Русский по рождению и языку, поляк по крови, эллин по духу и
призванию; друг Иннокентия Анненского и Вячеслава Иванова; филолог-классик,
педагог,
полиглот,
энциклопедист, переводчик, поэт, прозаик, деятель
культуры в истинном смысле затертого этого словосочетания, - он задался
грандиозной
целью:
привить
"к российскому дичку" неувядающую ветвь
античности. <...> Профессор Санкт-Петербургского, а впоследствии Варшавского
университета, член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор honoris
causa четырнадцати университетов Европы, один из последних (1919 года)
лауреатов
Пушкинской премии, окруженный почетом и признанием коллег,
учеников и просвещенных читателей, после 1922 года исчезает с культурного
горизонта России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик. <...> Нельзя
сказать,
что имя это напрочь было утрачено в
социалистическую эпоху - иногда мелькало в оглавлениях хрестоматий и
сборников античной литературы; уж непременно - в сносках и комментариях;
порою в редких тогда мемуарах о серебряном веке, в последних принадлежа как
бы некому фоновому персонажу, о котором каждому следующему поколению
читателей становилось известно все меньше и меньше. <...> Очевидно, по этой
причине и в новой России, когда труды Зелинского стали достаточно широко
переиздаваться
(а в 1995 году застолбили первую строчку в рейтинге
интеллектуальных бестселлеров "Книжного обозрения"), личность его, как и
подробности биобиблиографии, остаются мало кому знакомыми. <...> Причина, лежащая на поверхности, заключалась в том, что с
1922 года Ф.Ф.Зелинский перестал быть российским ученым, поскольку по
приглашению Варшавского университета переехал в обретшую независимость
Польшу, на свою историческую родину. <...> Мы
погрешили бы против истины, сказав, что классическая филология была вовсе
не востребована советской системой образования: ее продолжали изучать в
Московском
и
Ленинградском
университетах, к которым после аннексии
восточной Польши <...>
Вертикаль_жизни_Фаддея_Зелинского.pdf
Олег Лукьянченко
Вертикаль жизни Фаддея Зелинского
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
находится здесь: Ростовская Электронная газета
© Лукьянченко Олег Алексеевич
---------------------------------------------------------------------------Фаддей
Францевич Зелинский - одна из ярчайших звезд той суперзвездной
эпохи. Русский по рождению и языку, поляк по крови, эллин по духу и
призванию; друг Иннокентия Анненского и Вячеслава Иванова; филолог-классик,
педагог,
полиглот,
культуры в истинном смысле затертого этого словосочетания, - он задался
грандиозной целью:
античности.
"к российскому дичку" неувядающую ветвь
Профессор Санкт-Петербургского, а впоследствии Варшавского
университета, член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор honoris
causa четырнадцати университетов Европы, один из последних (1919 года)
лауреатов Пушкинской премии, окруженный почетом и признанием коллег,
учеников и просвещенных читателей, после 1922 года исчезает с культурного
горизонта России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик.
Краткая литературная энциклопедия с каждым новым изданием отводит тексту
под именем Ф. Ф. Зелинского все меньше строк, а Большая советская и вовсе о
нем умалчивает.
Нельзя сказать,
что имя это напрочь было утрачено в
социалистическую эпоху - иногда мелькало в оглавлениях хрестоматий и
сборников античной литературы; уж непременно - в сносках и комментариях;
порою в редких тогда мемуарах о серебряном веке, в последних принадлежа как
бы некому фоновому персонажу, о котором каждому следующему поколению
читателей становилось известно все меньше и меньше. Очевидно, по этой
причине и в новой России, когда труды Зелинского стали достаточно широко
переиздаваться
(а в 1995 году застолбили первую строчку в рейтинге
интеллектуальных бестселлеров "Книжного обозрения"), личность его, как и
подробности биобиблиографии, остаются мало кому знакомыми.
Почему так произошло, чем была вызвана полоса забвения?
Причина, лежащая на поверхности, заключалась в том, что с
1922 года Ф.Ф.Зелинский перестал быть российским ученым, поскольку по
приглашению Варшавского университета переехал в обретшую независимость
Польшу, на свою историческую родину. Отъезд не был высылкой, хотя по
времени практически совпал с печально знаменитым рейсом "парохода ученых";
в знак признания заслуг профессора его даже провожал на вокзале тогдашний
нарком просвещения Луначарский; тем не менее сам факт эмиграции, по
идеологическим нормам того времени,
неблагонадежности и делал Зелинского
советов".
считался приметой политической
чужим и чуждым "молодой республике
Однако главная причина глубокого забвения крылась глубже. Мы
погрешили бы против истины, сказав, что классическая филология была вовсе
не востребована советской системой образования: ее продолжали изучать в
Московском и Ленинградском университетах, к которым после аннексии
восточной Польши присоединился еще и Львовский, но даже эта погруженная в
древности наука была поставлена на фундамент марксистской теории, а Фаддей
Францевич лишь снисходительно улыбнулся бы марксовой трактовке древней
Эллады как детской колыбели человечества: для него самого античность была
не детством, а расцветной порой европейской цивилизации, живым семенем,
давшим ростки всех последующих культурных достижений христианской Европы.
"Не норма, а семя", - не уставал повторять Ф.Ф.Зелинский в своих лекциях и
сочинениях и всей своей необозримо многогранной деятельностью стремился к
выполнению жизненной сверхзадачи, а ею была идея российского и - шире -
славянского Возрождения.
В самых общих чертах смысл этой идеи сводился к следующему.
Античный мир пал под натиском варваров, на тысячелетие окунувших Европу в
мрак средневековья. Пережив эпоху Возрождения, западноевропейские нации,
оплодотворенные тем самым античным семенем, вернулись к общим культурным
корням и преодолели ступень варварства. Россия же и другие славянские нации
этого благотворного влияния не испытали. Чтобы вернуть их в лоно
энциклопедист, переводчик, поэт, прозаик, деятель
привить
Стр.1