Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634938)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Вересаев В. В.: Билбиблиографическая справка

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц3
ID12326
АннотацияОб авторе (Вересаев Викентий Викентьевич).
Кому рекомендованоОб авторе
Вересаев В. В.: Билбиблиографическая справка : Статья .— : [Б.и.], 1990 .— 3 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/12326 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ВЕРЕСАЕВ, Викентий Викентьевич, настоящая фамилии - Смидович [4(16). <...> Отец В., человек разносторонне образованный, стремился привить своим детям с самого раннего возраста любовь к труду, твердые нравственные начала. <...> Во время обучения в Тульской классической гимназии В. усиленно занимается историей, философией, много читает. <...> Его следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 г., были рассказы "Мерзкий мальчишка" и "Загадка", последний из которых В. неизменно включал в состав собраний своих сочинений. <...> С целью познания человеческой природы, необходимого, но мнению В., для настоящего писателя, он решает после окончания университета в 1888 г. поступить на медицинский факультет Деритского университета и, получив в 1894 г. диплом врача, приступает к врачебной практике. <...> Во время учебы в Петербургском университете В. пережил период сильного увлечения народническими идеями. <...> Пессимистические настроения В., общие для поколения 80 гг., потерявшего свои духовные ориентиры, нашли отражение в повести "Без дороги" (1894). <...> Написанная в форме дневника-исповеди земского врача Дмитрия Чеканова, она раскрывала глубокую трагедию человека, потерпевшего крах в своем стремлении честно служить народу. <...> Внутренне сломленный, Чеканов проходит свой путь до конца и умирает от побоев пьяной толпы мастеровых во время холерной эпидемии. <...> Эта повесть принесла В. первый литературный успех и вместе с последовавшими за ней повестями 900 гг. создала ему репутацию художественного летописца демократической интеллигенции. <...> Вскоре происходит окончательный поворот В. в сторону марксизма. <...> С наибольшей отчетливостью новые идейные симпатии В. обозначились в рассказе "Поветрие" (1897). <...> Написанный как эпилог к повести "Без дороги", рассказ был проникнут верой писателя в новые "радостные, кипучие родники борьбы и жизни", которые открылись ему в марксистском движении. <...> К этому все ширившемуся движению <...>
Вересаев_В._В._Билбиблиографическая_справка.pdf
ВЕРЕСАЕВ, Викентий Викентьевич, настоящая фамилии - Смидович [4(16).I.I867, Тула -3.VI.1945, Москва] -- прозаик, публицист, переводчик. Родился в семье врача. Отец В., человек разносторонне образованный, стремился привить своим детям с самого раннего возраста любовь к труду, твердые нравственные начала. Во время обучения в Тульской классической гимназии В. усиленно занимается историей, философией, много читает. К. гимназическим годам относятся и его первые литературные опыты. Он пишет стихи, увлекается переводами из Гете, Г. Гейне, Ф. Шиллера. После окончания гимназии в 1884 г. В. поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, а в 1885 г. было напечатано его первое произведение -- стихотворение "Раздумье", довольно слабое и несовершенное. Его следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 г., были рассказы "Мерзкий мальчишка" и "Загадка", последний из которых В. неизменно включал в состав собраний своих сочинений. Так для В. окончательно определилось его писательское призвание. С целью познания человеческой природы, необходимого, но мнению В., для настоящего писателя, он решает после окончания университета в 1888 г. поступить на медицинский факультет Деритского университета и, получив в 1894 г. диплом врача, приступает к врачебной практике. Во время учебы в Петербургском университете В. пережил период сильного увлечения народническими идеями. Однако вскоре наступило разочарование: в конце 80 гг. политическая программа "Народной воли" исчерпала себя. Пессимистические настроения В., общие для поколения 80 гг., потерявшего свои духовные ориентиры, нашли отражение в повести "Без дороги" (1894). Написанная в форме дневника-исповеди земского врача Дмитрия Чеканова, она раскрывала глубокую трагедию человека, потерпевшего крах в своем стремлении честно служить народу. Ради этого он отказывается от научной карьеры, привычной обеспеченной жизни. Однако его самопожертвование оказывается напрасным. Он остается бесконечно далек от народа. Внутренне сломленный, Чеканов проходит свой путь до конца и умирает от побоев пьяной толпы мастеровых во время холерной эпидемии. Эта повесть принесла В. первый литературный успех и вместе с последовавшими за ней повестями 900 гг. создала ему репутацию художественного летописца демократической интеллигенции. Вскоре происходит окончательный поворот В. в сторону марксизма. С наибольшей отчетливостью новые идейные симпатии В. обозначились в рассказе "Поветрие" (1897). Написанный как эпилог к повести "Без дороги", рассказ был проникнут верой писателя в новые "радостные, кипучие родники борьбы и жизни", которые открылись ему в марксистском движении. К этому все ширившемуся движению решительно примыкает героиня рассказа Наташа, с которой читатель впервые познакомился в повести "Без дороги". Она находит для себя ответ, ради чего жить. Уже в первых значительных произведениях В. обозначились характерные особенности его творческой манеры. Сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, преимущественное внимание к мировоззренческим вопросам. Основным стержнем повествования у В. были идейные споры героев. Отсюда -- неизменное преобладание диалога над описанием, стремление к документальной точности в изображении жизни. Все это приводило к тесному переплетению художественного и публицистического начала, свойственному В. на протяжении всей его творческой биографии. После разрыва с народническим "Русским богатством" В. примыкает к группе "легальных марксистов", печатается в журналах "Новое слово", "Начало", "Жизнь". В 90 -- нач. 900 гг. в рассказах "Лизар", "К спеху", "Об одном доме", "Ванька", "В степи" он обращается к новой для него крестьянской теме. Своими выразительными зарисовками из народной жизни ему удалось наглядно раскрыть социальные причины тяжелого экономического положения русской деревни после реформы. Крохотные крестьянские наделы, не способные прокормить большое количество едоков, порождают у отчаявшегося мужика-кормильца, как у героя одноименного рассказа Лизара, страшную в своей бессознательной жестокости теорию о необходимости "сокращения человека" войной, болезнями и другими божьими карами. Этот рассказ получил высокую оценку Чехова и был использован в качестве иллюстрации В. И. Лениным в его труде "Развитие капитализма в России". Одновременно с занятиями литературой В. долгое время сохранял верность профессии врача. С 1894 г. он служил ординатором в больнице памяти Боткина в Петербурге, откуда в 1901 г. был уволен за революционную деятельность и выслан в родной город Тулу. Годы активной работы в сфере практической медицины не прошли даром для В.-писателя. В итоге родилась книга, которая принесла В. настоящую славу, распространившуюся за пределы России. Это были "Записки врача" (1901), в которых В. прибегает к открытой публицистике, страстной и беспощадно правдивой. Никогда до этого вопросы медицинской этики не ставились с такой остротой, но главный вывод, к которому пришел В., был тот, что "врач,-- если он врач, а не чиновник врачебного дела,-- должен прежде всего бороться за устранение тех условий", которые сокращают жизнь человека, уродуют и калечат его, "быть общественным деятелем в самом широком смысле слова".
Стр.1