ВЯЗЕМСКИЙ, Петр Андреевич [ 12(23)VII.1792, Москва -- 10(22).XI.1878, Баден-Баден;
похоронен в Петербурге] -- поэт и критик. Родился в родовитой и богатой дворянской семье. Род князей
Вяземских вел начало от легендарного Рюрика, от потомков Мономаха. Первоначальное образование В.
получил дома, а с 1805 г. обучался в петербургском иезуитском пансионе и при Педагогическом
институте. В 1806 г. он возвратился в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского
университета. После смерти отца (1807) о юноше заботился его родственник, писатель и историк Н. М.
Карамзин.
Служба в Межевой канцелярии, куда В. был зачислен в 1807 г. отнимала немного времени, и В.
отдался светской жизни и литературным увлечениям. Он воспитывался в кругу первостепенных талантов
начала XIX в., перезнакомившись едва ли не со всеми литераторами, сторонниками и последователями
Карамзина, а также будущими декабристами. Поэтическая культура, сформировавшая В., была
однородной с поэтической культурой Пушкина. В. ощущал себя наследником XVIII в., был поклонником
Вольтера и других французских философов. Просветительские идеи В. впитал с детства. Его отличали
любовь к просвещению, к разуму, либеральные взгляды, тяготение к полезной государственной и
гражданской деятельности.
Молодой В. ориентируется на французскую "легкую" поэзию и большим стихотворным формам
предпочитает малые жанры -- обновленную свободолюбивую оду, элегию, послание, надпись,
стихотворение в альбом или на случай. Рядом с этими жанрами в его репертуаре закрепляются
эпиграмма и басня. Стиль В., опирающийся на принципы школы Карамзина, еще сохраняет черты
архаичности. Вырабатывая свою индивидуальную манеру, поэт стремится выразить присущий ему
"сгиб" ума, придавая языку черты угловатости и сохраняя в стихотворениях рассудочность и
поучительность, восходящие к традициям XVIII в.
Литературные симпатии В. первоначально складываются под влиянием русских
сентименталистов, прежде всего Карамзина и Дмитриева. Он горячо отстаивает языковую реформу
Карамзина и входит в состав "дружеской артели" (Д. Давыдов, Ал. Тургенев, Жуковский, Батюшков, В.
Пушкин, Блудов), собрания которой происходили в доме В. Эта "дружеская артель" станет впоследствии
ядром "Арзамаса", который пополнится и другими литераторами.
В 10 гг. В. уже разделял оппозиционные идеи передовых дворян и желал либеральных
преобразований (ограничения самодержавной власти и введения твердых законов). Эти настроения
углубились во время и после Отечественной войны 1812 г., всколыхнувшей его патриотические и
гражданские чувства. В. вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. В конце
10 гг. В. был зачислен на службу в Варшаву. Либеральная речь Александра I в польском сейме внушила
молодому вольнодумцу надежды на перемены государственного устройства в России, и В. принял
участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820) Однако вскоре В. был обвинен в
польских симпатиях и удален со службы. Подлинной причиной были либеральные настроения молодого
князя С 1821 по 1830 г. он находился в опале, и за ним учредили секретный надзор. В это время
происходит идейное и творческое мужание В. Он посвящает себя литературной и журнальной
деятельности, теснее сближается с декабристами, с Пушкиным, становится ревностным поборником
романтизма.
С конца 10 гг. и в начале 20 гг. оппозиционность В. принимает резкий и боевой характер, в его
поэзию проникают идеи декабристов. Общественные интересы выступают в лирике В. как насущная и
неистребимая потребность души. К этому времени относятся такие замечательные элегии, как
"Негодование", "Уныние", "Первый снег", в которых сливаются гражданская и личная темы. В. возмущен
общественными условиями, отторгающими человека от гражданской деятельности, он обличает
социальную несправедливость и моральную ущербность тогдашнего правопорядка. Отстаивая перевес
мысли над чувством, В. часто жертвовал легкостью, благозвучностью стиха и точностью выражений. В
стихотворениях В. стирались жанровые и стилистические перегородки, пересекались разные стилевые
тенденции -- "роскошный слог", лишенный простоты, блистающий "поэтизмами", картинными
метафорами и сравнениями, и одновременно "прозаический", сниженный поэтический язык,
стилизованный под грубоватую и прямодушную речь. Острая мысль облекалась в заостренную и
шероховатую словесную форму и в "тяжелый, как бы влачащийся по земле стих" (Гоголь).
От элегии "Первый снег" и других произведений тянутся нити к творчеству 1820-1830 гг. В это
время В. знакомится с поэзией Байрона, восторженно встречает "южные" поэмы Пушкина, сочувственно
откликается на "Думы" Рылеева. Он дружит с А. Бестужевым-Марлинским и участвует в "Полярной
звезде". Поэт становится горячим пропагандистом романтизма, который совмещается у него с "красками
политическими".
В. понял романтизм как идею освобождения личности от "цепей", как низложение "правил" в
искусстве (еще в 1817 г. он приветствовал драматургию В. А. Озерова, разрушавшую классицистические
Стр.1