Загоскин М. H.
<Статья без заглавия, направленная против "Философических писем" Чаадаева (1836)>
П. Я. Чаадаев. Полное собрание сочинений и избранные письма. Том 2.
М., "Наука", 1991
OCR Бычков М. Н.
Человек необыкновенный, которому потомство не перестанет дивиться, Наполеон называл
таковые статьи поджигательными пламенниками; я говорю таковые лишь по их содержанию, но
писанных со вкусом и пылом убеждения {Г-жа Сталь никогда не говорила с явным и неистовым
озлоблением против сограждан своих и существовавшего порядка дел: она, в славном своем творении О
Германии, лишь заметила в германцах более вольномыслия и более идеализма, чем во французах, - но
Наполеон не простил ей и этого (примеч. М. H. Загоскина).}. Та, о которой хотим говорить, может
называться отравленною льдиною. Мы уже привыкли к подобным ей, - и я никому не советовал бы
возражать на нее: автор не стоит чести страдальца, всегда интересного для толпы невежд, хотя бы он был
прав, как Иуда. Известно, что все мутители народов говорят им: "Вы гнилушки; но подождите: мы вас
одушевим, разогреем; очистим атмосферу, в которой вы живете. Вам скучно дома и в гостях; вы везде
кочующие, везде как на постое, как чужие: мы вас развеселим. Ваша жизнь еще не составилась, вы не
составляете еще необходимой части человечества: вы живете лишь для того, чтобы мы преподали
вами великий урок миру. Мы породним вас с семейством человечества, введя в атмосферу Запада. Вы
глупы, у вас немота в лицах; в ваших взглядах что-то холодное; у вас в крови что-то противное
просвещению; вы взяли Париж и тем отодвинулись на 50 лет от просвещения. Отцы ваши были также
глупы, и не оставили ни памятников, ни преданий, которые говорили бы о доблестях народа. Мы дадим
вам эпоху живую, безмерно деятельную; мы введем вас в эту поэтическую игру нравственных сил
народа. Безверие нам не удавалось; это старо: мы употребим христианство, и осуществим на земле
Царствие Божие" {Подчеркнутые строки взяты из самого сочинения (примеч. М. H. Загоскина).}.
А народы, наученные и ежедневно научаемые, говорят им: "Увольте нас от этих благ: ваша
поэтическая форма бытия, в которую вы хотите ввести игру народных сил, шумна и кровава для нас,
современников; развратительна и гибельна для детей и внуков наших. Пример в глазах: что осталось
святого и нравственного для нового поколения там, где Марат и Робеспиер прошли по трупам отцов и
матерей? Мы не просимся породниться с ними; избавьте нас от такого Царствия Божия на земле". Вот что
говорят им массы, которые, по их мнению, сами собою не думают, но умно и благодетельно управляются.
И ужели русские без омерзения могли читать эту статью? (Это писано тот час по прочтении
Философического письма). У нас нет памятников великих дел! Нет славных преданий! Нет и не было
народных добродетелей! Нет поэзии в скрижалях нашей истории! - Не злой ли безумец один может
сказать, что мы развратились от Византии? Нет, вместе с великим даром истинного православия, которое
утвердило величие России, спасая ее не один раз от Римского ига, мы почерпнули там и первые выгоды
образованности. - Но наша образованность и Православие никуда не годятся: они не Западные.
- Что отвечать на это?.. Статья, писанная Русским против России на французском языке, по
одному этому заслуживает уже смех и презрение. Но добрый патриот не будет смеяться: он с сожалением
укажет в ней отцам и матерям на бедственные следы французского воспитания. Оставя дух вредного
вольномыслия, видно, что автор изучал историю отечества по Леклерку и Левеку, и наблюдал его быт по
заключениям аббата Шапа и аббата Перреня. Родители! ужаснитесь мнимоневинного желания, чтобы дети
ваши отличнее других лепетали на языке наших врагов-завистников, оставляя в небрежении свой,
богатый и благозвучный. Пусть их сердца пленятся сперва родными его звуками; пусть на нем
передадутся им события отечественного края, слава и высокие добродетели предков; пусть возгордятся
они своим, а после отдадут справедливость и чужому, хваля достойное хвалы, отрицая достойное
порицания, пусть будут они просвещенными, но просвещенными Россиянами, - дабы великая тень Петра
не разбила, подобно Моисею на Синае, скрижалей своих, где предначертал он нам твердое величие и
беспримерную славу.
Публикуется с оригинала, хранящегося в ГПБ, ф. 291, ед. хр. 25, лл. 1-2. Публикация В. В. Сапова.
Статья не датирована, но как видно из слов: "Это писано тот час по прочтении Философического
письма", написана в октябре 1836 г., так как объявление о выходе 15-й книжки "Телескопа" появилось в
"Московских Ведомостях" 3 октября 1836 г. Годом ранее М. H. Загоскин написал комедию
"Недовольные", в которой в карикатурном виде выведены М. Ф. Орлов и П. Я. Чаадаев (см. N 75 и
примеч. 3 к нему).
Стр.1