Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 474748)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

"Выставка ""Сатирикона"" в редакции ""Аполлона"""

0   0
Первый авторВрангель Николай Николаевич
Страниц2
ID12629
Кому рекомендованоКритика и публицистика
Врангель, Н.Н. "Выставка ""Сатирикона"" в редакции ""Аполлона""" : Статья / Н.Н. Врангель .— 1909 .— 2 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЫСТАВКА "САТИРИКОНА" ВЪ РЕДАКЦІИ "АПОЛЛОНА". <...> У насъ не умѣютъ смѣяться" -- эта ходячая фраза въ прежнее время имѣла смыслъ. <...> Цензурныя условія долго препятствовали развитію въ Россіи искусства карикатуры, и юмористическіе журналы не могли существовать. <...> Послѣ 1905 года, когда улицы сразу наводнились листками политической сатиры, одинъ за другимъ стали возникать журналы карикатуръ (между ними самые интересные -- "Зритель", Жупелъ" и "Адская Почта"), но всѣ они погибали, не расцвѣтши. <...> Сатириконъ" первый сумѣлъ занять прочную позицію, чтобы осмѣивать съ помощью линій и красокъ все глупое и мелкое. <...> Главная заслуга "Сатирикона" не въ томъ, что онъ сталъ "общественнымъ бичемъ", и не только въ его насмѣшливомъ остроуміи. <...> Особая прелесть и соль его въ тѣхъ изысканно-тонкихъ, правдивыхъ и, главное, красивыхъ иллюстраціяхъ, благодаря которымъ журналъ сдѣлался дѣйствительно художественнымъ изданіемъ. <...> Графическая прелесть выполненія, вмѣстѣ съ квинтессенціей смѣшного -- конечная цѣль искусства, имѣющаго девизомъ "le beau c'est le laid". <...> И въ этихъ исканіяхъ выяснились индивидуальности цѣлой плеяды даровитыхъ,до тѣхъ поръ незнакомыхъ намъ художниковъ. <...> Къ нимъ примкнули и давно извѣстные: Бакстъ, Александръ Бенуа, Билибинъ, Добужинскій, но они являются скорѣе случайными сотрудниками тѣхъ, которые всецѣло отдались искусству смѣха. <...> РеМи (Ремизовъ), Радаковъ, Юнгеръ, Миссъ, Яковлевъ -- вотъ художники "Сатирикона", создавшіе въ карикатурѣ свой особый <...>
Выставка_Сатирикона_в_редакции_Аполлона.pdf
ВЫСТАВКА "САТИРИКОНА" ВЪ РЕДАКЦІИ "АПОЛЛОНА". "Аполлонъ", No 4, 1909 OCR Бычков М. Н. "У насъ не умѣютъ смѣяться" -- эта ходячая фраза въ прежнее время имѣла смыслъ. Цензурныя условія долго препятствовали развитію въ Россіи искусства карикатуры, и юмористическіе журналы не могли существовать. Послѣ 1905 года, когда улицы сразу наводнились листками политической сатиры, одинъ за другимъ стали возникать журналы карикатуръ (между ними самые интересные -- "Зритель", Жупелъ" и "Адская Почта"), но всѣ они погибали, не расцвѣтши. "Сатириконъ" первый сумѣлъ занять прочную позицію, чтобы осмѣивать съ помощью линій и красокъ все глупое и мелкое. И это -- первый русскій сатирическій журналъ, пользующійся заслуженнымъ огромнымъ успѣхомъ. Главная заслуга "Сатирикона" не въ томъ, что онъ сталъ "общественнымъ бичемъ", и не только въ его насмѣшливомъ остроуміи. Особая прелесть и соль его въ тѣхъ изысканно-тонкихъ, правдивыхъ и, главное, красивыхъ иллюстраціяхъ, благодаря которымъ журналъ сдѣлался дѣйствительно художественнымъ изданіемъ. Вѣдь задача художника-юмориста не только въ томъ, чтобы "смѣшно" представить, преувеличить тѣ или иные недостатки. Графическая прелесть выполненія, вмѣстѣ съ квинтессенціей смѣшного -- конечная цѣль искусства, имѣющаго девизомъ "le beau c'est le laid". "Сатириконъ" соединилъ красивое со смѣшнымъ, создалъ новый для насъ стиль "насмѣшливаго рисунка". И въ этихъ исканіяхъ выяснились индивидуальности цѣлой плеяды даровитыхъ,до тѣхъ поръ незнакомыхъ намъ художниковъ. Къ нимъ примкнули и давно извѣстные: Бакстъ, Александръ Бенуа, Билибинъ, Добужинскій, но они являются скорѣе случайными сотрудниками тѣхъ, которые всецѣло отдались искусству смѣха. РеМи (Ремизовъ), Радаковъ, Юнгеръ, Миссъ, Яковлевъ -- вотъ художники "Сатирикона", создавшіе въ карикатурѣ свой особый стиль. Ре-Ми исполнилъ наибольшее количество рисунковъ. Кажется, нѣтъ ни одного номера "Сатирикона", въ которомъ не было бы его всегда забавныхъ и всегда Отлично исполненныхъ мѣткихъ иллюстрацій. Яркими штрихами, съ огромной наблюдательностью, размашисто и нарочито-небрежно или, наоборотъ, безукоризненно-тонко, онъ выразительно и выпукло характеризуетъ жизнь сквозь призму смѣхотворства. И, несмотря на индивидуальное міропониманіе, на иногда стилизованную схематичность, во всемъ его творчествѣ видны природа и правда. Веселымъ смѣхомъ "joie cie vivre" вѣетъ отъ всего имъ созданнаго. Рисуетъ онъ все. То -- портреты художниковъ и поэтовъ: Купринъ, Ѳедоръ Сологубъ, Александръ Бенуа, Ремизовъ съ лицомъ апокалипсическаго звѣря, меланхоличный М. Кузминъ съ цвѣткомъ въ рукѣ, А. Каменскій, С. Городецкій, Юшкевичъ, Мейерхольдъ. Или -- забавнопридуманные положенія и типы: "Фотографическія карточки", "Юноша модернъ", "Елка у чиновника", "Обновка". Еще чаще его рисунки -- отраженіе событій внутренней политики, забавные и остроумные наброски къ театральнымъ рецензіямъ, жизнь Петербурга: "На дачѣ", "На вокзалѣ" и "Лѣтомъ". Иногда даже -- смѣшеніе веселаго и больного особенно плѣнительные штрихи -- "Гримасы большого города". Ре-Ми понимаетъ не только прелесть штриха, но и красоту "цвѣта"; раскрашенныя имъ иллюстраціи обладаютъ огромными чисто-декоративными достоинствами. А. Радаковъ, по таланту и пониманію жизни, близокъ къ Ре-Ми и почти такъ же остро, какъ и онъ, смотритъ на вещи, хотя и не такъ рѣзокъ и безпощадно-выразителенъ штрихъ его карандаша. Особенно забавны его "Раціональное воспитаніе", серія карикатуръ "какъ я сталъ геніемъ" по рецепту Максимиліана Волошина. А. Юнгеръ, наравнѣ съ Ре-Ми, тоже участвуетъ почти во всѣхъ номерахъ "Сатирикона". Но онъ большій стилистъ, болѣе условный рисовальщикъ. Ре-Ми всегда -- правда жизни, разсказанная зоркимъ и веселымъ балагуромъ. Юнгеръ иногда лжетъ, иногда выдумываетъ, но всегда такъ забавно и мило, что въ этой стилизованной лжи опять своя особая прелесть. Юнгеръ обобщаетъ рисунокъ, дѣлаетъ его болѣе условнымъ, "книжнымъ". И съ удовольствіемъ и всегда съ улыбкой смотришь на его графическія сатиры. Другую группу "Сатирикона" составляютъ художники, думающіе больше всего о графической "штриховой" прелести иллюстраціи. Среди нихъ выдѣляются Миссъ и Яковлевъ. Миссъ -- немного однообразная, но прекрасная, умная и изысканно-тонкая художница. Она чувствуетъ стиль XVIII вѣка и сухими, точными, изящными очерками закрѣпляетъ на бумагѣ свои видѣнія. Пудренные дамы и кавалеры жеманно улыбаются, цѣлуются и мечтаютъ. И вся ихъ жизнь
Стр.1