В.В. Воровский
Памяти "Неистового Виссариона"
Оригинал здесь -- http://dugward.ru/library/belinsky/vorovskiy_vissarion.html
Вчера минуло шестьдесят лет с того дня, когда передовая Россия опустила в могилу слабое,
измученное тело одного из величайших своих мыслителей и борцов - В. Г. Белинского.
Словно какая-то пророческая рука поставила на грани двух эпох эту могучую фигуру, так ярко
отражавшую все чаяния и надежды, все горести и страдания подраставшей "безымянной Руси".
Валился старый строй крепостничества и безначалия, уже сочтены были его дни, и только
последние усилия его адептов кое-как сдерживали расшатанное строение. На смену старой России
крепостного права и властного произвола, России феодальной шла новая Россия "гражданского" или
"правового" порядка, Россия буржуазная.
Но подобно тому, как в недрах старой, феодальной России зародился и окреп отрицающий
фактор - Россия либерально-буржуазная, так и в лоне этой последней уже начала зарождаться еще более
молодая Россия, та "безымянная Русь", которая потом так ярко окрасила нашу общественность в цвета
демократизма и народолюбия.
И как бы для того, чтоб резче подчеркнуть - духовную глубину и силу этого нового, только
нарождавшегося слоя, в кружок "идеалистов" 30-х годов попал Белинский.
Парвеню среди дворян, нищий среди богатых людей, самоучка среди образованных и
воспитанных, он явился как бы представителем и выразителем той неведомой еще в то время массы,
которую отделяли от "общества" ее "черная кость", ее бесправие, ее социально-политическое небытие.
И как бесконечно разнился этот "неистовый Виссарион" от своих привилегированных друзей!
Какими уравновешенными и самодовольными кажутся все эти холеные обеспеченные люди
перед этим тщедушным, некрасивым замарашкой, не раз голодавшим под боком у своих богатых
"друзей".
Сравните бестолковое метанье М. Бакунина с этим беспокойным исканием истины, сравните
салонный блеск ума Герцена с шероховатой пытливостью Белинского, сравните спокойный барски
красивый язык Тургенева со страстным, волнующим языком "неистового" - и вы поймете всю громадную
разницу между ними.
Грановский был патентованным ученым, Станкевич, Бакунин, Тургенев, Герцен много и
основательно изучали философию, все они прекрасно владели языками, а потому могли пользоваться
первоисточниками, все они бывали за границей, где слышали выдающихся философов.
Белинский же был самоучкой, языков он не знал. Он знакомился с западноевропейской мыслью
по изложению своих друзей, по их рассказам и их толкованиям. И все-таки его громадный, гибкий и
пытливый ум сумел по этим обрывкам постичь сущность современных ему философских учений (Фихте
и Гегеля) и приложить их к исканию истины. И в то время, как научные труды его образованных,
блестящих, талантливых друзей быстро забылись, на трудах этого самоучки воспиталось несколько
поколений.
Натура цельная и непосредственная, Белинский не мог взирать на философские вопросы с той
созерцательной высоты, с какой обыкновенно на них смотрят. Для него мыслить и значило жить: эти две
области у него так же мало разделялись; как общественное и личное. А потому вся жизнь его была
беспрерывным исканием философской истины.
Первой системой, с которой познакомился Белинский, была система Фихте. Это совпало с
героическим периодом в жизни Белинского. Он увлекался тогда ранними драмами Шиллера периода
Sturm und Drang, и на эту восторженно взрыхленную душевную почву пало зерно идеалистической
системы Фихте. Что могло казаться тогда естественнее, как признать единственно действительным,
реальным мир идеалов, а самую действительность низвести до роли призрака? И Белинский жадно
ухватился за это учение и, со свойственной ему последовательностью, начал прилагать его к оценке всей
жизни.
Но он недолго мог удержаться на этой точке зрения. Она, правда, очень подходила к его
героическому настроению той эпохи, к его, как он называл, "абстрактному героизму". Но самое это
настроение было преходящим, временным, не характерным для Белинского.
Белинский, как и следовавшее за ним поколение, был до мозга костей "земным", он был детищем
Стр.1