Тик Людвиг
(Tieck, 1773-1853) - изв. нем. писатель, один из главных представителей романтической школы. <...> Род. в
Берлине; в 1805-18 годах совершил путешествия в Италию, Францию и Англию; последние годы жизни
он провел в Дрездене, где был директором Королевского театра, и Берлине, где и умер. <...> Т. начал
литературную деятельность мелкими рассказами и довольно слабыми драматическими произведениями,
носившими мрачный и раздирательный характер: "Аbdallah" (1792), "Karl von Berneck" (1793), "Der
Abschied". <...> К этому же периоду относится роман "William Lovell", изображающий судьбу неисправимого
ловеласа, эгоиста, игрока и беззастенчивого негодяя. <...> Уже в эту раннюю пору Т. обнаруживает интерес к
Шекспиру. <...> В 1797 г. появились под заглавием "Volksm ärchen des Peter Leb erecht" получившие
громадную популярность сказки Т., иногда прекрасно передающие народный дух, иногда, наоборот,
произвольно обработанные ("Die sch ö ne Magelone", "Der blonde Ekbert", "Die Elfen" и др.) <...> . К этим
сказкам тесно примыкают "сказочные комедии" T. <...> Он пробовал
писать и легкие сатирические комедии, теперь утратившие интерес, но в свое время затрагивавшие злобу
дня, бичевавшие бездарных литераторов и критиков, ограниченность публики ("Der gestiefelte Kater",
"Die verkehrte Welt", "Zerbino oder die Reise nach dem guten Geschmack"). <...> Мало-помалу, особенно под
влиянием своего друга Вакенродера, человека с мечтательною и сентиментальною натурою, Т. все более
увлекался Средними веками и католицизмом. <...> Это увлечение сказывается, напр., в его
"Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (1797); здесь совершенно в духе Шатобриана
возвеличивается католицизм и прославляется искусство, которое Т. еще не отделяет от религии,
сравнивая наслаждение красотою произведений искусства с молитвенным настроением и подъемом духа. <...> Такой же характер носит навеянная отчасти Гетевским "Вильгельмом Мейстером" повесть "Franz
Sternbalds Wanderungen", действие которой происходит в дни Альбрехта Дюрера и Микеланджело; здесь,
между прочим, довольно резко критикуется протестантизм <...>
Людвиг_Тик.pdf
Тик Людвиг
(Tieck, 1773-1853) - изв. нем. писатель, один из главных представителей романтической школы. Род. в
Берлине; в 1805-18 годах совершил путешествия в Италию, Францию и Англию; последние годы жизни
он провел в Дрездене, где был директором Королевского театра, и Берлине, где и умер. Т. начал
литературную деятельность мелкими рассказами и довольно слабыми драматическими произведениями,
носившими мрачный и раздирательный характер: "Аbdallah" (1792), "Karl von Berneck" (1793), "Der
Abschied". К этому же периоду относится роман "William Lovell", изображающий судьбу неисправимого
ловеласа, эгоиста, игрока и беззастенчивого негодяя. Уже в эту раннюю пору Т. обнаруживает интерес к
Шекспиру. В 1797 г. появились под заглавием "Volksm ärchen des Peter Leb erecht" получившие
громадную популярность сказки Т., иногда прекрасно передающие народный дух, иногда, наоборот,
произвольно обработанные ("Die sch ц ne Magelone", "Der blonde Ekbert", "Die Elfen" и др.). К этим
сказкам тесно примыкают "сказочные комедии" T. - "Ritter Blaubart", "Die Schildbü rger". Он пробовал
писать и легкие сатирические комедии, теперь утратившие интерес, но в свое время затрагивавшие злобу
дня, бичевавшие бездарных литераторов и критиков, ограниченность публики ("Der gestiefelte Kater",
"Die verkehrte Welt", "Zerbino oder die Reise nach dem guten Geschmack"). Мало-помалу, особенно под
влиянием своего друга Вакенродера, человека с мечтательною и сентиментальною натурою, Т. все более
увлекался Средними веками и католицизмом. Это увлечение сказывается, напр., в его
"Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders" (1797); здесь совершенно в духе Шатобриана
возвеличивается католицизм и прославляется искусство, которое Т. еще не отделяет от религии,
сравнивая наслаждение красотою произведений искусства с молитвенным настроением и подъемом духа.
Такой же характер носит навеянная отчасти Гетевским "Вильгельмом Мейстером" повесть "Franz
Sternbalds Wanderungen", действие которой происходит в дни Альбрехта Дюрера и Микеланджело; здесь,
между прочим, довольно резко критикуется протестантизм как сухое, рассудочное вероисповедание,
уступающее поэтическому и таинственному католицизму. Романтизм Т. и его католические симпатии
отразились и в пьесах "Lehen und Tod der heiligen Genoveva" (1799) и "Kaiser Octavianus" (1804). Первая
пьеса принадлежит к лучшим произведениям Т.; во второй преобладает комический и сатирический
элемент; особенно любопытен пролог, всецело навеянный романтизмом. Последний период
деятельности Т. носит совершенно другой характер. Т. охладевает к романтизму и создает ряд
талантливых, проникнутых новым духом и миросозерцанием Гете, вполне реальных, свободных от
тенденциозной окраски повестей и рассказов: "Der Aufruhr in den Cevennen", "Dichterleben" (из жизни
Шекспира), "Der junge T i schlermeister", "Tod des Dichters" (из жизни Камоэнса) и др. В 1840 г. он издал
роман "Vittoria Accorombona", затрагивавший вопрос о женской эмансипации; в художественном
отношении он стоит ниже повестей. Среди лирических стихотворений Т. есть несколько красивых вещей
(отдельное издание их появилось в 1823 г.). Он перевел "Дон-Кихота" и докончил предпринятый
Шлегелем перевод всех пьес Шекспира. Им же изданы некоторые памятники старой немецкой
словесности, вроде "Minnelieder aus dem Schw äbischen Zeitalter". Сочинения Т. изданы в 1828-42 гг. Ср.
R. K ц pke, "Ludwig T., Erinnerungen aus dem Leben des Dichters" (Лпц., 1855); V. Friesen, "Ludwig
T." (Вена, 1871); Stern. "Zur Litteratur der Gegenwart" (Лпц., 1880); В. Шерер, "История немецкой
литературы" (рус. перев. под ред. А. Н. Пыпина); Friedrich Kirchner, "Die deutsche Nationallitteratur des
XIX Jahrhunderts" (Гейдельберг, 1894); P. Гайм, "Романтическая школа" (перев. В. Неведомского, М.,
1891).
Ю. Веселовский.
Источник: Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона.
Стр.1