим себе, что к этим условиям
присоединились бы другие, притом не только наводнения, пожары, поветрия,
войны, но и такие события, о которых и говорить страшно - и кто может
определить, какой результат получился бы тогда?
очерке. Я озаглавил его "Первое светопреставление" - действительно, тот
случай,
О таком-то случае я и хотел бы побеседовать с читателем в настоящем
который я имею в виду, является первым, о котором история
повествует. О более ранних не имелось определенных сведений. Правда, ходили
слухи о том, что земля не раз и в прежнее время подвергалась периодическим
катастрофам,
всякий раз уничтожавшим культуру ее жителей; Платон в
знаменитом месте своего "Тимея" объясняет сравнительную юность греческой
цивилизации тем, что благодаря этим катастрофам именно образованные жители
низменностей уносились в море разбушевавшимися стихиями и только дикие
ссылаясь на то, что пользоваться им все равно не придется.
Стр.1