Павлова Татьяна Александровна
"Всеобщий примиритель"
Date: 1-6 июля 2009
Изд: "Долгий путь российского пацифизма",М., ИВИ РАН, 1997.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
"ВСЕОБЩИЙ ПРИМИРИТЕЛЬ"
(Тема войны, насилия и революции
в творчестве М. Волошина)
Т. А. Павлова
"А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами моими
Молюсь за тех и за других"
М. Волошин
При имени "Волошин" в воображении встает необычайно яркая, самобытная, ни на кого не
похожая и, пожалуй, эксцентричная фигура. Его жизнь овеяна множеством легенд, мистификаций,
слухов. Эти изустные сказания родились уже при его жизни; но обилие их и противоречивый характер в
значительной мере связаны с тем, что до недавнего времени на имя это было наложено строжайшее табу.
Причины понятны: достаточно сказать о глубокой религиозности мыслителя, его увлечении
оккультизмом (в особенности антропософией Р. Штейнера) и о изображении им кровавого ужаса
революции и гражданской войны в России -- изображении, стоящем в одном ряду с "Окаянными днями"
И. Бунина, "Солнцем мертвых" И.Шмелева, "Дорожным посохом" В. Никифорова-Волгина. О Волошине
в годы Советской власти разрешалось писать -- и то редко и с трудом -- лишь как о художникеакварелисте,
который "отражал" красоты коктебельских пейзажей.
Впрочем, в 1978 г. в Киеве вышла одна хорошая, довольно полная биография Волошина,
написанная И. Т. Куприяновым. Однако в угоду устоявшемуся и обязательному отношению к поэту
автор должен был, вольно или невольно, о чем-то умалчивать, что-то представлять в превратном виде,
что-то решительно осуждать. Чего стоят, например, такие пассажи: "Поза созерцателя, естественно,
гораздо спокойнее, чем позиция борца, а нейтралитет оберегает от излишних неприятностей.
Приверженцы абстрактного гуманизма, игнорирующие социальную борьбу, не в силах изменить к
лучшему ни людей, ни их жизнь". И далее: "Волошин по-прежнему занимал пози245
цию
абстрактного гуманиста, спасая людей от смерти''1. В 1921 году, тем не менее, как пишет
автор, Волошин "стал полностью на нашу сторону баррикады и готов вместе со всем народом бороться
за социалистическое обновление России"2.
Даже в 1988 г. в предисловии к книге Волошина "Лики творчества" С. Наровчатов упрекал поэта
в том, что он "не понял классового характера гражданской войны и... занял позицию "над схваткой""3, -имеется
в виду, вероятно, тот факт, что Волошин в годы гражданской войны укрывал в своем доме как
белых, так и красных, препятствуя тем самым братоубийственной бойне.
Сейчас, когда главные сборники стихов и поэмы Волошина увидели свет и в печати появились
публикации его писем, статей и воспоминаний, что стало возможным благодаря чудом сохранившимся
архивам, -- в полный рост встает вопрос об изучении наследия этого во многом еще не открытого для
читающей публики поэта, художника, мыслителя, искусствоведа, критика и философа, гордости русской
культуры.
Задача предлагаемой статьи -- проследить проходящую через все творчество Волошина идею
миролюбия и ненасилия как принципа жизни, основываясь преимущественно на недавних публикациях
Стр.1