Владимир Купченко, Захар Давыдов
Поэт -- отвечатель
Максимилиан Волошин. <...> Между тем его поэтическое своеобразие отмечали такие мастера русского стиха, как Вячеслав
Иванов и Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов и Михаил Кузмин, Георгий Шенгели и Сергей
Городецкий. <...> Положительно
отзывался о поэзии Волошина В. Г. Короленко; его стихи о революции получили высокую оценку Ивана
Бунина, Андрея Белого, Викентия Вересаева. <...> Возвращение" Волошина началось только в 1960 году, когда начали печататься мемуары Ильи
Эренбурга "Люди, годы, жизнь". <...> Почему же на протяжении тридцати с лишним лет -- с конца 20-х по
начало 60-х годов -- имя Волошина находилось под негласным запретом? <...> Ответ мы найдем в почти мгновенной реакции одного из самых маститых литературных критиков
того времени на мемуары Эренбурга: "М. Волошина <...> В 1918 году Волошин говорил, что
все происходящее кажется ему очень плодотворным в смысле исторического опыта. <...> Это ставит меня в эти годы (1919--1923) лицом к лицу со
всеми ликами и личинами русской усобицы и дает мне обширный и драгоценнейший революционный
опыт" {Волошин М. <...> }.
Изучив опыт и историю Великой французской революции, пережив революционные события
1905--1907 годов, Февральскую революцию, Волошин отлично знал, что такое революция. <...> Все поймем, все вынесем, любя - Жгучий ветр полярной преисподней,
Божий Бич! приветствую тебя". <...> Северовосток", 1920
Веря, что гибель старой России -- непременное условие возрождения новой, духовно
обновленной родины, Волошин сам укрывал от "божьего бича" революции "красных", когда в Крыму
властвовали "белые", и "белых", когда приходили "красные". <...> Среди созерцательных лирических стихов, певучих и раздумчивых, медным голосом набата
зазвучали строки страстной гражданской поэзии. <...> Он спешит
закрепить в стихах образы этих годин, развертывая целую вереницу их: "Буржуй", "Спекулянт",
"Матрос", "Красногвардеец <...>
Поэт_-_отвечатель.pdf
Владимир Купченко, Захар Давыдов
Поэт -- отвечатель
Максимилиан Волошин. "Средоточье всех путей..."
Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники
М., "Московский рабочий", 1989
Составление, вступительная статья и комментарии В. П. Купченко и З. Д. Давыдова
OCR Ловецкая Т.Ю.
Имя Максимилиана Александровича Волошина (1877--1932) долгие годы было основательно
забыто. Между тем его поэтическое своеобразие отмечали такие мастера русского стиха, как Вячеслав
Иванов и Иннокентий Анненский, Валерий Брюсов и Михаил Кузмин, Георгий Шенгели и Сергей
Городецкий. Как к своему учителю относилась к М. Волошину Марина Цветаева. Положительно
отзывался о поэзии Волошина В. Г. Короленко; его стихи о революции получили высокую оценку Ивана
Бунина, Андрея Белого, Викентия Вересаева.
"Возвращение" Волошина началось только в 1960 году, когда начали печататься мемуары Ильи
Эренбурга "Люди, годы, жизнь". Почему же на протяжении тридцати с лишним лет -- с конца 20-х по
начало 60-х годов -- имя Волошина находилось под негласным запретом?
Ответ мы найдем в почти мгновенной реакции одного из самых маститых литературных критиков
того времени на мемуары Эренбурга: "М. Волошина как значительного поэта И. Эренбург просто
"придумал". В поэзии М. Волошин был одним из самых незначительных декадентов, к революции он...
отнесся отрицательно... Он-то уж, несомненно, одна из "окаменелостей", зря "воскрешаемых" И.
Эренбургом" {Дымшиц Ал. Мемуары и история // Октябрь. 1961. No 6.}.
Главным обвинением, преследовавшим Волошина долгие годы, вплоть до самого последнего
времени, было: к революции, "отнесся отрицательно". Или -- революцию "не понял", "не принял"...
Однако вряд ли об этом можно судить так однозначно и категорично. В 1918 году Волошин говорил, что
все происходящее кажется ему очень плодотворным в смысле исторического опыта. А оптимизм и
оправдание действительности считал первым и единственным долгом по отношению к миру.
В "Автобиографии" (1925) Волошин писал: "Ни война, ни революция не испугали меня и ни в
чем не разочаровали: я их ожидал давно и в формах, еще более жестоких. <...> 19-й год толкнул меня к
общественной деятельности в единственной форме, возможной при моем отрицательном отношении к
всякой политике и ко всякой государственности, утвердившемся и обосновавшемся за эти годы,-- к
борьбе с террором, независимо от его окраски. Это ставит меня в эти годы (1919--1923) лицом к лицу со
всеми ликами и личинами русской усобицы и дает мне обширный и драгоценнейший революционный
опыт" {Волошин М. Автобиография // Лит. учеба. 1988. No 5. С. 97.}.
Изучив опыт и историю Великой французской революции, пережив революционные события
1905--1907 годов, Февральскую революцию, Волошин отлично знал, что такое революция. И принял ее -как
неизбежность, как суровое испытание, через которое Россия должна пройти.
"Бей в лицо и режь нам грудь ножами,
Жги войной, усобьем, мятежами -Сотни
лет навстречу всем ветрам
Мы идем по ледяным пустыням -Не
дойдем и в снежной вьюге сгинем
Иль найдем поруганный наш храм,-Нам
ли весить замысел Господний?
Все поймем, все вынесем, любя -Жгучий
ветр полярной преисподней,
Божий Бич! приветствую тебя".
"Северовосток", 1920
Веря, что гибель старой России -- непременное условие возрождения новой, духовно
обновленной родины, Волошин сам укрывал от "божьего бича" революции "красных", когда в Крыму
властвовали "белые", и "белых", когда приходили "красные".
В эти годы тревог и испытаний в творчестве Максимилиана Волошина происходит коренной
сдвиг. Среди созерцательных лирических стихов, певучих и раздумчивых, медным голосом набата
Стр.1