С. Ю. Витте. Биографическая справка
---------------------------------------------------------------------------Оригинал
находится на RULEX.RU
---------------------------------------------------------------------------Л.
Слонимский
Витте, граф Сергей Юлиевич - государственный деятель. Родился 17 июня
1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат
на сестре известного писателя, генерала Р.А. Фадеева. По окончании курса в
Новороссийском университете со степенью кандидата физико-математических
наук,
Витте вступил на службу в управление Одесской ветви нынешних
Юго-Западных железных дорог и вскоре сделался одним из ближайших
сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н.М.
Чихачева, в ведение которого в то время поступила и Одесская железная
дорога. Должность начальника движения, которую Витте исполнил в продолжение
всей последней турецкой войны, доставила ему репутацию распорядительного
администратора.
В
1879
г.
Витте
занял место начальника отделения
эксплуатации в правлении Юго-Западных железных дорог и принял участие в
трудах железнодорожной комиссии под председательством графа Баранова, был
составителем одного из томов "Трудов Комиссии" ("История и деятельность
съездов представителей русских железных дорог") и проекта ныне действующего
"Общего устава Российских железных дорог". С 1886 по 1888 г. состоял
управляющим Юго-Западных железных дорог. Мысль о выдаче ссуд под хлебные
грузы впервые применена на практике Юго-Западными дорогами по инициативе
Витте. Когда при Министерстве финансов в 1888 г. образованы были новые
тарифные учреждения,
Витте был назначен директором департамента
железнодорожных дел и председателем тарифного комитета, в феврале 1892 г.
призван к управлению Министерством путей сообщения, а 30 августа того же
года ему поручено управление Министерством финансов.
Витте как министр финансов. Одиннадцать лет, в течение коих Витте
стоял во главе Министерства финансов, ознаменованы огромным увеличением
бюджета, широким развитием государственного хозяйства и крупными реформами
в области финансового законодательства. Общий баланс государственного
бюджета за время Витте возрос с 965303066 рублей в 1892 г. до 2071667472
рублей в 1903 г., то есть на 114,5%. Среднее годовое возрастание бюджета за
этот период - 10,5%. Насколько этот рост бюджета велик, можно судить по
сравнению с предшествующим и последующим десятилетиями. С 1883 по 1892 г.
бюджет возрос с 778506 тысяч рублей до 965303 тысячи рублей, или на 24%, в
среднем в год всего на 2,7%; с 1903 по 1912 г. бюджет увеличился с 2071667
тысяч рублей до 3001919 тысяч рублей, или на 45%, то есть средний годовой
прирост определился всего в 5%. Главнейшею причиною особо быстрого роста
бюджета в министерство Витте было расширение казенного хозяйства за счет
частного, происшедшее в железнодорожном деле и в питейной торговле. Если
исключить расходы на эксплуатацию железных дорог и на винную монополию из
сопоставляемых бюджетов,
то балансовые их итоги определятся, за
округлением: за 1892 г. - в 907 миллиона, а за 1903 г. - 1462 миллиона
рублей, то есть второй итог превысит первый только на 61%, а средний
годовой рост бюджета определится около 51/2%. Это последнее сопоставление и
выражает более точно действительное увеличение бюджета при Витте, ибо
расходы на эксплуатацию железных дорог и на казенную продажу питей в
существе имеют характер оборотных,
возмещаясь соответственными
поступлениями. Бюджет 1892 г., принятый Витте от своего предшественника,
был сведен с дефицитом в 74268 тысяч рублей; даже по отделу обыкновенных
доходов и расходов предвиделся дефицит в 25124 тысячи рублей. При Витте
обыкновенные доходы всегда исчислялись в суммах, значительно превышающих
итоги обыкновенных расходов, хотя классификация государственных расходов
была изменена, и отдел обыкновенных расходов увеличен за счет чрезвычайных.
Так, с 1895 г. из чрезвычайных в обыкновенный отдел бюджета были перенесены
расходы по перевооружению армии, по
продовольствия,
по портовым сооружениям,
заготовлению специальных резервов
по усилению и улучшению
существующих железных дорог, а с 1901 г. в обыкновенный бюджет были
отнесены также расходы на приобретение подвижного состава для казенных
железных дорог. Какое значение имели эти изменения бюджетной классификации,
можно судить хотя бы по тому, что в росписи 1903 г. одни лишь
железнодорожные расходы, до 1895 г. относившиеся к чрезвычайному бюджету,
Стр.1