Леконт-де-Лиль (Charles-Marie-Renê Leconte de Lisle) - выдающийся французский поэт, член
французской академии, основатель "парнасской" школы (1818-1894). Детство Л. провел на острове
Бурбон, где отец его был военным врачом, а в молодости много путешествовал по Индии и Востоку, что
наполнило его воображение блестящими красками тропического Юга. Первое его стихотворение "La
Vênus de Milo" произвело сенсацию и сделалось исходным пунктом парнасского движения. В 1848 г. он
приветствовал отмену рабства в колониях, хотя это разорило его семью, владевшую плантациями на о-ве
Бурбоне. Рассорившись из-за этого с семьей, Л. лишился всякой денежной помощи от родных и долго
бедствовал. Позже его материальное положение улучшилось, особенно благодаря месту библиотекаря
сената. В 1852 г. появились его "Poèmes antiques", восторженно встреченные В. Гюго, в 1854 г. - "Poèmes
et poêsies", в 1659 г. - "Le Chemin de la Croix", в 1862 г. - "Poèmes Barbares". В своих переводах греческих
классиков (Феокрита, Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида и др.) Л. сохранял архаичность текста, чтобы
точнее передать колорит подлинника. Критика очень нападала на буквальную передачу греческих имен -
Ахиллеус, Клитаймнестра и т. д. - и недостаточно оценила вследствие этого оригинальность и силу
самых переводов. Трилогию Эсхила "Орестию" Л. переделал под заглавием "Les Erinnyes" (1872).
Творчество Л. вышло из реакции против романтизма. Все то, что романтизм внес разнузданного и
беспочвенного в поэзию, парнасцы, и во главе их Л., старались вытеснить возвращением к классическим
идеалам. Ярче, чем кто-либо, Л. воплотил это стремление в "Po и mes Classiques", где он воспевает богов
и героев в их неприступной, возвышающейся над земными страстями красоте. Другая черта,
характеризующая творчество Л., - это его "невозмутимость" (impassibilitê), составляющая резкий
контраст с лиризмом романтиков. Романтизм выдвинул на первый план в поэзии отражение личной
жизни, индивидуальных отношений; Л. понимал поэзию как искусство отвлекаться от себя и предаваться
культу чистой красоты. Ни одно личное чувство, ни одно индивидуальное настроение не нарушает
строгого тона его поэм и коротких стихотворений, где героем является все человечество с его идеалами и
верованиями. Л. сходится с Ренаном в мнении о том, что каждая нация, каждая форма интеллектуальной,
религиозной и нравственной жизни народов оставляет при своем исчезновении краткую формулу,
"сокращенный тип", который навсегда делается представителем миллионов людей, давно сошедших со
сцены. "Poèmes Barbares" являются попыткой поэта воссоздать в искусстве эти кристаллизовавшиеся
типы человечества. "Qaïn", "Vigne de Naboth", "Nêferou Ra" и другие поэмы посвящены отдельным
фазисам человеческого существования и воспроизводят внутреннюю красоту каждого из типов
человечества. Это тоже своего рода "Lêgende des Siècles", в которой романтический произвол Гюго
заменен глубокой эрудицией, не вполне свободной от педантизма. В объективном творчестве Л. есть
несомненно большая красота, близкая по духу к греческой скульптуре, - но есть в нем и неподвижность,
вызвавшая в последнее время возврат к романтизму, хотя и непохожему на романтизм
предшественников Л. Творчество последнего представляет, таким образом, звено между старым
романтизмом, чуждым философии, и новым, вышедшим из научных и философских идей. Из
непосредственных последователей Л. самый замечательный - Гередиа (см.). См. Paul Bourget, "Essais de
psychologie contemporaine"; Jules Lemaître, "Les Contemporains"; Ferd. Brunetière, "L'êvolution de la poêsie
lyrique au XIX s.".
З. Венгерова.
Стр.1