Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Вольнов И. Е.: Биобиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц2
ID12557
АннотацияОб авторе (Вольнов Иван Егорович).
Кому рекомендованоОб авторе
Вольнов И. Е.: Биобиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 2 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12557 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВОЛЬНОВ, Иван Егорович, псевдоним -- Иван Вольный [3(15). <...> Активно занимался революционной деятельностью, участвовал в террористических акциях. <...> В 1906--1910 гг. неоднократно сидел в Орловской тюрьме, известной своей жестокостью. <...> Этот период... самый страшный в моей жизни по тем ужасам, что пришлось мне наблюдать" (Клейнборт Л. М. <...> За покушение на жизнь царского чиновника был сослан в Сибирь, откуда в 1910 г. бежал за границу. <...> Близко сошелся с гостившими у Горького писателями, художниками. <...> поехал в Сибирь за хлебом и привез в Москву: целый железнодорожный состав. <...> В 1919 г. вернулся в свое село, где его арестовали местные власти за эсеровское прошлое. <...> При аресте пропали многочисленные рукописи, в том числе и роман "Северные огни", хроника "Огонь и воды", несколько рассказов. <...> В. в составе санитарного отряда едет в Поволжье для борьбы с тифом. <...> Основная идея стихов перекликалась с горьковским призывом к борьбе: "Дерзко бросайте вызов насилью и грудью своей пробивайте свой путь". <...> Эти слова становятся как бы литературным манифестом В. <...> Следующие его произведения -- очерковые корреспонденции о положении заключенных в Орловской тюрьме: "Орловская каторжная тюрьма", "В Орловской губернской тюрьме (Из воспоминаний крестьянина)", "В деревне", "А. Л. Джапаридзе" (журнал "Современник", 1911). <...> Очерки написаны по совету Горького, которому В. подробно рассказывал историю своей жизни. <...> Настоящий успех приносит В. автобиографическая трилогия "Повесть о днях моей жизни": "Детство", "Отрочество" (1912), "Юность" (1913--1914), написанная по совету и с помощью Горького. <...> В. обозначил жанр книги как "крестьянская хроника", тем самым заявив о ее документальной основе. <...> В "Повести..." показана судьба главного героя Вани Володимерова со дня его рождения до возмужания. <...> Исторический диапазон хроники широк: от жизни крестьян в эпоху крепостничества и реформы 1861 г. до революции 1905 г. В "Детстве" и "Отрочестве" изображена патриархальная <...>
Вольнов_И._Е._Биобиблиографическая_справка.pdf
ВОЛЬНОВ, Иван Егорович, псевдоним -- Иван Вольный [3(15).I.1885, с. Богородицкое Орловской губ.-- 9.I.1931, там же] -- прозаик. Родился в бедной крестьянской семье. Окончил церковноприходскую школу и учительскую семинарию в Курске, преподавал в сельских школах. С 1903 г.-- член партии эсеров (их идеологию подверг позднее резкой критике в повести "Встреча", 1927). Активно занимался революционной деятельностью, участвовал в террористических акциях. В 1906--1910 гг. неоднократно сидел в Орловской тюрьме, известной своей жестокостью. "Этот период... самый страшный в моей жизни по тем ужасам, что пришлось мне наблюдать" (Клейнборт Л. М. Очерки народной литературы.-- С. 148). За покушение на жизнь царского чиновника был сослан в Сибирь, откуда в 1910 г. бежал за границу. Жил в Италии, побывал в Англии, Франции, Швейцарии. Часто приезжал на о. Капри к М. Горькому. Близко сошелся с гостившими у Горького писателями, художниками. Большое влияние на него оказали И. А. Бунин, Л. Андреев, особенно Горький. После Февральской буржуазно-демократической революции 1917 г. вернулся в Россию. Активно включился в общественную деятельность, хотя ему было трудно разобраться в сложной политической обстановке. В голодный 1918 г. по поручению М. Горького поехал в Сибирь за хлебом и привез в Москву: целый железнодорожный состав. В 1919 г. вернулся в свое село, где его арестовали местные власти за эсеровское прошлое. По просьбе Горького В. И. Ленин вмешался в "дело" В. и его освободили. При аресте пропали многочисленные рукописи, в том числе и роман "Северные огни", хроника "Огонь и воды", несколько рассказов. В 1919--1920 гг. В. в составе санитарного отряда едет в Поволжье для борьбы с тифом. В 1921 г. окончательно возвращается в с. Богородицкое. Принимает активное участие в жизни села. Организует сельскохозяйственную артель, которая позднее становится колхозом, а В. его председателем. Писать начал с 10 лет. Выступал со стихами. "Стихи давались поразительно легко. В деревне их пели" (Клейнборт Л. М. Очерки народной литературы.-- С. 148). Первое произведение В.-- лирические стихи в прозе "Три грезы", напечатанные в журнале "Современник" (1911). Основная идея стихов перекликалась с горьковским призывом к борьбе: "Дерзко бросайте вызов насилью и грудью своей пробивайте свой путь". Эти слова становятся как бы литературным манифестом В. Следующие его произведения -- очерковые корреспонденции о положении заключенных в Орловской тюрьме: "Орловская каторжная тюрьма", "В Орловской губернской тюрьме (Из воспоминаний крестьянина)", "В деревне", "А. Л. Джапаридзе" (журнал "Современник", 1911). Очерки написаны по совету Горького, которому В. подробно рассказывал историю своей жизни. Настоящий успех приносит В. автобиографическая трилогия "Повесть о днях моей жизни": "Детство", "Отрочество" (1912), "Юность" (1913--1914), написанная по совету и с помощью Горького. В. обозначил жанр книги как "крестьянская хроника", тем самым заявив о ее документальной основе. В "Повести..." показана судьба главного героя Вани Володимерова со дня его рождения до возмужания. Исторический диапазон хроники широк: от жизни крестьян в эпоху крепостничества и реформы 1861 г. до революции 1905 г. В "Детстве" и "Отрочестве" изображена патриархальная русская деревня с ее нравами и обычаями. В. показывает, как в недрах ее зреет новый социальный слой -- кулачество. При изображении деревни В. следует традиции "трезвого реализма" писателей-демократов 60 гг. (Решетников. Левитов, Н. Успенский). В то же время В. явно полемизирует с повестью И. А. Бунина "Деревня" (1909), в которой преобладает изображение теневых сторон жизни русской деревни. "Сейчас в русской литературе о деревне пишут исключительно пакости, приравнивая ее к звериному или скотскому логову... Это -- ложь: деревня не такова. Она груба, жестока, в ней много хамского, подлого, звериного, но рядом с этим в ней много такого прекрасного, чистого, чего не сыщешь у помещиков, у городской буржуазии, у всех правящих классов" (письмо к Ф.М. Андрюшину, 1912 // МинокинМ. В. Иван Вольнов.-- С. 25). В то же время В. чужда народническая идеализация русской деревни. Создавая образы своих мужиков, он спорил с такими "дворянскими" писателями, как Тургенев, Григорович, Л. Н. Толстой, которые изображали, по его мнению, "мужиков мягко, осторожно..." (Горький М. Иван Вольнов // Собр. соч.-- Т. 17.-- С. 326). Поэтому становится понятным стремление писателя рассказывать только о том, что он лично видел, пережил. Отсюда фактографичность повествования. Однако В. не всегда может художественно справиться с материалом, поэтому в повествовании нередки натуралистические элементы, бытовизм. Сказывается он и в языке произведения. В "Юности" показана деревня накануне и в разгар революционных событий 1905 г. В. изображает "просыпающуюся" деревню, появление в ней "новых" людей, сознательно стремящихся к социальным преобразованиям. В. подробно исследует все плюсы и минусы крестьянского "свободомыслия" этого периода, правдиво раскрывая причины поражения первой русской революции. Продолжением автобиографической трилогии является незавершенная повесть "Возвращение" (1928, впервые опубл. в 1956 г.), в которой как бы заканчивается идейное мужание главного героя трилогии -- Вани Володимерова, героя нового типа, революционера из крестьянской среды. Художественно убедительно показана в трилогии история "выпрямления личности" на примере русской женщины -- Моти
Стр.1