Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01030267.htm
Василий Васильевич Верещагин родился в 1842 г. В 1853 году поступил в морской кадетский
корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в
Академию Художеств, где работал под руководством А.Т. Маркова и А.Е. Бейдемана . Получив малую
серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы" и похвалу академии за композицию,
Верещагин, не окончив курса, уехал за границу. В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал
под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на
Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений.
Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских
журналах "Le Tour de Monde" и в русском "Всемирном Путешественнике"; некоторые из них были на
академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на
Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему
свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и
Закавказскому краю с художественной целью - что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в
Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин. В 1867 году
Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане ; между прочим, он
отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден святого Георгия. Возвратившись из
Туркестана, он в третий раз поехал за границу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене. Почти все его
туркестанские картины написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на "После удачи",
"После неудачи", "Опиумоеды", а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником
"Бача со своими поклонниками". Вся коллекция туркестанских картин была выставлена Верещагиным в
Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где
она была выставлена бесплатно. Ввиду толков и обвинений в тенденциозности, Верещагин снял с
выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: "Окружили - преследуют",
"Забытый" и "Вошли". Вся коллекция состоит из 121 номера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его
художественным трудам, возвел Верещагина в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен
официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от
этого звания. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии
Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам,
привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при
Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова . Затем
присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже
должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество
этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 годах он
выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в
Москве и Петербурге. Индийских картин всего 32, а болгарских - 13. В 1884 г. Верещагин отправился в
Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 - 88 годах выставлял
свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке.
Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), Верещагин является решительным
приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их
тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он
решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи. Во всяком случае Верещагина
нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в
России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских
языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как
литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как, например, "Заметки,
очерки и воспоминания", "Поездка в Гималаи". В журнале "Художник" Верещагин поместил в 1890 году
статью под заглавием "Реализм", в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве. В.
Чуйко
Стр.1