Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Благослови свой синий окоем

0   0
Первый авторСоловьев Эрих
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID12515
АннотацияОб авторе (Волошин Максимилиан Александрович). Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина.
Кому рекомендованоОб авторе
Соловьев, Э. Благослови свой синий окоем : Статья / Э. Соловьев .— : [Б.и.], 1998 .— 9 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/12515 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Эрих Соловьев "Благослови свой синий окоем" Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина Оригинал находится здесь: Русский Журнал Творчество М. А. <...> Особенно значимы в этом смысле стихи Волошина. <...> В литературоведении принято изъяснять поэзию Волошина через его художественнокритическую беллетристику. <...> Я надеюсь, что историко-философское исследование могло бы положить начало совсем иному подходу к волошинскому дискурсу, а именно - позволило бы взглянуть на его поэзию как на область самой высокой интеллектуальной ясности, артикулированности и выраженности, а также настаивать на том, что художественнокритическая беллетристика и околонаучная спекуляция Волошина сами должны искать объяснения в чеканных смыслообразах его поэзии. <...> Было бы очевидным преувеличением квалифицировать Максимилиана Волошина как крупного философа первой трети XX века, подтягивая его к калибру Бергсона или Джемса, Лосского или Франка. <...> Вместе с тем я отваживаюсь утверждать, что это фигура философски уникальная и что в ее уникальности содержится зерно долгосрочной влиятельности. <...> Я отваживаюсь также предложить термин для определения уникальности Волошина в понимании человека и его жизненного мира, а именно космоперсонализм. <...> Куда труднее увидеть, что Волошин был "белой вороной" русского космизма. <...> Неверно утверждать, что Волошин вообще не платит дани этому образу мысли. <...> Она (дань) достаточна велика в волошинской критической публицистике, но минимальна в поэзии. <...> Именно стих Волошина раскрывает неповторимый, ни одному другому русскому космисту не свойственный философский мотив. <...> Как бы оспаривая Толстого, Волошин пишет: Пусть капля жизни в море канет Нерастворимо в смерти "Я". <...> Социальная индивидуальность художника, конституируемая заботой о завоевании имени, должна быть возложена на алтарь его же собственной <...>
Благослови_свой_синий_окоем.pdf
Эрих Соловьев "Благослови свой синий окоем" Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина Оригинал находится здесь: Русский Журнал Творчество М. А. Волошина принадлежит не только истории русской живописи и поэзии, эссеистики и художественной критики. Я глубоко убежден, что это одна из интереснейших (к сожалению, по сей день профессионально не прочитанных) страниц в отечественной философии. Особенно значимы в этом смысле стихи Волошина. Они не просто философски весомы, что подмечено уже давно. Многие из них представляют собой законченные и оптимальные экспликации философских смыслов, которые обедняются и тускнеют при всякой попытке их комментаторского пересказа на языке философской прозы. В литературоведении принято изъяснять поэзию Волошина через его художественнокритическую беллетристику. Я надеюсь, что историко-философское исследование могло бы положить начало совсем иному подходу к волошинскому дискурсу, а именно - позволило бы взглянуть на его поэзию как на область самой высокой интеллектуальной ясности, артикулированности и выраженности, а также настаивать на том, что художественнокритическая беллетристика и околонаучная спекуляция Волошина сами должны искать объяснения в чеканных смыслообразах его поэзии. Было бы очевидным преувеличением квалифицировать Максимилиана Волошина как крупного философа первой трети XX века, подтягивая его к калибру Бергсона или Джемса, Лосского или Франка. Вместе с тем я отваживаюсь утверждать, что это фигура философски уникальная и что в ее уникальности содержится зерно долгосрочной влиятельности. Я отваживаюсь также предложить термин для определения уникальности Волошина в понимании человека и его жизненного мира, а именно космоперсонализм. Есть основания отнести Волошина к традиции русского космизма. Об этом в последние годы говорилось, и немало. Куда труднее увидеть, что Волошин был "белой вороной" русского космизма. Представители отечественной философской космоонтологии тяготели к анонимному, или альтруистически-коллективистскому, истолкованию последних оснований человеческой субъективности. У Толстого - это проект капельного растворения отдельной личности в океане бессознательно-разумной мировой жизни; человек в толстовстве - комар, наделенный способностью аскетического самоотрицания. Еще грубее, с морализаторской, а порой и казарменной определенностью, тема целенаправленной деперсонализации в пользу космически-родового целого звучит в федоровской философии "общего дела". Нельзя не заметить, наконец, что и ноосфера Вернадского представляет собой образование пугающе анонимное - своего рода ментальное облако, растекшееся по поверхности планеты, облако, в котором, как искры в фейерверке, вспыхивают и гаснут отдельные человеческие сознания. Неверно утверждать, что Волошин вообще не платит дани этому образу мысли. Она (дань) достаточна велика в волошинской критической публицистике, но минимальна в поэзии. Именно стих Волошина раскрывает неповторимый, ни одному другому русскому космисту не свойственный философский мотив. Это мотив предвечного, космически заданного индивидуального "Я". Как бы оспаривая Толстого, Волошин пишет:
Стр.1