Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вертикаль жизни Фаддея Зелинского

0   0
Первый авторЛукьянченко
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID12776
АннотацияОб авторе (Зелинский Фаддей Францевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Лукьянченко, О. Вертикаль жизни Фаддея Зелинского : Очерк / О. Лукьянченко .— : [Б.и.], 2000 .— 9 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/12776 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский по рождению и языку, поляк по крови, эллин по духу и призванию; друг Иннокентия Анненского и Вячеслава Иванова; филолог-классик, педагог, полиглот, энциклопедист, переводчик, поэт, прозаик, деятель культуры в истинном смысле затертого этого словосочетания, - он задался грандиозной целью: привить "к российскому дичку" неувядающую ветвь античности. <...> Профессор Санкт-Петербургского, а впоследствии Варшавского университета, член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор honoris causa четырнадцати университетов Европы, один из последних (1919 года) лауреатов Пушкинской премии, окруженный почетом и признанием коллег, учеников и просвещенных читателей, после 1922 года исчезает с культурного горизонта России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик. <...> Нельзя сказать, что имя это напрочь было утрачено в социалистическую эпоху - иногда мелькало в оглавлениях хрестоматий и сборников античной литературы; уж непременно - в сносках и комментариях; порою в редких тогда мемуарах о серебряном веке, в последних принадлежа как бы некому фоновому персонажу, о котором каждому следующему поколению читателей становилось известно все меньше и меньше. <...> Очевидно, по этой причине и в новой России, когда труды Зелинского стали достаточно широко переиздаваться (а в 1995 году застолбили первую строчку в рейтинге интеллектуальных бестселлеров "Книжного обозрения"), личность его, как и подробности биобиблиографии, остаются мало кому знакомыми. <...> Причина, лежащая на поверхности, заключалась в том, что с 1922 года Ф.Ф.Зелинский перестал быть российским ученым, поскольку по приглашению Варшавского университета переехал в обретшую независимость Польшу, на свою историческую родину. <...> Мы погрешили бы против истины, сказав, что классическая филология была вовсе не востребована советской системой образования: ее продолжали изучать в Московском и Ленинградском университетах, к которым после аннексии восточной Польши <...>
Вертикаль_жизни_Фаддея_Зелинского.pdf
Олег Лукьянченко Вертикаль жизни Фаддея Зелинского ---------------------------------------------------------------------------Оригинал находится здесь: Ростовская Электронная газета © Лукьянченко Олег Алексеевич ---------------------------------------------------------------------------Фаддей Францевич Зелинский - одна из ярчайших звезд той суперзвездной эпохи. Русский по рождению и языку, поляк по крови, эллин по духу и призванию; друг Иннокентия Анненского и Вячеслава Иванова; филолог-классик, педагог, полиглот, культуры в истинном смысле затертого этого словосочетания, - он задался грандиозной целью: античности. "к российскому дичку" неувядающую ветвь Профессор Санкт-Петербургского, а впоследствии Варшавского университета, член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор honoris causa четырнадцати университетов Европы, один из последних (1919 года) лауреатов Пушкинской премии, окруженный почетом и признанием коллег, учеников и просвещенных читателей, после 1922 года исчезает с культурного горизонта России, ставшей Союзом Советских Социалистических Республик. Краткая литературная энциклопедия с каждым новым изданием отводит тексту под именем Ф. Ф. Зелинского все меньше строк, а Большая советская и вовсе о нем умалчивает. Нельзя сказать, что имя это напрочь было утрачено в социалистическую эпоху - иногда мелькало в оглавлениях хрестоматий и сборников античной литературы; уж непременно - в сносках и комментариях; порою в редких тогда мемуарах о серебряном веке, в последних принадлежа как бы некому фоновому персонажу, о котором каждому следующему поколению читателей становилось известно все меньше и меньше. Очевидно, по этой причине и в новой России, когда труды Зелинского стали достаточно широко переиздаваться (а в 1995 году застолбили первую строчку в рейтинге интеллектуальных бестселлеров "Книжного обозрения"), личность его, как и подробности биобиблиографии, остаются мало кому знакомыми. Почему так произошло, чем была вызвана полоса забвения? Причина, лежащая на поверхности, заключалась в том, что с 1922 года Ф.Ф.Зелинский перестал быть российским ученым, поскольку по приглашению Варшавского университета переехал в обретшую независимость Польшу, на свою историческую родину. Отъезд не был высылкой, хотя по времени практически совпал с печально знаменитым рейсом "парохода ученых"; в знак признания заслуг профессора его даже провожал на вокзале тогдашний нарком просвещения Луначарский; тем не менее сам факт эмиграции, по идеологическим нормам того времени, неблагонадежности и делал Зелинского советов". считался приметой политической чужим и чуждым "молодой республике Однако главная причина глубокого забвения крылась глубже. Мы погрешили бы против истины, сказав, что классическая филология была вовсе не востребована советской системой образования: ее продолжали изучать в Московском и Ленинградском университетах, к которым после аннексии восточной Польши присоединился еще и Львовский, но даже эта погруженная в древности наука была поставлена на фундамент марксистской теории, а Фаддей Францевич лишь снисходительно улыбнулся бы марксовой трактовке древней Эллады как детской колыбели человечества: для него самого античность была не детством, а расцветной порой европейской цивилизации, живым семенем, давшим ростки всех последующих культурных достижений христианской Европы. "Не норма, а семя", - не уставал повторять Ф.Ф.Зелинский в своих лекциях и сочинениях и всей своей необозримо многогранной деятельностью стремился к выполнению жизненной сверхзадачи, а ею была идея российского и - шире - славянского Возрождения. В самых общих чертах смысл этой идеи сводился к следующему. Античный мир пал под натиском варваров, на тысячелетие окунувших Европу в мрак средневековья. Пережив эпоху Возрождения, западноевропейские нации, оплодотворенные тем самым античным семенем, вернулись к общим культурным корням и преодолели ступень варварства. Россия же и другие славянские нации этого благотворного влияния не испытали. Чтобы вернуть их в лоно энциклопедист, переводчик, поэт, прозаик, деятель привить
Стр.1