Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Вяземский П. А.: Биобиблиографическая справка

0   0
Первый авторВяземский Петр Андреевич
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID12414
Вяземский, П.А. Вяземский П. А.: Биобиблиографическая справка : Статья / П.А. Вяземский .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12414 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЯЗЕМСКИЙ, Петр Андреевич [ 12(23)VII. <...> Род князей Вяземских вел начало от легендарного Рюрика, от потомков Мономаха. <...> В 1806 г. он возвратился в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета. <...> Служба в Межевой канцелярии, куда В. был зачислен в 1807 г. отнимала немного времени, и В. отдался светской жизни и литературным увлечениям. <...> Он воспитывался в кругу первостепенных талантов начала XIX в., перезнакомившись едва ли не со всеми литераторами, сторонниками и последователями Карамзина, а также будущими декабристами. <...> Поэтическая культура, сформировавшая В., была однородной с поэтической культурой Пушкина. <...> Молодой В. ориентируется на французскую "легкую" поэзию и большим стихотворным формам предпочитает малые жанры -- обновленную свободолюбивую оду, элегию, послание, надпись, стихотворение в альбом или на случай. <...> Рядом с этими жанрами в его репертуаре закрепляются эпиграмма и басня. <...> Стиль В., опирающийся на принципы школы Карамзина, еще сохраняет черты архаичности. <...> Вырабатывая свою индивидуальную манеру, поэт стремится выразить присущий ему "сгиб" ума, придавая языку черты угловатости и сохраняя в стихотворениях рассудочность и поучительность, восходящие к традициям XVIII в. <...> Литературные симпатии В. первоначально складываются под влиянием русских сентименталистов, прежде всего Карамзина и Дмитриева. <...> Он горячо отстаивает языковую реформу Карамзина и входит в состав "дружеской артели" (Д. Давыдов <...> Эта "дружеская артель" станет впоследствии ядром "Арзамаса", который пополнится и другими литераторами. <...> В. уже разделял оппозиционные идеи передовых дворян и желал либеральных преобразований (ограничения самодержавной власти и введения твердых законов). <...> Эти настроения углубились во время и после Отечественной войны 1812 г., всколыхнувшей его патриотические и гражданские чувства. <...> Либеральная речь Александра I в польском сейме внушила молодому <...>
Вяземский_П._А._Биобиблиографическая_справка.pdf
ВЯЗЕМСКИЙ, Петр Андреевич [ 12(23)VII.1792, Москва -- 10(22).XI.1878, Баден-Баден; похоронен в Петербурге] -- поэт и критик. Родился в родовитой и богатой дворянской семье. Род князей Вяземских вел начало от легендарного Рюрика, от потомков Мономаха. Первоначальное образование В. получил дома, а с 1805 г. обучался в петербургском иезуитском пансионе и при Педагогическом институте. В 1806 г. он возвратился в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета. После смерти отца (1807) о юноше заботился его родственник, писатель и историк Н. М. Карамзин. Служба в Межевой канцелярии, куда В. был зачислен в 1807 г. отнимала немного времени, и В. отдался светской жизни и литературным увлечениям. Он воспитывался в кругу первостепенных талантов начала XIX в., перезнакомившись едва ли не со всеми литераторами, сторонниками и последователями Карамзина, а также будущими декабристами. Поэтическая культура, сформировавшая В., была однородной с поэтической культурой Пушкина. В. ощущал себя наследником XVIII в., был поклонником Вольтера и других французских философов. Просветительские идеи В. впитал с детства. Его отличали любовь к просвещению, к разуму, либеральные взгляды, тяготение к полезной государственной и гражданской деятельности. Молодой В. ориентируется на французскую "легкую" поэзию и большим стихотворным формам предпочитает малые жанры -- обновленную свободолюбивую оду, элегию, послание, надпись, стихотворение в альбом или на случай. Рядом с этими жанрами в его репертуаре закрепляются эпиграмма и басня. Стиль В., опирающийся на принципы школы Карамзина, еще сохраняет черты архаичности. Вырабатывая свою индивидуальную манеру, поэт стремится выразить присущий ему "сгиб" ума, придавая языку черты угловатости и сохраняя в стихотворениях рассудочность и поучительность, восходящие к традициям XVIII в. Литературные симпатии В. первоначально складываются под влиянием русских сентименталистов, прежде всего Карамзина и Дмитриева. Он горячо отстаивает языковую реформу Карамзина и входит в состав "дружеской артели" (Д. Давыдов, Ал. Тургенев, Жуковский, Батюшков, В. Пушкин, Блудов), собрания которой происходили в доме В. Эта "дружеская артель" станет впоследствии ядром "Арзамаса", который пополнится и другими литераторами. В 10 гг. В. уже разделял оппозиционные идеи передовых дворян и желал либеральных преобразований (ограничения самодержавной власти и введения твердых законов). Эти настроения углубились во время и после Отечественной войны 1812 г., всколыхнувшей его патриотические и гражданские чувства. В. вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. В конце 10 гг. В. был зачислен на службу в Варшаву. Либеральная речь Александра I в польском сейме внушила молодому вольнодумцу надежды на перемены государственного устройства в России, и В. принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820) Однако вскоре В. был обвинен в польских симпатиях и удален со службы. Подлинной причиной были либеральные настроения молодого князя С 1821 по 1830 г. он находился в опале, и за ним учредили секретный надзор. В это время происходит идейное и творческое мужание В. Он посвящает себя литературной и журнальной деятельности, теснее сближается с декабристами, с Пушкиным, становится ревностным поборником романтизма. С конца 10 гг. и в начале 20 гг. оппозиционность В. принимает резкий и боевой характер, в его поэзию проникают идеи декабристов. Общественные интересы выступают в лирике В. как насущная и неистребимая потребность души. К этому времени относятся такие замечательные элегии, как "Негодование", "Уныние", "Первый снег", в которых сливаются гражданская и личная темы. В. возмущен общественными условиями, отторгающими человека от гражданской деятельности, он обличает социальную несправедливость и моральную ущербность тогдашнего правопорядка. Отстаивая перевес мысли над чувством, В. часто жертвовал легкостью, благозвучностью стиха и точностью выражений. В стихотворениях В. стирались жанровые и стилистические перегородки, пересекались разные стилевые тенденции -- "роскошный слог", лишенный простоты, блистающий "поэтизмами", картинными метафорами и сравнениями, и одновременно "прозаический", сниженный поэтический язык, стилизованный под грубоватую и прямодушную речь. Острая мысль облекалась в заостренную и шероховатую словесную форму и в "тяжелый, как бы влачащийся по земле стих" (Гоголь). От элегии "Первый снег" и других произведений тянутся нити к творчеству 1820-1830 гг. В это время В. знакомится с поэзией Байрона, восторженно встречает "южные" поэмы Пушкина, сочувственно откликается на "Думы" Рылеева. Он дружит с А. Бестужевым-Марлинским и участвует в "Полярной звезде". Поэт становится горячим пропагандистом романтизма, который совмещается у него с "красками политическими". В. понял романтизм как идею освобождения личности от "цепей", как низложение "правил" в искусстве (еще в 1817 г. он приветствовал драматургию В. А. Озерова, разрушавшую классицистические
Стр.1