ЗАГОСКИН, Михаил Николаевич [14(25).VII. 1789, с. Рамзай Пензенской губ.--23.VI(5.VII).
1852, Москва] --прозаик, драматург. Отец принадлежал к старинной дворянской фамилии, вышедшей из
Золотой Орды еще в XV в., при Иване III, обедневшей ко времени рождения писателя. Первоначальное
образование З. получил в деревне, в родительском доме, где была солидная библиотека. В детстве много
читал, предпочитая историческую литературу. Рано появилось стремление к литературному творчеству.
В одиннадцать лет он сочинил повесть "Пустынник", вызвавшую большой интерес родственников и
знакомых. Из написанного в детстве сохранилась лишь трагедия "Леон и Зыдея" написанная
рифмованными силлабическими ста хами, по-видимому, еще до повести "Пустыник". Подростком З.
начал самостоятельную жизнь: в 1802 г. в возрасте 13 лет он был определен отцом на службу в качестве
канцеляриста Петербургского государственного казначейства. Затем до 1812 г. служил попеременно
помощником столоначальника в чине губернского секретаря в Государственном заемном банке и в
Департаменте горных и соляных дел. Служебнной карьеры не сделал.
В 1812 г., побуждаемый патриотическими чувствами, З. записывается в Петербургское ополчение
и принимает участие в Отечественной войне. З. служил офицером корпуса Витгенштейна, в боях под
Полоцком был ранен в ногу и награжден за храбрость орденом Анны 3-й степени. По окончании войны
некоторое время жил на родине в с. Рамзай, где написал первую свою комедию "Проказник" (1814).
Возвратившись в 1815 г. в Петербург на старую должность помощника столоначальника в Горном
департаменте, он посылает свою комедию известному драматургу, члену репертуарной части Дирекции
Императорских театров А. А. Шаховскому, отозвавшемуся о ней доброжелательно. В том же году он
пишет новую комедию под названием "Комедия против комедии, или Урок волокитам" (в подражание
комедии Шаховского "Липецкие воды, или Урок кокеткам"), тогда же поставленную на театре и
имевшую определенный успех у публики. Выступив в своей комедии на стороне Шаховского, он тем
самым сразу же оказался в гуще тогдашней литературной борьбы, примкнув к
"шишковистам" (сторонникам А. С. Шишкова), защищавшим старые, классицистические нормы
литературного языка и стиля в противовес "карамзинистам", сторонникам реформы литературного стиля
в духе нового сентиментально-романтического направления.
После женитьбы в 1816 г. З. уходит из Горного департамента и определяется в следующем году
помощником члена репертуарной части Дирекции Императорских театров, а затем переводится на
должность почетного библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Тогда же (1817) была
напечатана и представлена на сцене комедия З. "Господин Богатонов, или Провинциал в столице". Здесь
высмеивается богатый невежественный помещик, кичащийся своими связями в Петербурге и
"французскими" идеалами. В этом же году состоялось представление его новой комедии "Вечеринка
ученых", где используется традиционный сюжет: влюбленные соединялись, преодолевая
многочисленные препятствия на пути к их браку.
С 1817 г. начинается журнальная деятельность З. Он издает совместно с П. А. Корсаковым
журнал "Северный наблюдатель", где в том же году печатает свои первые труды в прозе: ряд очерков и
отрывок из романа "Неравный врак", в котором сатирическая нравоописательность сочеталась с
пародированием сентиментальной прозы. В "Северном наблюдателе" (созданном на базе журнала
Корсакова "Русский пустынник, или Наблюдатель отечественных нравов") З., оставаясь в последние
полгода существования журнала (1817) за редактора, опубликовал ряд критических статей без подписи и
под псевдонимами. Тогда же возникла целая полемика З. с временным редактором журнала "Сын
отечества" А. Е. Измайловым по поводу комедии "Господин Богатонов, или Провинциал в столице". З.
отстаивал при этом позиции неоклассицизма, хотя и считал возможным использование (в ограниченной
степени) в литературе новых поэтических форм. Этой полемике посвящена эпиграмма Грибоедова
"Лубочный театр".
В 1818 г., оставив службу при театре, он поступил на штатную должность помощника
библиотекаря с постоянным жалованьем, а в 1820 г. вновь перешел на положение почетного
библиотекаря. В это время им написаны комедии: "Роман на большой дороге" (1819), "Богатонов в
деревне, или Сюрприз самому себе" (1820), "Добрый малый" (1820). Это был плодотворный период в
творчестве З. Тогда же он пишет две интермедии: "Макарьевская ярмарка" и "Лебедянская ярмарка" (обе
-- 1817). З. сближается с литературным кружком директора публичной библиотеки А. Н. Оленина
(просвещенного сановника, художника, историка, с 1807 г.-- президента Петербургской Академии
художеств), которому посвящает комедию "Добрый малый". С. Т. Аксаков сравнивает комедию по
остроте сатирического изображения "столичных негодяев" с "Горем от ума" А. С. Грибоедова и
"Ревизором" Н. В. Гоголя (см.: Аксаков СТ. Биография М. Н. Загоскина.-- М., 1853.-- С. 13), хотя общая
направленность комедий З. остается нравоучительной.
С 1820 г. З. живет в Москве. В 1821 г. он пишет "Разговоры в прозе" -- веселые диалоги, пьесы
"Выбор невесты" и "Авторская клятва", пробует свои силы в стихах, а в 1822 г. создает большую
Стр.1