Эрих Соловьев
"Благослови свой синий окоем"
Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина
Оригинал находится здесь: Русский Журнал
Творчество М. А. <...> Особенно значимы в этом смысле стихи Волошина. <...> В литературоведении принято изъяснять поэзию Волошина через его художественнокритическую беллетристику. <...> Я надеюсь, что историко-философское исследование могло бы
положить начало совсем иному подходу к волошинскому дискурсу, а именно - позволило бы
взглянуть на его поэзию как на область самой высокой интеллектуальной ясности,
артикулированности и выраженности, а также настаивать на том, что художественнокритическая беллетристика и околонаучная спекуляция Волошина сами должны искать
объяснения в чеканных смыслообразах его поэзии. <...> Было бы очевидным преувеличением квалифицировать Максимилиана Волошина как
крупного философа первой трети XX века, подтягивая его к калибру Бергсона или Джемса,
Лосского или Франка. <...> Вместе с тем я отваживаюсь утверждать, что это фигура философски
уникальная и что в ее уникальности содержится зерно долгосрочной влиятельности. <...> Я
отваживаюсь также предложить термин для определения уникальности Волошина в
понимании человека и его жизненного мира, а именно космоперсонализм. <...> Куда труднее увидеть, что Волошин был "белой вороной" русского
космизма. <...> Неверно утверждать, что Волошин вообще не платит дани этому образу мысли. <...> Она (дань)
достаточна велика в волошинской критической публицистике, но минимальна в поэзии. <...> Именно стих Волошина раскрывает неповторимый, ни одному другому русскому космисту не
свойственный философский мотив. <...> Как бы оспаривая Толстого, Волошин пишет:
Пусть капля жизни в море канет Нерастворимо в смерти "Я". <...> Социальная индивидуальность художника, конституируемая заботой о завоевании имени,
должна быть возложена на алтарь его же собственной <...>
Благослови_свой_синий_окоем.pdf
Эрих Соловьев
"Благослови свой синий окоем"
Космоперсонализм и историософская ирония Максимилиана Волошина
Оригинал находится здесь: Русский Журнал
Творчество М. А. Волошина принадлежит не только истории русской живописи и поэзии,
эссеистики и художественной критики. Я глубоко убежден, что это одна из интереснейших (к
сожалению, по сей день профессионально не прочитанных) страниц в отечественной
философии. Особенно значимы в этом смысле стихи Волошина. Они не просто философски
весомы, что подмечено уже давно. Многие из них представляют собой законченные и
оптимальные экспликации философских смыслов, которые обедняются и тускнеют при
всякой попытке их комментаторского пересказа на языке философской прозы.
В литературоведении принято изъяснять поэзию Волошина через его художественнокритическую
беллетристику. Я надеюсь, что историко-философское исследование могло бы
положить начало совсем иному подходу к волошинскому дискурсу, а именно - позволило бы
взглянуть на его поэзию как на область самой высокой интеллектуальной ясности,
артикулированности и выраженности, а также настаивать на том, что художественнокритическая
беллетристика и околонаучная спекуляция Волошина сами должны искать
объяснения в чеканных смыслообразах его поэзии.
Было бы очевидным преувеличением квалифицировать Максимилиана Волошина как
крупного философа первой трети XX века, подтягивая его к калибру Бергсона или Джемса,
Лосского или Франка. Вместе с тем я отваживаюсь утверждать, что это фигура философски
уникальная и что в ее уникальности содержится зерно долгосрочной влиятельности. Я
отваживаюсь также предложить термин для определения уникальности Волошина в
понимании человека и его жизненного мира, а именно космоперсонализм.
Есть основания отнести Волошина к традиции русского космизма. Об этом в последние годы
говорилось, и немало. Куда труднее увидеть, что Волошин был "белой вороной" русского
космизма.
Представители отечественной философской космоонтологии тяготели к анонимному, или
альтруистически-коллективистскому, истолкованию последних оснований человеческой
субъективности. У Толстого - это проект капельного растворения отдельной личности в океане
бессознательно-разумной мировой жизни; человек в толстовстве - комар, наделенный
способностью аскетического самоотрицания. Еще грубее, с морализаторской, а порой и
казарменной определенностью, тема целенаправленной деперсонализации в пользу
космически-родового целого звучит в федоровской философии "общего дела". Нельзя не
заметить, наконец, что и ноосфера Вернадского представляет собой образование пугающе
анонимное - своего рода ментальное облако, растекшееся по поверхности планеты, облако, в
котором, как искры в фейерверке, вспыхивают и гаснут отдельные человеческие сознания.
Неверно утверждать, что Волошин вообще не платит дани этому образу мысли. Она (дань)
достаточна велика в волошинской критической публицистике, но минимальна в поэзии.
Именно стих Волошина раскрывает неповторимый, ни одному другому русскому космисту не
свойственный философский мотив. Это мотив предвечного, космически заданного
индивидуального "Я".
Как бы оспаривая Толстого, Волошин пишет:
Стр.1