Максимилиан Волошин
История Черубины
(Рассказ М. Волошина <...> Я начну с того, с чего начинаю обычно,-- с того, кто был Габриак. <...> Габриак был морской черт,
найденный в Коктебеле, на берегу, против мыса Мальчин1. <...> Он был выточен волнами из корня
виноградной лозы и имел одну руку, одну ногу и собачью морду с добродушным выражением лица. <...> Такая
роль шла к добродушному выражению лица нашего черта. <...> Лиля писала в это лето милые простые стихи, и тогда-то я ей и подарил черта Габриаха, которого
мы в просторечье звали "Гаврюшкой". <...> В 1909 году создавалась редакция "Аполлона", первый номер которого вышел в октябре -- ноябре <...> Маковский, "Papa Mako", как мы его называли, был чрезвычайно и аристократичен и элегантен. <...> Я
помню, он советовался со мною -- не вынести ли такого правила, чтоб сотрудники являлись в редакцию
"Аполлона" не иначе как в смокингах. <...> В редакции, конечно, должны были быть дамы, и Papa Mako
прочил балерин из петербургского кордебалета. <...> Лиля -- скромная, не элегантная и хромая -- удовлетворить его, конечно, не могла, и стихи ее были
в редакции отвергнуты. <...> Но для аристократичности Черт обозначил свое имя первой буквой, в
фамилии изменил на французский лад окончание и прибавил частицу "де": Ч. де Габриак. <...> Мы долго ломали голову, ища женское имя, начинающееся на
"Ч", пока, наконец, Лиля не вспомнила об одной Брет-Гартовской героине. <...> Она жила на корабле, была
возлюбленной многих матросов и носила имя Черубины. <...> Чтобы окончательно очаровать Papa Mako, для
такой светской женщины необходим был герб. <...> Маковский в это время был болен ангиной. <...> Когда я на другой день пришел к нему, у него сидел красный и смущенный А. Н. Толстой,
который выслушивал чтение стихов, известных ему по Коктебелю, и не знал, как ему на них реагировать. <...> Вот видите, Максимилиан Александрович, я всегда Вам говорил,
что Вы слишком мало обращаете внимания на светских женщин. <...> Черубине был написан ответ на французском языке, чрезвычайно <...>
История_Черубины.pdf
Максимилиан Волошин
История Черубины
(Рассказ М. Волошина в записи Т.Шанько)
Максимилиан Волошин. Избранное. Стихотворения. Воспоминания. Переписка.
Минск, "Мастацкая лiтаратура", 1993
Составление, подготовка текста, вступительная статья и комментарии Захара Давыдова и
Владимира Купченко
OCR Бычков М. Н.
Я начну с того, с чего начинаю обычно,-- с того, кто был Габриак. Габриак был морской черт,
найденный в Коктебеле, на берегу, против мыса Мальчин1. Он был выточен волнами из корня
виноградной лозы и имел одну руку, одну ногу и собачью морду с добродушным выражением лица.
Он жил у меня в кабинете, на полке с французскими поэтами, вместе со своей сестрой, девушкой
без головы, но с распущенными волосами, также выточенной из виноградного корня, до тех пор, пока не
был подарен мною Лиле. Тогда он переселился в Петербург на другую книжную полку.
Имя ему было - дано в Коктебеле. Мы долго рылись в чертовских святцах ("Демонология"
Бодена2) и, наконец, остановились на имени "Габриах". Это был бес, защищающий от злых духов. Такая
роль шла к добродушному выражению лица нашего черта.
Лиле в то время было девятнадцать лет3. Это была маленькая девушка с внимательными глазами и
выпуклым лбом. Она была хромой от рождения и с детства привыкла считать себя уродом. В детстве у
всех ее игрушек отламывалась одна нога, так как ее брат и сестра говорили: "Раз ты сама хромая, у тебя
должны быть хромые игрушки". <...>
Летом 1909 года Лиля жила в Коктебеле. Она в те времена была студенткой университета,
ученицей Александра Веселовского, и изучала старофранцузскую и староиспанскую литературу4. Кроме
того, она была преподавательницей в приготовительном классе одной из петербургских гимназий5. Ее
ученицы однажды отличились. Какое-то начальство вошло в класс и спросило: "Скажите, девочки, кого из
русских царей вы больше всего любите?" Класс хором ответил: "Конечно, Гришку Отрепьева!" К счастью,
это никак не отразилось на преподавательнице.
Лиля писала в это лето милые простые стихи, и тогда-то я ей и подарил черта Габриаха, которого
мы в просторечье звали "Гаврюшкой".
В 1909 году создавалась редакция "Аполлона", первый номер которого вышел в октябре -- ноябре
6. Мы много думали летом о создании журнала, мне хотелось помещать там французских поэтов, стихи
писались с расчетом на него, и стихи Лили казались подходящими. В то время не было в Петербурге
молодого литературного журнала. Московские "Весы" и "Золотое руно" уже начинали угасать. В
журналах того времени редактор обыкновенно был и издателем. Это не был капиталист, а лицо, умевшее
соответствующим образом обработать какого-нибудь капиталиста. Редактору "Аполлона" С. К.
Маковскому удалось использовать Ушковых7.
Маковский, "Papa Mako", как мы его называли, был чрезвычайно и аристократичен и элегантен. Я
помню, он советовался со мною -- не вынести ли такого правила, чтоб сотрудники являлись в редакцию
"Аполлона" не иначе как в смокингах. В редакции, конечно, должны были быть дамы, и Papa Mako
прочил балерин из петербургского кордебалета.
Лиля -- скромная, не элегантная и хромая -- удовлетворить его, конечно, не могла, и стихи ее были
в редакции отвергнуты.
Тогда мы решили изобрести псевдоним и послать стихи письмом.
Письмо было написано достаточно утонченным слогом на французском языке, а для псевдонима
мы взяли наудачу черта Габриаха. Но для аристократичности Черт обозначил свое имя первой буквой, в
фамилии изменил на французский лад окончание и прибавил частицу "де": Ч. де Габриак.
Впоследствии "Ч" было раскрыто. Мы долго ломали голову, ища женское имя, начинающееся на
"Ч", пока, наконец, Лиля не вспомнила об одной Брет-Гартовской героине. Она жила на корабле, была
возлюбленной многих матросов и носила имя Черубины. Чтобы окончательно очаровать Papa Mako, для
такой светской женщины необходим был герб. И гербу было посвящено стихотворение.
Стр.1