Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 471233)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента

Суриков

0   0
Первый авторВолошин Максимилиан Александрович
Страниц51
ID12512
АннотацияХронологически первая монография о В. И. Сурикове, основанная на личных беседах со знаменитым художником.
Кому рекомендованоКритика
Волошин, М.А. Суриков : Очерк / М.А. Волошин .— 1916 .— 51 с. — Критика

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Максимилиан Волошин. <...> ВОЛОШИН И ЕГО КНИГА О СУРИКОВЕ Максимилиан Волошин. <...> К этой проблеме он обращался неоднократно в многочисленных своих журнальных и газетных статьях и наиболее полно изложил свою точку зрения в публичной лекции, прочитанной 12 февраля 1913 года в Москве на диспуте, устроенном художниками группы "Бубновый валет" в связи с катастрофой, постигшей картину И. Е. Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.", которую, как известно, изрезал ножом умалишенный посетитель Третьяковской галереи. <...> Василий Иванович ответил, что ничего не имеет против моего подхода к искусству, и согласился рассказать мне свою жизнь. <...> Летом того же 1916 года, еще не дописав свою книгу, Волошин напечатал в журнале "Аполлон" записи своих бесед с Суриковым. <...> - Приводя в порядок мои записи, я построил их не в последовательности наших бесед, так как Василий Иванович часто отвлекался, возвращался назад и повторял уже рассказанное, но в порядке хронологическом, чтобы дать связную картину его жизни"*. <...> К материалам, опубликованным в "Аполлоне", обращались как к первоисточнику все без исключения советские искусствоведы, писавшие о творчестве Сурикова, и, без сомнения, будут обращаться те, кому в дальнейшем еще предстоит коснуться этой вечной и неисчерпаемой темы. <...> Волошин отмечает, что план его работы был с интересом принят самим Суриковым. <...> Можно предположить, что этот интерес объясняется тем подчеркнутым вниманием к вопросам психологии творчества, каким отмечена книга Волошина. <...> Превосходные страницы, посвященные разбору "Утра стрелецкой казни", "Меншикова в Березове" или "Покорения Сибири Ермаком", глубокий анализ композиционного построения "Боярыни Морозовой" характеризуются острым проникновением в замысел художника и в образную структуру его живописи. <...> С острым проникновением в самые затаенные глубины человеческой психики критик сумел раскрыть п объяснить читателям <...>
Суриков.pdf
Максимилиан Волошин. Суриков -------------------------------------------------------------Максимилиан Волошин. Суриков. Ленинград, Художник РСФСР, 1985. Сканирование: М. Бычков, март 2004 г. Правка: В. Есаулов, ноябрь 2004 г. -------------------------------------------------------------ОГЛАВЛЕНИЕ: В. Н. Петров. M. A. ВОЛОШИН И ЕГО КНИГА О СУРИКОВЕ Максимилиан Волошин. Суриков I . ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ СУРИКОВА III. ОБСТАНОВКА ДЕТСТВА IV. ТРАГИЧЕСКИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ V. ГОДЫ УЧЕНИЯ VI. АКАДЕМИЯ VII. "СТРЕЛЬЦЫ" VIII. "МЕНШИКОВ" IX. "БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА" X. ПЕРЕЛОМ (1888-1891). XI. "ЕРМАК" XII. "СУВОРОВ" XIII. "СТЕНЬКА РАЗИН" (1900-1910) XIV. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ (1910-1916) XV. ОБЛИК ПРИМЕЧАНИЯ Г. С. Арбузов. ПОСЛЕСЛОВИЕ В. Н. Петров M. A. ВОЛОШИН И ЕГО КНИГА О СУРИКОВЕ В 1977 году исполнилось сто лет со дня рождения Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932), известного поэта, которому принадлежит видное место в русской литературе первой трети XX века. Волошин был также даровитым художником и теоретиком искусства, талантливым литературным и художественным критиком и оставил заметный след в русской культуре предреволюционной эпохи. Едва ли будет ошибкой предположить, что в сознании современников Волошин-критик отчасти даже заслонил Волошина-поэта. Его известность в 1900-1910-х годах основывалась главным образом на критических статьях и рецензиях, которые постоянно печатались в московской газете "Русь", а также в литературно-художественных журналах "Весы", "Золотое руно", "Аполлон"; наконец, немалую славу принесли Волошину его историко-литературные очерки, посвященные французским поэтам и прозаикам XIX-XX веков, и своеобразные историософские исследования, объединенные в книге "Лики творчества" (1914). Искусствоведческие интересы Волошина и деятельность его как критика были направлены едва ли не на все сферы искусства. Литература и театр в одинаковой мере привлекали его внимание. Он писал о повой русской поэзии, художественной прозе и драматургии, о лирике и трагедии, о современном театре в России и Франции, о драматических и балетных спектаклях. Но особенно часто и охотно обращался он к произведениям живописи, графики и скульптуры, которые любил не менее сильно п изучал не менее тщательно, чем
Стр.1