Послания Максимилиана Волошина
"Наше наследие", 1989, No 1
Публикация, вступительная статья и примечания З. Д. Давыдова и В. П. Купченко
OCR Бычков М. Н.
Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) славился общительностью и "прочностью
своих дружб" (М. Цветаева). Естественно его обращение в своей поэзии к древнему жанру послания. Это
"Письмо", "В мастерской" и другие стихи цикла "Amori amara sacrum ", посвященного М. В.
Сабашниковой; стихи, обращенные к Ю. К. Балтрушайтису ("К твоим стихам меня влечет не новость...",
1903), В. Я. Брюсову ("По ночам, когда в тумане...", 1903), С. И. Толстой ("Концом иглы на мягком
воске...", 1909), Е. И. Дмитриевой ("Пурпурный лист на дне бассейна..." и другие, 1910), М.И. Цветаевой
("К Вам душа так радостно влекома...", 1910), К. Ф. Богаевскому ("Другу", 1915), к матери
("Материнство", 1917) и к жене, М. С. Волошиной ("Заклинание", 1929). Из посланий и стихотворных
портретов Волошин собрал цикл "Облики" (1910-1917), включенный им в книгу лирики "Selva
oscura" {"Темный лес" (лат.).}
Однако поэт-пантеист обращался со стихами не только к людям, но и к витражам Руанского
собора ("Лиловые лучи", 1907), к планетам ("Солнце", "Луна", 1907), к любимому Парижу ("Неслись
года, как клочья белой пены...", 1915), к усыновившей его Киммерии ("Полынь", 1907), к России
("Россия", 1915; "Святая Русь", 1917; "Родина", 1918; "Неопалимая купина", 1919), к Богу ("Над
законченной книгой", 1915; "Готовность", 1921) и Богоматери ("Хвала Богоматери", 1919). Открытость
Волошина всем и всему снова и снова вынуждала его на прямой разговор с окружающим.
Общая черта: все эти послания - либо любовные, либо дружеские, либо молитвенные. У
Волошина нет сатиры или памфлета в стихах; прямой сарказм свойственен или его прозе, или белым
стихам (см., например, "Буржуй", "Пар", "Машина"). Всего один раз он обратился к пародии ("Серенький
денек", 1915), известна лишь одна его эпиграмма ("М. А. Дейше-Сионицкой", 1917).
Мягкий, ненавязчивый юмор, свойственный Волошину в жизни, отразился в его поэзии лишь в
стихотворных экспромтах: цикл "Сонеты о Коктебеле" (1911), "Татиде" (1919), "Анчутке" (1924), "Как
ты внимательна была..." (1898) и т.п. Эти послания, менее других отделанные или шутливые по тону,
поэт не включил в сборники стихов, вышедшие при его жизни. Другие, помещенные в настоящей
подборке, не печатались по мотивам цензурной непроходимости ("Л. П. Гроссману" и "Поэту") или чисто
случайно ("Напутствие Бальмонту", "Лиле Эфрон").
У каждого из этих стихотворений есть своя история...
В начале 1907 года у Волошина возник конфликт с поэтом Вячеславом Ивановым, обратившим
слишком пристальное внимание на его жену. М. В. Сабашникова все больше поддавалась чарам
"златокудрого искусителя" - и Максимилиан Александрович, не желая мешать ей сделать выбор, в
середине марта уехал из Петербурга в Коктебель. Тоска по жене сочеталась с неизжитым тяготением к
Иванову и его кружку - писателям и художникам, собиравшимся на "Башне". И вот 15 апреля 1907 года
Волошин посылает В. И. Иванову сонет, приветствующий создание антологии "Цветник Ор" (вышедшей
из печати чуть позднее, в мае). В сборнике участвовали Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий
Брюсов, Лидия Зиновьева-Аннибал (пьеса "Певучий осел"), Вячеслав Иванов, Маргарита Сабашникова
(цикл стихов "Лесная свирель"). Их-то Волошин и приветствовал из далекого восточного Крыма ("Я
здесь расту один, как пыльная агава...").
Послание "Ты из камня вызвал мой лик..." (1911) адресовано польскому скульптору Эдварду
Виттигу (1879-1941). В ноябре 1908 года в Париже он вылепил бюст Волошина, который так писал об
этом произведении: "Он лепит меня в венке с обнаженными плечами и грудью, с наклоненной головой.
Выходит совсем Зевс Отриколийский". "Он удивительно похож, - добавляет Максимилиан
Александрович в другом письме. - Я не говорю о сходстве, но он сам по себе будет очень крупным
произведением искусства". Впоследствии Виттиг перевел бюст в камень - и он был установлен (как
парковая скульптура) в одном из парижских скверов.
"Напутствие Бальмонту" написано по случаю отправления друга Волошина Константина
Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) в кругосветное плаванье. В 1912 году исполнялось 25 лет
литературной деятельности Бальмонта, и он решил отметить его грандиозным путешествием. Маршрут
его был таков: Лондон - Канарские острова - Южная Африка - Мадагаскар - Тасмания - Южная
Австралия - Новая Зеландия - Полинезия - Новая Гвинея - Цейлон - Индия. Упоминая в своем послании
Стр.1