Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Послания Максимилиана Волошина

0   0
Первый авторВолошин Максимилиан Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID12533
АннотацияПубликация, вступительная статья и примечания З. Д. Давыдова и В. П. Купченко
Кому рекомендованоСтихотворения
Волошин, М.А. Послания Максимилиана Волошина : Сборник стихов / М.А. Волошин .— : [Б.и.], 1929 .— 14 с. — Поэзия .— URL: https://rucont.ru/efd/12533 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Послания Максимилиана Волошина "Наше наследие", 1989, No 1 Публикация, вступительная статья и примечания З. Д. Давыдова и В. П. Купченко OCR Бычков М. Н. <...> Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) славился общительностью и "прочностью своих дружб" (М. Цветаева <...> Из посланий и стихотворных портретов Волошин собрал цикл "Облики" (1910-1917), включенный им в книгу лирики "Selva oscura" {"Темный лес" (лат.) <...> Открытость Волошина всем и всему снова и снова вынуждала его на прямой разговор с окружающим. <...> Всего один раз он обратился к пародии ("Серенький денек", 1915), известна лишь одна его эпиграмма ("М. А. Дейше-Сионицкой", 1917). <...> Мягкий, ненавязчивый юмор, свойственный Волошину в жизни, отразился в его поэзии лишь в стихотворных экспромтах: цикл "Сонеты о Коктебеле" (1911), "Татиде" (1919), "Анчутке" (1924), "Как ты внимательна была... <...> Другие, помещенные в настоящей подборке, не печатались по мотивам цензурной непроходимости ("Л. П. Гроссману" и "Поэту") или чисто случайно ("Напутствие Бальмонту", "Лиле Эфрон"). <...> М. В. Сабашникова все больше поддавалась чарам "златокудрого искусителя" - и Максимилиан Александрович, не желая мешать ей сделать выбор, в середине марта уехал из Петербурга в Коктебель. <...> И вот 15 апреля 1907 года Волошин посылает В. И. Иванову сонет, приветствующий создание антологии "Цветник Ор" (вышедшей из печати чуть позднее, в мае). <...> В сборнике участвовали Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий Брюсов, Лидия Зиновьева-Аннибал (пьеса "Певучий осел"), Вячеслав Иванов, Маргарита Сабашникова (цикл стихов "Лесная свирель"). <...> Он удивительно похож, - добавляет Максимилиан Александрович в другом письме. <...> Напутствие Бальмонту" написано по случаю отправления друга Волошина Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) в кругосветное плаванье. <...> Упоминая в своем послании полумифические, погибшие в древности материки (Атлантида, Лемурия), Волошин подчеркивал <...>
Послания_Максимилиана_Волошина.pdf
Послания Максимилиана Волошина "Наше наследие", 1989, No 1 Публикация, вступительная статья и примечания З. Д. Давыдова и В. П. Купченко OCR Бычков М. Н. Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) славился общительностью и "прочностью своих дружб" (М. Цветаева). Естественно его обращение в своей поэзии к древнему жанру послания. Это "Письмо", "В мастерской" и другие стихи цикла "Amori amara sacrum ", посвященного М. В. Сабашниковой; стихи, обращенные к Ю. К. Балтрушайтису ("К твоим стихам меня влечет не новость...", 1903), В. Я. Брюсову ("По ночам, когда в тумане...", 1903), С. И. Толстой ("Концом иглы на мягком воске...", 1909), Е. И. Дмитриевой ("Пурпурный лист на дне бассейна..." и другие, 1910), М.И. Цветаевой ("К Вам душа так радостно влекома...", 1910), К. Ф. Богаевскому ("Другу", 1915), к матери ("Материнство", 1917) и к жене, М. С. Волошиной ("Заклинание", 1929). Из посланий и стихотворных портретов Волошин собрал цикл "Облики" (1910-1917), включенный им в книгу лирики "Selva oscura" {"Темный лес" (лат.).} Однако поэт-пантеист обращался со стихами не только к людям, но и к витражам Руанского собора ("Лиловые лучи", 1907), к планетам ("Солнце", "Луна", 1907), к любимому Парижу ("Неслись года, как клочья белой пены...", 1915), к усыновившей его Киммерии ("Полынь", 1907), к России ("Россия", 1915; "Святая Русь", 1917; "Родина", 1918; "Неопалимая купина", 1919), к Богу ("Над законченной книгой", 1915; "Готовность", 1921) и Богоматери ("Хвала Богоматери", 1919). Открытость Волошина всем и всему снова и снова вынуждала его на прямой разговор с окружающим. Общая черта: все эти послания - либо любовные, либо дружеские, либо молитвенные. У Волошина нет сатиры или памфлета в стихах; прямой сарказм свойственен или его прозе, или белым стихам (см., например, "Буржуй", "Пар", "Машина"). Всего один раз он обратился к пародии ("Серенький денек", 1915), известна лишь одна его эпиграмма ("М. А. Дейше-Сионицкой", 1917). Мягкий, ненавязчивый юмор, свойственный Волошину в жизни, отразился в его поэзии лишь в стихотворных экспромтах: цикл "Сонеты о Коктебеле" (1911), "Татиде" (1919), "Анчутке" (1924), "Как ты внимательна была..." (1898) и т.п. Эти послания, менее других отделанные или шутливые по тону, поэт не включил в сборники стихов, вышедшие при его жизни. Другие, помещенные в настоящей подборке, не печатались по мотивам цензурной непроходимости ("Л. П. Гроссману" и "Поэту") или чисто случайно ("Напутствие Бальмонту", "Лиле Эфрон"). У каждого из этих стихотворений есть своя история... В начале 1907 года у Волошина возник конфликт с поэтом Вячеславом Ивановым, обратившим слишком пристальное внимание на его жену. М. В. Сабашникова все больше поддавалась чарам "златокудрого искусителя" - и Максимилиан Александрович, не желая мешать ей сделать выбор, в середине марта уехал из Петербурга в Коктебель. Тоска по жене сочеталась с неизжитым тяготением к Иванову и его кружку - писателям и художникам, собиравшимся на "Башне". И вот 15 апреля 1907 года Волошин посылает В. И. Иванову сонет, приветствующий создание антологии "Цветник Ор" (вышедшей из печати чуть позднее, в мае). В сборнике участвовали Константин Бальмонт, Александр Блок, Валерий Брюсов, Лидия Зиновьева-Аннибал (пьеса "Певучий осел"), Вячеслав Иванов, Маргарита Сабашникова (цикл стихов "Лесная свирель"). Их-то Волошин и приветствовал из далекого восточного Крыма ("Я здесь расту один, как пыльная агава..."). Послание "Ты из камня вызвал мой лик..." (1911) адресовано польскому скульптору Эдварду Виттигу (1879-1941). В ноябре 1908 года в Париже он вылепил бюст Волошина, который так писал об этом произведении: "Он лепит меня в венке с обнаженными плечами и грудью, с наклоненной головой. Выходит совсем Зевс Отриколийский". "Он удивительно похож, - добавляет Максимилиан Александрович в другом письме. - Я не говорю о сходстве, но он сам по себе будет очень крупным произведением искусства". Впоследствии Виттиг перевел бюст в камень - и он был установлен (как парковая скульптура) в одном из парижских скверов. "Напутствие Бальмонту" написано по случаю отправления друга Волошина Константина Дмитриевича Бальмонта (1867-1942) в кругосветное плаванье. В 1912 году исполнялось 25 лет литературной деятельности Бальмонта, и он решил отметить его грандиозным путешествием. Маршрут его был таков: Лондон - Канарские острова - Южная Африка - Мадагаскар - Тасмания - Южная Австралия - Новая Зеландия - Полинезия - Новая Гвинея - Цейлон - Индия. Упоминая в своем послании
Стр.1